Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Познакомить учащихся со способом проверки безударных гласных путем изменения числа слова.
  • Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова.
  • Формировать умение применять на практике правила проверки безударных гласных
  • Содействовать воспитанию интереса к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку "5".

СЛАЙД 1(Приложение1)

- Сегодня нас снова ждет увлекательное путешествие к тайнам родного языка. А помогут совершить это путешествие ваши любимые герои. Угадайте, кто это, послушав песенку.

Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки!
Да! Да! Да!
Но, хотя там и опилки,
Но сопелки и вопилки
Сочиняю я неплохо иногда!
Хорошо живет на свете :(Винни-Пух)

СЛАЙД 2

- Правильно, Винни-Пух, герой замечательной повести

А. Милна. А говорить по-русски этого забавного медвежонка научил известный писатель Борис Заходер. Сегодня Винни-Пух приглашает нас к себе в гости. Он получил странное послание, которое не может понять. Поможем ему?

СЛАЙД 2

Постановка цели урока.

Дарагой друк!

Как тваи дила? У миня фсе харашо! Пишы.

Сава.

- Ребята, прочитайте письмо, которое получил Винни-Пух. Что вы можете о нем сказать? (написано неграмотно, с ошибками)

- Сова написала это письмо, не соблюдая никаких правил, так как слышала. Чтобы ваши письма всегда были грамотными, нужно уметь проверять слова. Этим мы и займемся сегодня на уроке, и я уверена, что в конце нашей работы Сова запомнит несколько правил.

Минутка чистописания.

а я о е и у э ы ю

- Что общего у всех букв? (это гласные)

- На какие группы можно разделить эти буквы?

(буквы, обозначающие мягкость согласного и не обозначающие; буквы, вызывающие затруднение при письме и те, которые сомнения не вызывают).

СЛАЙД 3

- Молодцы! А какой буквы не хватает? (буквы ё)

- Что в ней особенного? (она всегда ударная)

- Напомните уважаемой Сове, какие буквы являются

"опасными" при письме? (а, я, е, и, о)

СЛАЙД 4

- Сегодня эти буквы у нас в гостях. Сова предлагает записать их красиво в тетради.

Работа над новым материалом.

- Хорошо живется гласной под ударением: все ее слышат и четко произносят. А что же делать безударной бедняжке? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются мнения детей).

- Давайте ей поможем!

Рассмотрите рисунки СЛАЙД 5

чтоо изображено? (предметы)

Запишите слова-названия предметов в тетради в столбик.

слон

грач

стол

дом

СЛАЙД 6

- Что между ними общего? (односложные, в единственном числе, гласный находится в сильной позиции).

- Измените слово так, чтобы гласный оказался в слабой позиции. Что для этого нужно сделать? (можно поставить слово во множественное число, например, слон - слоны; звук [ы] будет под ударением, т.е. в сильной позиции, а второй гласный - в слабой). СЛАЙД 7

- Хорошо! А какую букву будем писать после [л] во втором слове? (неизвестно, т. к. возникает выбор: a или о)

Дети могут сами высказать мысль, что в словах первого столбика гласный находится в сильной позиции, а значит, буква будет такая же.

Аналогичная работа проводится с остальными словами. Запись в тетради:

слон - сл а/оны ? - слоны

грач - гр а/о чи? - грачи

стол - ст а/о лы ? - столы

дом - д а/о ма ? - дома

СЛАЙД 8

- Какие из этих слов являются проверяемыми? (слова третьего столбика, в которых гласный в слабой позиции, значит, появляется "опасное" место при письме)

- А какие проверочными? (слова первого столбика, где гласный под ударением, в сильной позиции).

- Какой вывод можно сделать? (безударный гласный для проверки нужно поставить под ударение).

- Молодцы, вы очень хорошо поработали, а теперь друг Вини-Пуха Тигра приглашает нас отдохнуть.

Физминутка

Мы писали, мы писали,
А теперь мы тихо встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Теперь пальчики встряхнем
И опять писать начнем.

СЛАЙД 9

- Продолжаем нашу работу.

- Самый осторожный друг Винни-Пуха, ослик Иа-Иа, предупреждает вас, что безударный гласный требует особого внимания. Чтобы было легче запомнить правило проверки безударных гласных, он предлагает вам рифмовку:

Безударный гласный! Стоп!
Писать его опасно!
Чтоб развеять все сомненья,
Ставьте звук под ударение.

СЛАЙД 10

- Какую особенность заметили при работе с данными словами? (слова во множественном числе - проверяемые, а в единственном - проверочные).

- Молодцы! А возможен ли другой способ проверки, чтобы проверочное слово стояло во множественном числе? (выслушиваются мнения детей).

- Чтобы проверить ваши догадки, обратимся к учебнику (стр. 97, упр. 115).

Упражнение выполняется коллективно, с объяснением. Запись в тетради:

Кр:ты - крот - кроты.

М:чи - мяч - мячи.

Сн:пы - сноп - снопы.

Гр:бы - гриб - грибы.

- Давайте сделаем вывод! Что нужно сделать, чтобы без ошибок написать безударный гласный? (подобрать проверочное слово, изменив число).

Безударный гласный проверяю -

Число у слова изменяю!

СЛАЙД 11,12

- Теперь, я думаю, Сова сможет исправить некоторые ошибки в своем письме.

- Давайте запишем в тетради правильный вариант.

Запись с комментированием, подбором проверочных слов в изученных случаях.

СЛАЙД 13

Первичное закрепление.

а) работа по учебнику (стр.98, упр. 117)

В задании отрабатывается умение подобрать проверочное слово, изменив число (ед.ч. мн.ч.)

б) игра - соревнование (проводится по рядам)

- А сейчас наши друзья предлагают нам немного поиграть и выяснить, как вы поняли новую тему. Нужно подобрать и записать проверочное слово и правильно вставить букву. Каждый ряд выполняет свой столбик.

Гр:чи -

Д:ска -

С:ва -

З:мля -

Ш:рфы -

К:за -

Вр:чи -

М:ря -

Ч:сло -

Гр:да -

Сл:ды -

Гр:за -

Л:цо -

П:ро -

Ст:на -

СЛАЙД 14

После выполнения задания проводится коллективная проверка.

Итог урока.

- С какой орфограммой мы сегодня работали?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Спасибо за работу! Наши сказочные друзья прощаются с нами и желают отличных отметок!

Домашнее задание.

Упражнение 118 на странице 99, правило на странице 99.