Экологизация учебного процесса младших школьников

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Я, Андрющенко Любовь Владимировна, работаю в МБОУ СОШ № 153 города Новосибирска 19 лет. В течение ряда лет я углубляю и развиваю технологию по методической теме “ Экологизация учебного процесса младших школьников”. По моему мнению, для формирования экологической культуры очень важным является осознанное эстетическое отношение к природным объектам и явлениям. Вся работа по экологическому воспитанию учащихся говорит о том, что дети чувствуют гармонию природы, замечают, что всё в ней взаимосвязано, подчинено единым законам. Это можно пронаблюдать на уроках, например, литературного чтения.

Тема урока

Жизнь и творчество Н.И.Сладкова

Имя урока

Лес не школа, а всему учит

Цель урока: систематизация и обобщение знаний о жизни и творчестве Н.И.Сладкова

Задачи: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по данной теме;

– развить коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес;

– воспитать общую культуру, эстетичное восприятие окружающего;

– создание условий для самооценки, реализации как личности.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений.

Чтобы дети меньше устали, я старалась чаще менять виды деятельности: беседа чередовалась с чтением по ролям, слушанием рассказа, музыки (пение птиц)

На уроке мною были использованы различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Использовались различные виды чтения:

а) чтение по ролям специально подготовленных детей. Цель такой работы: во– первых, показать выразительность чтения, во-вторых, для лучшего восприятия текста, а в-третьих, показать как надо бегло и правильно читать текст, состоящий из диалога
б) чтение части текста учителем. Образец чтения.
в) выборочное чтение. Ответы на вопросы, опираясь на текст.
г) чтение шепотом.

При работе над развитием речи использовались методы работы:

Анализ текста по вопросам, беседа

Средства: наглядный материал (выставка книг) компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Орг. момент

Настрой на урок
Здравствуйте! Садитесь!
Улыбнитесь друг другу!

II. Целеполагание

Начинаем урок-конкурс по внеклассному чтению.

А какая его тема? Угадайте!

Подсказка-это стихотворение

– Есть у ребят зеленый друг,
– Веселый друг, хороший,
– Он им протянет сотни рук
– И тысячи ладошек!

Что за друг у ребят?

Это ЛЕС!

Тема нашего урока

“Лес не школа, а всему учит!”

По рассказам Н.И.Сладкова

Слайд

– Узнали кто это?

– Да, это портрет Николая Ивановича Сладкова

– О ком или о чем пишет этот писатель?

(Говорят дети)

Показ

Выставка книг

Прочитав эти книги, мы словно школу природы закончили. Много становится нам известно о жизни в лесу, в поле, на болоте, под водой и воздухе.

А что мы узнали о самом писателе и его творчестве. Предлагаю ответить на вопросы. (За каждый ответ смайлик, который складываем в свой карманчик)

Конкурс 1

Приготовились?!

(Дети говорят хором)

На столе карточки-опросники.

В них: вопрос и три варианта ответа.

Выбирайте правильный и подчеркните его.

– Отметили.

– Проверим.

Читаю слайды

Ответили на 5 вопросов, положили карточки на уголок парты.

Вы привыкли к тому, что вас в школе учат, а оказывается, лес тоже учит и учит многому. Но чтобы научиться у леса надо знать некоторые правила.

Какие?

Давайте внимательно послушаем отрывок из рассказа “Лесные тайнички”

(Чтение)

  • Какие 3 правила мы должны помнить приходя в лес на учебу?

Слайд

1 ряд – хочешь увидеть – стань невидим,

2 ряд – хочешь услышать – стань неслышим,

3 ряд – хочешь узнать – затаись и послушай, что вокруг тебя…

Каждую секунду, с каждой прочитанной страницей читатель делает все новые и новые открытия.

И сейчас я вам предлагаю отправиться в лес за новыми открытиями!

– В лес зачем ходят?

(Ответы детей)

В лес ходят по ягоды, по грибы, по орехи.

А, что если отправиться по загадки?

Подумаешь, грибы да ягоды: собрал, принес – и делу конец. А соберешь загадки -делу только начало. Нашел загадку – отгадку подавай. Значит, снова в лес идти, отгадку ищи. И пошло-поехало!

Загадки в лесу на каждом шагу.

Смотри внимательно и насобираешь целую корзину.

Конкурс 2

“Лесными тропинками”

– Найдите в тексте и прочитайте загадку.

Рассказ “Что ищет в лесу крот”

  • Загадка про крота

(Газетная статья ; читают дети)

Рассказ “Заяц загадывает загадку”

  • Загадка про зайца

Это две загадки, а сколько еще загадок!!!

Мы с вами хорошо поработали, а сейчас отдохнём!

Физминутка для глаз.

Конкурс 3

“Узнай герой”

(К доске выходят дети с иллюстрациями к рассказам Н.И.Сладкова)

– Угадайте из какого произведения этот герой? Назовите.

Конкурс 4

“Загадочный зверь”

На каждой парте – карточка – опросник №4

“Узнай зверя по описанию”

– Прочитайте шепотом.

Карточка

Питается жуками и муравьями, но не дятел; осами и шмелями, но не птица-осоед; мышами, но не кошка; рыбой, но не цапля. Угадай кто это?

– Угадали, напишите на карточке ответ.

– Проверим. Это белка. (Слайд)

– Про кого еще писал автор? (ответы детей)

– А где они живут

– В лесу.

Для всех зверей и птиц лес-это их общий дом. К сожалению, есть люди, которые разрушают этот дом. Обижают деревья.

Послушайте разговор дуба и рябины. ( слайд)

– Чтение по ролям.

– Кто обидел эти деревья?

– Чему нас учит этот рассказ?

– Найдите синонимы к слову ободрали!

(ответы детей)

Каждый человек должен научиться:

– Уважать, беречь родную природу, знать ее, ничего не делать сгоряча, второпях, не долго думая…

Это правило не следует забывать ни в лесу, ни в школе, ни дома, ни на улице!

Итог урока:

– Что узнали на этом уроке? (ответы детей)

Сейчас каждый ценит свою работу на уроке. В этом нам поможет

“Лестница успеха”

Выбранного Вами смайлика закрась. Обоснуйте свой выбор.

– У кого от 5 до 20 смайликов?

– Молодцы!

– У кого 5 смайликов?

– Постарайся!

Д/з: на выбор

  • Фотовыставка по мотивам рассказов Н.И.Сладкова;
  • Найти пословицы и загадки о животных и птицах;
  • Найти статьи из газет и журналов о животных.

Н.И.Сладков писал: “Не знаю как вам, а мне при виде сожженных и ободранных берез становится так стыдно, будто я сам это сделал.

А там, где взрослые и ребята относятся к природе иначе, с уважением, природа им платит за это. Она поит их целебной водой, овевает целебным воздухом, радует глаз чудесными красками, а ухо – звуками прекрасными”

Звучит диск (пение птиц)

Урок окончен!

До свидания!