Цель урока: формирование представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, воспитание патриотизм.
Задачи:
- развивать умение рассказывать о событиях и их участниках;
- формировать познавательный интерес к изучаемому учебному предмету, расширять кругозор;
- развивать диалогическую и монологическую речь, память, внимание
- воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое советского народа.
Оборудование: выставка книг по теме “Великая Отечественная война”, поднос с хлебом.
Ход урока
1. Организационный момент
– Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек, хочет он этого или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о тех событиях и людях, которые своими поступками оставили огромный след в истории.
2. Актуализация знаний
– На прошлом уроке мы приступили к изучению раздела “Россия в XX веке” и разбирали тему “События начала века”.
У каждого из вас на столе лежат листы с событиями и открытиями, произошедшими в разное время.
Ваша задача – отметить только те события и открытия, произошедшие в начале XX века.
а) изобретение первых автомобилей;
б) объединение советских республик в союзное государство – Советский Союз, или Союз Советских Социалистических Республик (СССР);
в) создание первого в нашей стране детского театра;
г) изобретение мобильного телефона;
д) курсы по ликвидации безграмотности.
3. Определение темы урок.
– Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда началась?
– Сколько лет длилась?
– Когда народ отмечает День Победы?
(Сообщение темы урока.)
– 1 сентября 1939 г. Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война.
Почему война называется Мировой? ( Вовлечены многие государства)
Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.
(На доске: 22 июня 1941 год)
4. Работа по теме урока.
– 22 июня 1941г. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря до Черного моря. Гитлер рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.
– Одно из первых сражений произошло пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои.
К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона, некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава, всего 7—8 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).
С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) во взаимодействии с частями соседних соединений. По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.
22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Волынском и особенно на Кобринском укреплении, где дело доходило до штыковых атак. К вечеру 24 июня немцы овладели Волынским и Тереспольским укреплением, а остатки гарнизона последнего, видя невозможность держаться, ночью переправились в Цитадель. Таким образом, оборона сосредоточилась в Кобринском укреплении и Цитадели. На Кобринском укреплении к этому времени все защитники (около 400 человек) сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7—8 атак, причём применялись огнемёты; 26 июня пал последний участок обороны Цитадели возле Трёхарочных ворот, 30 июня — Восточный форт. Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы. Одна из надписей в крепости гласит: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.” По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.
– Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве.
(Чтение наизусть стихотворений подготовленными учащимися)
1. Убийцы забрались далеко
До самой столицы дошли
И видели даже в бинокль
Москву-сердце нашей земли.2. Тысячи женщин с детьми спозаранку
Рыли на подступах рвы,
Чтоб крестоносцы – фашистские танки
Не добрались до Москвы!3. Фашисты ужасно спешили попасть
На ноябрьский парад.
Парадную форму пошили
Готовили грудь для наград.4. Нет, планам фашистским не сбыться!
Не выйдет по твоему гад!
Парад состоялся в столице-
Советский военный парад!
– Прямо с Красной площади, главной площади страны, бойцы отправлялись на передовую громить врага.
Летом 1942 г. Фашисты начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда (Волгограда)
Сталинградская битва длилась более 6 месяцев. В плен были взяты свыше 330 тысяч гитлеровцев. Эта битва переломила ход всей войны. Красная Армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград.
Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали жизненно важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР, в том числе, Кавказом и Закавказьем. Таким образом, захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением, противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера — делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом. Однако некоторые исследователи считают, что главной причиной, по которой Гитлер настаивал на захвате и удержании города (даже тогда, когда угроза окружения армии стала очевидной), являлась, якобы, его секретная договоренность с руководством Турции о вступлении её в войну сразу же после того, как Вермахт сделает невозможной переброску по Волге советских войск и вооружений в Закавказье.
Победа советских войск в Сталинградской битве является крупнейшим военно-политическим событием в ходе Второй мировой войны. Великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны.
В Сталинградской битве со всей силой проявились новые черты военного искусства Вооружённых сил СССР. Советское оперативное искусство обогатилось опытом окружения и уничтожения противника.
– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 г. Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября, а затем город стал подвергаться систематическим массированным налетам вражеской авиации. Один из самых крупных налетов был 19 сентября 1941 г., в нем участвовало 276 фашистских самолетов, в течение дня Ленинград бомбили шесть раз. За время блокады фашисты сбросили на город более 107 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов. Были разрушены дома. Получили повреждения Русский музей, Эрмитаж, Таврический, Мариинский, Строгановский и другие дворцы, была полностью разрушена Пулковская обсерватория, разбиты и разграблены пригороды Ленинграда: Пушкин, Петергоф, Павловск, Гатчина.
Ленинградцы поднялись на защиту Родины: они вступали в партизанские отряды, сражались на фронте, строили оборонительные рубежи. Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали глубоко эшелонированную, многополосную оборону. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город. Уже в первые месяцы войны началась эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценностей из музеев и различных учреждений. 20 августа немцы заняли г. Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. Над городом нависла непосредственная опасность. Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошел к городу. 30 августа немецко-фашистские войска, совершив прорыв на станции Мга, перерезали последнюю железнодорожную ветку, соединявшую Ленинград со страной. С 4 сентября начались систематические артобстрелы города 8 сентября был захвачен Шлиссельбург, и сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей прекратилось. Началась 900-дневная блокада
Запасы продовольствия для войск и населения были крайне ограниченны, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеб, крупа и мясо на 30–35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября.
В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300г хлеба, а все остальные – по 150г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Крупу выдавали по 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.
Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250г на рабочую карточку и 125г – на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.
Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.
28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя
ленинградская девочка Таня Савичева сделала в
этот день первую запись в своем дневнике:
"Женя умерла 28 декабря в
12.00 час. утра 1941 г.".
Несколько нарушая
хронологию, приведем остальные записи этого
потрясающего дневника, состоящего всего лишь из
нескольких строк:
"Бабушка умерла 25 янв. 3
ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5
час. утра 1942
Дядя Вася умер 13 апр. 2
ч. ночь 1942
Дядя Леша 10 мая в 4 ч.
дня 1942
Мама 13 мая в 7.30 утра 1942
Савичевы умерли.
Умерли все".
Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии
Васильевского острова в доме №13? Женя, старшая
сестра Тани, работала в конструкторском бюро на
Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть
Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на
судостроительном заводе. Дядя Вася и Дядя Леша,
братья Таниного отца, работали в книжном
магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка
Евдокия Григорьевна домовничали.
Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её,
правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод
настолько подорвал здоровье девочки, что она
умерла.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на
Нюрнбергском процессе как один из обвинительных
документов против фашистских преступников.
Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, но вылечить ее не удалось, она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьковской области. В 1972 г. в поселке Шатки на ее могиле был открыт памятник. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.
(Чтение наизусть стихотворения Сергея Смирнова “Таня Савичева” (из поэмы “Дневник и сердце”) подготовленным учеником)
На берегу Невы, В музейном зданье, Хранится очень скромный дневничок Его писала Это – всем живущим
|
И гласят о жизненном накале Сорок две святых его строки. В каждом слове – емкость телеграммы, Глубь подтекста, Ключ к людской судьбе, Свет души, простой и многогранной, И почти молчанье о себе... Это смертный приговор убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это – боль, которая клубится. Это – сердце, что летит сюда... Время удлиняет расстоянья Между всеми нами и тобой. Встань пред миром, Савичева Таня, Со своей Немыслимой судьбой! Пусть из поколенья в поколенье Эстафетно Шествует она, Пусть живет, не ведая старенья, И гласит Про наши времена! |
5. Закрепление изученного.
– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? ( На легкую победу)
– Где одержали первую победу воины Красной Армии? ( Под Москвой)
_ Когда начались бои за Сталинград? ( Летом 1942г.)
– Где разгорелось сражение летом 1943г.? ( Под Курском)
– Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900)
– Когда была освобождена территория Советского Союза? (В 1944.)
– Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
– Какой ценой досталась победа? (27 миллионов жизней унесла. В руинах были города и села)
6. Итог урока.
Подготовленные дети читают выдержи из дневников.
1) Декабрь, Лидия Охапкина: “Один раз на рынке-толкучке удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели... Другой раз мне удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла”.
2) Фаина Прусова: “По совету одной старушки сварила обои. Но стало так противно – тут же выбросила, только воду испортила. Сварила и ремень (дворник посоветовал) – тоже мутная, грязная вода. Вылила... И вот здесь мы дали все друг другу слово – не психовать, не есть всякую дрянь, и будь что будет... Дома я соблюдаю чистоту. Думаю, что это нас поддержало. Подаю всегда на тарелочке... Воды не было – ходила на Неву с бидончиками... Да, люди едят кошек, собак... А я радуюсь, что дети мои не теряют человеческого образа”.
3) Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: “Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству... выхода нет. Тупик... Голод. Страшный голод... Какой страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность... я постиг свой удел... Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел... Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором... Я недостойный сын своей матери”. “3 января 1942 г.: ... Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза... Я весь обовшивел... Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить... Нет никакой надежды”.
– Ребята, возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от нападения фашистской Германии.
Домашнее задание: написать сочинение “Вклад моей семьи в Великую Отечественную войну”.