Цели урока:
- Обобщить знания по теме Европа.
- Развивать коммуникативную культуру при работе в группах.
- Воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям европейских стран и народам этих стран.
Оборудование: карточки для ответов (индивидуальные и для командных ответов), презентация к уроку, аудиозаписи европейских мелодий (“Сиртаки”, “Фламенко”, группа “АВВА”, исландская музыка, песни Мирей Матье и Демис Руссоса и др.) оценочные листы, атласы.
Класс перед уроком произвольно делится на 4-5 групп (произвольно). Ребята придумывают название командам и вписывают фамилии учащихся в оценочные листы.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы завершаем разговор о Европейских странах. Урок пройдёт в виде интеллектуальной игры по теме “Галопом по Европе”. Напишите название команды на “визитке” и мы начинаем.
Европа — это многообразие похожих по культуре стран, в основном экономически развитых. Хорошие условия труда и жизни привлекают в наиболее развитые европейские страны множество мигрантов.
Европа играла и играет огромную роль в истории человечества. Ее называют колыбелью Западной цивилизации, именно здесь появились представления о правах человека, свободе, равенстве. Сегодня Европа, перенесшая две кровопролитные мировые войны, стремится быть территорией мира и сотрудничества, где каждая страна, тем не менее, пытается сохранить свое национальное своеобразие.
Россия поддерживает с европейскими странами самые тесные отношения, они являются ее главными торговыми партнерами.
Для того, чтобы отправиться в путешествие по Европе, давайте вспомним, какие природные особенности, особенности размещения населения связаны с данным регионом и что они означают.
Разминка. Экспресс-опрос по вариантам
Учащимся нужно соотнести понятия и их определения (1 вариант – найти определения понятий №№ 1-7, 2 вариант – №№ 8-14). Листы с ответами сдать.
1) Морена; 2) Гейзер; 3) Пустошь; 4) Сирокко; 5) Мистраль; 6) Полонина; 7) Фьорд; 8) Плато; 9) Дюна; 10) Шхеры; 11) Хутор; 12) Польдер; 13) Карст; 14) Архипелаг. |
Определения: а) группа близко расположенных островов, имеющих общее происхождение и сходное строение; б) сильный холодный сухой ветер, дующий в долине реки Роны; в) периодически фонтанирующий горячий источник; г) явление растворения горных пород подземными водами; д) узкий глубокий морской залив, далеко вдающийся в сушу; е) песчаный холм на побережье, возникший под действием ветра; ж) равнинное пространство, возвышающееся над окружающей местностью, ограниченное хорошо выраженными склонами или обрывами; з) горные породы, перенесенные ледником; и) группа небольших скалистых островов; к) осушенный участок затопляемого морем побережья, защищенный дамбами; л) однообразная равнина с бедными почвами, покрытая зарослями вереска, иван-чая и др.; м) сельское поселение с небольшим количеством дворов; н) жаркий, сухой, пыльный южный ветер из пустынь Северной Африки; о) субальпийский луг выше границы леса в Карпатах. |
Переходим к самому путешествию. Звучит музыка, озвучиваются правила игры. Каждый вопрос обсуждается командой 30 сек. и сдаётся учителю или экспертам.
(Если требуется оценить каждого индивидуально, то в оценочном листе напротив фамилии ставятся + тому, кто первый в команде предложил ответ и ответ обводится – О, если он правильный. Можно просто отмечать количество угаданных командой вопросов в командной или сводной ведомости (Приложение №1). В этом случае, члены команды оцениваются одинаково. Во время обсуждения звучит музыка.
1 раунд. “Ваш завтрак, сэр…”.
1. Приготовить это блюдо очень просто: стенки горшка натереть зубчиком чеснока, нагреть в нём воду, положить натёртый “Эмментальский” сыр и сыр “Гауда”. Нагревать, всё время, помешивая, пока сыр не расплавится и не превратится в однородную густую массу. Добавить перец и мускатный орех. Нарезать хлеб кубиками и макать в блюдо. Кто придумал это блюдо и как оно называется?
(Это блюдо придумали швейцарцы. Когда ешь сырное фондю, трудно не запачкаться. Через весь стол тянутся сырные нити, ведь каждый старается почаще обмакнуть кусочек хлеба в котелок).
2. Одно из национальных блюд суп из свиного сала, капусты, моркови, лука и картошки. Туда же кладут петрушку и помидоры. Он может быть и постный, но обязательно густой. Другая “национальная вкуснятина” – солёное сало. Назовите блюдо и страну.
(Конечно же, это настоящий украинский борщ. Солёное сало – “визитная карточка” Украины).
3. В кухне этой страны очень много изделий имеющих общее название Паста: тальятелле, фарфалле, мекарони, пенне, ригатони и другие. Все их готовят в кипящей воде, а затем добавляют различные соусы или сыр. Вы должны назвать страну и блюдо.
(Это спагетти или макароны, известные нам благодаря итальянцам).
4. А вкусные палачинки очень любят особенно дети. Это любимое детское лакомство принято есть с мороженым. В какой стране, и что представляет собой это лакомство?
(Это пончики или блинчики, промазанные кремом или вареньем. Венгрия).
2 раунд. “Узнаю, не раздумывая…”.
5. Бог создал землю, а эту страну её жители. (Голландия или Нидерланды).
6. Банк этой страны – самый надёжный в мире банк. (Швейцария).
7. По этой стране туристы разъезжают на гондолах, как на такси. (Италия. Венеция).
8. Суоми, так называют жители свою страну. Здесь живёт Йоллоупуки. (Финляндия).
9. Страна огня и льда. (Исландия).
10. Ну, а эту страну можно узнать по Корриде и Фламенко. (Испания).
11. А здесь всегда собирались боги и здесь всегда все есть. (Греция).
12. Знаменитый курорт Карлови-Вари очень популярен среди туристов. (Чехия).
3 раунд. “Лучше один раз увидеть…”.
Памятник архитектуры | Фото |
Страна | Город |
13. Биг Бен | |||
14. Эйфелева башня | |||
15. Собор Александра невского | |||
16. Бранденбургские ворота | |||
17. Собор Святого Петра | |||
18. Парфенон | |||
19. Королевский замок | |||
20. Храм Штефансдом |
Выбери правильные ответы и запиши в 3-ю и 4-ю колонки.
Великобритания | Ватикан |
Франция | София |
Болгария | Берлин |
Германия | Вена |
Ватикан | Париж |
Греция | Лондон |
Польша | Афины |
Австрия | Варшава |
Ответы даны в Приложении №2.
4 раунд. “Местные знаменитости”.
Есть в мире памятники, поставленные людям и даже куклам, которых никогда не было в действительности. Это памятники литературным героям, плодам писательских фантазий.
21. Каким литературным героям Сервантеса (скульптор К. Валери, 1920-е гг.) установлен памятник на площади в Мадриде?
(Перед сидящим в задумчивости писателем – бронзовые статуи бесстрашного идальго Дон Кихота Ламанческого и его верного оруженосца Санчо Пансы, – бессмертные символы испанского духа).
22. Какой символ Копенгагена встречает всех туристов на набережной Лангелинье. Базальтовый валун помещен прямо в воду, а на нем сидит прекрасная девушка.
(Это девушка с рыбьим хвостом, сжимает в руках веточку водоросли и тоскует о навсегда потерянном любимом. Русалочка младшая из шести дочерей морского царя. Родилась она в 1837 году, когда Г. Х. Андерсен написал свою пронзительную и трагичную сказку.Памятник появился позже – его открытие состоялось 13 августа 1913 года. Создал его скульптор Эдвард Эриксен по заказу Карла Якобсена).
23. Сказка братьев Гримм про этих артистов сделала Бремен – крупнейший промышленный центр на севере Германии – известным всему миру.
(Установленный в 1951 году, памятник стал символом города. Скульптура изображает осла, пса, кота и петуха стоящими пирамидой друг на друге, как описывает их сказка: “Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту”. Эта фигура красуется в самом центре города с западной стороны здания городской ратуши, а создал ее скульптор Герхард Маркс.
Этот памятник Бременским музыкантам – не единственный. Есть их фигура и в Риге, подаренная столице Латвии тем же Бременом – городом-побратимом. Есть и в Красноярске поющие фигуры прославленных Бременских музыкантов. Но, конечно, самые доподлинные, достоверные музыканты – на главной площади города Бремен).
24. “В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантерсон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трёх самых обыкновенных ребят– Боссе, Бетан и Малыша”. Так начинается повесть известной шведской писательницы Астрид Линдгрен про обыкновенного мальчика и его необыкновенного друга. О каком персонаже идёт речь?
(Это – Карлсон, который живёт на крыше, красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!).
Иллюстрации в Приложении № 3.
Завершающий тур для индивидуального или группового решения.
Выберите верные утверждения.
- В Южной Европе расположены Испания, Италия, Греция, Бельгия, Португалия.
- Альпы и Карпаты сформировались во времена новой складчатости.
- Пушта – это венгерское название степей.
- Северная Европа была центром древнего оледенения.
- Крайняя северная точка Европы — мыс Нордкин.
- В Финляндии два официальных государственных языка — финский и шведский.
- Количество осадков, выпадающих над Центральным массивом во Франции, больше, чем количество осадков, выпадающих над окружающими равнинами.
- В Италии осадки в основном выпадают зимой.
- Крупные реки Рейн, Эльба, Висла – текут на юго-восток.
- Паданская низменность расположена в долине реки Падана.
- На Апеннинском полуострове находится два государства.
- Скандинавский полуостровсамый большой в Европе.
- Вырубка лесов, распашка земель, уничтожение многих диких животных – все это свойственно Северной Европе.
- Великобритания, Испания и Дания — королевства.
- Самая длинная река зарубежной Европы — Днепр.
- Самое большое влияние на территорию Европы оказывает Тихий океан.
- Органы власти Европейского союза находятся в Берлине.
Подведение итогов. Команды сдают оценочные листы. Эксперты или учитель называют баллы, набранные командами. За первое место выставляются – “5”, второе “4”. А так же ребята могут получить оценки за индивидуальные ответы в первом и последнем турах.
Литература:
- Учебник: Климанова О.В. География. Страноведение. – М.: Дрофа, 2008.
- Румянцев А.В. География. Страноведение. 7 класс.: рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Климановой О.В. География. Страноведение. – М.: Дрофа, 2008.
- Энциклопедия .Страны мира. Издательство “Ридерз Дайджест”, германия, 2004г.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. – Новосибирск: Дет. Лит.1992.
- Интернет-ресурсы.