Задачи урока:
- Познакомить учащихся со способом проверки безударных гласных путем изменения числа слова.
- Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова.
- Формировать умение применять на практике правила проверки безударных гласных
- Содействовать воспитанию интереса к родному языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку "5".
СЛАЙД 1(Приложение1)
- Сегодня нас снова ждет увлекательное путешествие к тайнам родного языка. А помогут совершить это путешествие ваши любимые герои. Угадайте, кто это, послушав песенку.
Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки!
Да! Да! Да!
Но, хотя там и опилки,
Но сопелки и вопилки
Сочиняю я неплохо иногда!
Хорошо живет на свете :(Винни-Пух)
СЛАЙД 2
- Правильно, Винни-Пух, герой замечательной повести
А. Милна. А говорить по-русски этого забавного медвежонка научил известный писатель Борис Заходер. Сегодня Винни-Пух приглашает нас к себе в гости. Он получил странное послание, которое не может понять. Поможем ему?
СЛАЙД 2
Постановка цели урока.
Дарагой друк!
Как тваи дила? У миня фсе харашо! Пишы.
Сава.
- Ребята, прочитайте письмо, которое получил Винни-Пух. Что вы можете о нем сказать? (написано неграмотно, с ошибками)
- Сова написала это письмо, не соблюдая никаких правил, так как слышала. Чтобы ваши письма всегда были грамотными, нужно уметь проверять слова. Этим мы и займемся сегодня на уроке, и я уверена, что в конце нашей работы Сова запомнит несколько правил.
Минутка чистописания.
а я о е и у э ы ю
- Что общего у всех букв? (это гласные)
- На какие группы можно разделить эти буквы?
(буквы, обозначающие мягкость согласного и не обозначающие; буквы, вызывающие затруднение при письме и те, которые сомнения не вызывают).
СЛАЙД 3
- Молодцы! А какой буквы не хватает? (буквы ё)
- Что в ней особенного? (она всегда ударная)
- Напомните уважаемой Сове, какие буквы являются
"опасными" при письме? (а, я, е, и, о)
СЛАЙД 4
- Сегодня эти буквы у нас в гостях. Сова предлагает записать их красиво в тетради.
Работа над новым материалом.
- Хорошо живется гласной под ударением: все ее слышат и четко произносят. А что же делать безударной бедняжке? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются мнения детей).
- Давайте ей поможем!
Рассмотрите рисунки СЛАЙД 5
чтоо изображено? (предметы)
Запишите слова-названия предметов в тетради в столбик.
слон
грач
стол
дом
СЛАЙД 6
- Что между ними общего? (односложные, в единственном числе, гласный находится в сильной позиции).
- Измените слово так, чтобы гласный оказался в слабой позиции. Что для этого нужно сделать? (можно поставить слово во множественное число, например, слон - слоны; звук [ы] будет под ударением, т.е. в сильной позиции, а второй гласный - в слабой). СЛАЙД 7
- Хорошо! А какую букву будем писать после [л] во втором слове? (неизвестно, т. к. возникает выбор: a или о)
Дети могут сами высказать мысль, что в словах первого столбика гласный находится в сильной позиции, а значит, буква будет такая же.
Аналогичная работа проводится с остальными словами. Запись в тетради:
слон - сл а/оны ? - слоны
грач - гр а/о чи? - грачи
стол - ст а/о лы ? - столы
дом - д а/о ма ? - дома
СЛАЙД 8
- Какие из этих слов являются проверяемыми? (слова третьего столбика, в которых гласный в слабой позиции, значит, появляется "опасное" место при письме)
- А какие проверочными? (слова первого столбика, где гласный под ударением, в сильной позиции).
- Какой вывод можно сделать? (безударный гласный для проверки нужно поставить под ударение).
- Молодцы, вы очень хорошо поработали, а теперь друг Вини-Пуха Тигра приглашает нас отдохнуть.
Физминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь мы тихо встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Теперь пальчики встряхнем
И опять писать начнем.
СЛАЙД 9
- Продолжаем нашу работу.
- Самый осторожный друг Винни-Пуха, ослик Иа-Иа, предупреждает вас, что безударный гласный требует особого внимания. Чтобы было легче запомнить правило проверки безударных гласных, он предлагает вам рифмовку:
Безударный гласный! Стоп!
Писать его опасно!
Чтоб развеять все сомненья,
Ставьте звук под ударение.
СЛАЙД 10
- Какую особенность заметили при работе с данными словами? (слова во множественном числе - проверяемые, а в единственном - проверочные).
- Молодцы! А возможен ли другой способ проверки, чтобы проверочное слово стояло во множественном числе? (выслушиваются мнения детей).
- Чтобы проверить ваши догадки, обратимся к учебнику (стр. 97, упр. 115).
Упражнение выполняется коллективно, с объяснением. Запись в тетради:
Кр:ты - крот - кроты.
М:чи - мяч - мячи.
Сн:пы - сноп - снопы.
Гр:бы - гриб - грибы.
- Давайте сделаем вывод! Что нужно сделать, чтобы без ошибок написать безударный гласный? (подобрать проверочное слово, изменив число).
Безударный гласный проверяю -
Число у слова изменяю!
СЛАЙД 11,12
- Теперь, я думаю, Сова сможет исправить некоторые ошибки в своем письме.
- Давайте запишем в тетради правильный вариант.
Запись с комментированием, подбором проверочных слов в изученных случаях.
СЛАЙД 13
Первичное закрепление.
а) работа по учебнику (стр.98, упр. 117)
В задании отрабатывается умение подобрать проверочное слово, изменив число (ед.ч. мн.ч.)
б) игра - соревнование (проводится по рядам)
- А сейчас наши друзья предлагают нам немного поиграть и выяснить, как вы поняли новую тему. Нужно подобрать и записать проверочное слово и правильно вставить букву. Каждый ряд выполняет свой столбик.
Гр:чи -
Д:ска -
С:ва -
З:мля -
Ш:рфы -
К:за -
Вр:чи -
М:ря -
Ч:сло -
Гр:да -
Сл:ды -
Гр:за -
Л:цо -
П:ро -
Ст:на -
СЛАЙД 14
После выполнения задания проводится коллективная проверка.
Итог урока.
- С какой орфограммой мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Спасибо за работу! Наши сказочные друзья прощаются с нами и желают отличных отметок!
Домашнее задание.
Упражнение 118 на странице 99, правило на странице 99.