Цели урока:
- уточнить знания учащихся о зимующих в городе птицах; учить различать их,
- раскрыть понятие о роли птиц в жизни человека и окружающей среды;
- учить думать, мыслить, рассуждать, делать правильные выводы;
- работать над развитием речи учащихся, обогащением словарного запаса;
- развивать наблюдательность, внимание,
- воспитывать чуткость., неравнодушие;
- вырабатывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать и выслушивать мнение других.
Оборудование:
фотографии птиц постоянно живущих в городе и птиц, прилетающих на зимовку. таблички с названием темы урока и со словами – терминами ( кочующие птицы, перелётные, зимующие, орнитологи, экология, экологи, пернатые); буклеты; выставка кормушек.
Для учащихся: “ Окружающий мир, Рабочая тетрадь.1 класс” А.А. Плешаков, кроссворд на тему “Птицы”.
ТСО: магнитофон, кассета с записями музыкального альбома П.И. Чайковского “Времена года”; ноутбук, проектор, экран для показа презентации.
Предварительная работа.
Детям на классном часе рассказывается о кормушках для птиц, показываются образцы кормушек, раздаются буклеты (приложение 1)с информацией о том, какая предстоит подготовка к данному уроку. На уроках трудового обучения дети изготавливают кормушки из бросового материала (тетрапакеты из под молока, сока, пластиковые бутылки ит.п.) . Во время прогулок дети наблюдают за птицами, прилетающих к жилью человека. Учатся различать их по внешнему виду, узнавать их голоса.
Ход урока
1.Организационный момент.
В сопровождение музыки П.И.Чайковского “Времена года. Декабрь” ученик читает отрывок из стихотворения Сергея Есенина “Поёт зима-аукает”:
“Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней,
А вьюга с рёвом бешенным
Стучит по ставням свешенным,
И злится всё сильней!”
2. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам с вами предстоит сделать немало открытий. Вы наверно уже догадались, кому посвящён наш урок? Да, птицам, которые живут рядом с нами. Мы постоянно видим их на улицах нашего города, в парке, в лесу. Кажется, что жизнь птиц легка и беззаботна. Но это не совсем так. В тёплое время года-весной, летом и осенью птицы не испытывают недостатка в пище: много насекомых, семян и ягод на деревьях, кустарниках. Но пришла зима. Наступили холода. Исчезли насекомые, меньше стало семян и ягод. Некоторые птицы улетели в тёплые края до наступления весны, некоторые остались в городе. Кроме них к нам прилетели зимовать птицы из других мест: свиристели, снегири, дрозды-рябинники. Перебрались из леса, пригородной зоны галки . вороны, сороки, синицы, поползни. Трудно стало добывать корм, особенно небольшим птичкам.
Как же им помочь? Нужно ли это делать вообще? Какую роль в нашей жизни играют птицы? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы на нашем уроке. Ещё мы познакомимся с новыми словами-терминами, узнаем их значение.
3. “Открытие” детьми новых знаний.
– Этот урок, как и буклет, который вы уже получили на классном часе мы подготовили для вас, ребята, вместе с учителем информационной культуры Зотеевой Жанной Анатольевной. Она будет показывать вам презентацию к нашему уроку. Будет давать необходимую информацию, которая поможет вам открыть для себя что-то новое о зимующих птицах и узнать значение новых слова. У вас на партах лежат листочки, на которых напечатаны эти слова с пояснением их значения. А я в ходе просмотра вами слайдов задам вам вопросы. Будьте внимательны.
Презентация.
Слайд 2
Знакомство с новыми понятиями: осёдлые, кочующие, перелётные.
– Каких птиц из зимующих в нашем городе вы можете назвать “кочующими” в качестве примера?
Слайд 3.
– Кто из этих птиц мы постоянно видим на городских улицах?
Слайд 6.
– Какую пользу приносят птицы для здоровья человека, уничтожая насекомых -вредителей?
– Попробуйте дома с помощью родителей решить предложенную задачу: сколько человек вы обеспечите свежим воздухом, насыпая зимой корм для птичек, хотя бы в одну кормушку!
Слайды 7-9
– В зимнее время можно подкармливать и тех птиц, которых мы можем встретить в лесу. Посмотрите на таблицу и внимательно послушайте, чем можно угостить пернатых друзей.(приложение 2).
Слайд 10
– Прочитайте в словаре терминов(приложение 2), кто такие орнитологи, что они изучают.
– Чем нельзя кормить птиц?
– Почему важно только подкармливать птиц, а не кормить их обильно, то есть досыта?
Слайд 11
– На уроках трудового обучения мы с вами изготовили кормушки и коробок из под молока и сока, пластиковых бутылок. Некоторые ребята смастерили кормушки дома с родителями. Мы провели выставку кормушек (рисунок 1). А из чего ещё можно изготовить кормушку?
Слайд 12
– Что изучает экология?
– Кто такие экологи? (приложение 2).
4. Физкультурная пауза.
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах).
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на левой, а потом на правой ноге),
Завертелась, как волчок (повороты туловища налево, направо).
Вот присела на минутку (дети выполняют приседания).
Почесала клювом грудку.
И с дорожки – на плетень (дети выполняют взмахи руками)
Полетела: тень-тень-тень!
5. Практическая часть урока.
– Прежде, чем вы приступите к выполнению заданий. Которые будут вам предложены, давайте проведём разминку. Я буду загадывать загадки про птиц, а вы постараетесь отгадать о ком ид1т речь.
Спинка зеленовата, | Окраска сероватая. |
Животиком желтовата. | Повадка – вороватая. |
Чёрненькая шапочка | Известна всем персона. |
и полоска шарфика. (Синица). | Зовут её…(ворона) |
По дереву вниз головой! | Налетели к нам метели, |
Бежит в одежде голубой (поползень). | Прилетели…(свиристели) |
– Молодцы, ребята! Всё правильно отгадали. Значит вы были очень внимательны. А теперь приступайте к выполнению заданий в рабочей тетради (стр.23-24. задания 1,2)..
Дети самостоятельно выполняют задания: рисуют кормушки, которые они сделали сами, а затем определяют названия птиц(соединяют рисунок птички с соответствующей подписью)..
Взаимопроверка.
– Обменяйтесь тетрадями и вместе проверьте, как вы справились с заданием 2 , стр.24.
– Поблагодарите друг друга за работу.
Работа в парах.
– А сейчас попробуйте вместе разгадать кроссворд про птиц (приложение 3).
(После выполнения данного задания дети сдают работы на проверку).
6. Подведение итогов урока
– Что вам понравилось на уроке? Всё ли вам было понятно?
– Каких зимующих птиц мы можем увидеть на улицах города, в парках или в лесу?
– Почему их нужно подкармливать?
– Какую роль в жизни человека играют птицы?
– Какие новые слова термины вы узнали7 Давайте повторим ,что они означают.
– Сможете ли вы различать птиц по внешнему виду?
– Как ещё их можно различить?
– Какой корм можно давать птицам, а какой нельзя?
– Мы уже разместили кормушки в нашем школьном дворе . Даже одну из них родители помогли закрепить за окном нашего класса. (рисунки 2-11)Вы принесёте корма для птиц . Мы будем насыпать его в кормушки во время прогулок и продолжим наблюдать за поведением птичек, слушать их голоса.
7. Домашние “заготовки”.
– Дома, ребята, вы можете сами или с родителями выполнить следующие задания:
- придумать загадку или сочинить стихотворение о птицах, оформить эти работы,
- сделать книжку-малышку, буклет , стенгазету или презентацию по теме нашего урока,
- изготовить различные настольные игры по теме “Птицы,
- подумать, из чего и как ещё можно смастерить кормушки.
(Весь материал, созданный деть может быть использован, например, при проведение викторины).
– Спасибо всем за работу на уроке.
Список используемой литературы
- А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова “Мир вокруг нас” методическое пособие, Москва, “Просвещение”, 2006 г.
- А.А. Плешаков “Атлас-определитель. От земли до неба”, Москва, “Просвещение”, 2009 г.
- Л.В.Коваленко “Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе”, Саратов. ОАО “Издательство “Лицей”, 2002г.
- В.И.Коваленко “Школа физкультминуток” 1-4 классы, Москва, “ВАКО”, 2005 г.