Обобщающий урок по теме «Европа». 7-й класс

Разделы: География, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  1. Обобщить знания по теме Европа.
  2. Развивать коммуникативную культуру при работе в группах.
  3. Воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям европейских стран и народам этих стран.

Оборудование: карточки для ответов (индивидуальные и для командных ответов), презентация к уроку, аудиозаписи европейских мелодий (“Сиртаки”, “Фламенко”, группа “АВВА”, исландская музыка, песни Мирей Матье и Демис Руссоса и др.) оценочные листы, атласы.

Класс перед уроком произвольно делится на 4-5 групп (произвольно). Ребята придумывают название командам и вписывают фамилии учащихся в оценочные листы.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы завершаем разговор о Европейских странах. Урок пройдёт в виде интеллектуальной игры по теме “Галопом по Европе”. Напишите название команды на “визитке” и мы начинаем.

Европа — это многообразие похожих по культуре стран, в основном экономически развитых. Хорошие условия труда и жизни привлекают в наиболее развитые европейские страны множество мигрантов.

Европа играла и играет огромную роль в истории человечества. Ее называют колыбелью Западной цивилизации, именно здесь появились представления о правах человека, свободе, равенстве. Сегодня Европа, перенесшая две кровопролитные мировые войны, стремится быть территорией мира и сотрудничества, где каждая страна, тем не менее, пытается сохранить свое национальное своеобразие.

Россия поддерживает с европейскими странами самые тесные отношения, они являются ее главными торговыми партнерами.

Для того, чтобы отправиться в путешествие по Европе, давайте вспомним, какие природные особенности, особенности размещения населения связаны с данным регионом и что они означают.

Разминка. Экспресс-опрос по вариантам

Учащимся нужно соотнести понятия и их определения (1 вариант – найти определения понятий №№ 1-7, 2 вариант – №№ 8-14). Листы с ответами сдать.

1) Морена;

2) Гейзер;

3) Пустошь;

4) Сирокко;

5) Мистраль;

6) Полонина;

7) Фьорд;

8) Плато;

9) Дюна;

10) Шхеры;

11) Хутор;

12) Польдер;

13) Карст;

14) Архипелаг.

Определения:

а) группа близко расположенных островов, имеющих общее происхождение и сходное строение;

б) сильный холодный сухой ветер, дующий в долине реки Роны;

в) периодически фонтанирующий горячий источник;

г) явление растворения горных пород подземными водами;

д) узкий глубокий морской залив, далеко вдающийся в сушу;

е) песчаный холм на побережье, возникший под действием ветра;

ж) равнинное пространство, возвышающееся над окружающей местностью, ограниченное хорошо выраженными склонами или обрывами;

з) горные породы, перенесенные ледником;

и) группа небольших скалистых островов; к) осушенный участок затопляемого морем побережья, защищенный дамбами; л) однообразная равнина с бедными почвами, покрытая зарослями вереска, иван-чая и др.; м) сельское поселение с небольшим количеством дворов;

н) жаркий, сухой, пыльный южный ветер из пустынь Северной Африки;

о) субальпийский луг выше границы леса в Карпатах.

Переходим к самому путешествию. Звучит музыка, озвучиваются правила игры. Каждый вопрос обсуждается командой 30 сек. и сдаётся учителю или экспертам.

(Если требуется оценить каждого индивидуально, то в оценочном листе напротив фамилии ставятся + тому, кто первый в команде предложил ответ и ответ обводится – О, если он правильный. Можно просто отмечать количество угаданных командой вопросов в командной или сводной ведомости (Приложение №1). В этом случае, члены команды оцениваются одинаково. Во время обсуждения звучит музыка.

1 раунд. “Ваш завтрак, сэр…”.

1. Приготовить это блюдо очень просто: стенки горшка натереть зубчиком чеснока, нагреть в нём воду, положить натёртый “Эмментальский” сыр и сыр “Гауда”. Нагревать, всё время, помешивая, пока сыр не расплавится и не превратится в однородную густую массу. Добавить перец и мускатный орех. Нарезать хлеб кубиками и макать в блюдо. Кто придумал это блюдо и как оно называется?

(Это блюдо придумали швейцарцы. Когда ешь сырное фондю, трудно не запачкаться. Через весь стол тянутся сырные нити, ведь каждый старается почаще обмакнуть кусочек хлеба в котелок).

2. Одно из национальных блюд суп из свиного сала, капусты, моркови, лука и картошки. Туда же кладут петрушку и помидоры. Он может быть и постный, но обязательно густой. Другая “национальная вкуснятина” – солёное сало. Назовите блюдо и страну.

(Конечно же, это настоящий украинский борщ. Солёное сало – “визитная карточка” Украины).

3. В кухне этой страны очень много изделий имеющих общее название Паста: тальятелле, фарфалле, мекарони, пенне, ригатони и другие. Все их готовят в кипящей воде, а затем добавляют различные соусы или сыр. Вы должны назвать страну и блюдо.

(Это спагетти или макароны, известные нам благодаря итальянцам).

4. А вкусные палачинки очень любят особенно дети. Это любимое детское лакомство принято есть с мороженым. В какой стране, и что представляет собой это лакомство?

(Это пончики или блинчики, промазанные кремом или вареньем. Венгрия).

2 раунд. “Узнаю, не раздумывая…”.

5. Бог создал землю, а эту страну её жители. (Голландия или Нидерланды).

6. Банк этой страны – самый надёжный в мире банк. (Швейцария).

7. По этой стране туристы разъезжают на гондолах, как на такси. (Италия. Венеция).

8. Суоми, так называют жители свою страну. Здесь живёт Йоллоупуки. (Финляндия).

9. Страна огня и льда. (Исландия).

10. Ну, а эту страну можно узнать по Корриде и Фламенко. (Испания).

11. А здесь всегда собирались боги и здесь всегда все есть. (Греция).

12. Знаменитый курорт Карлови-Вари очень популярен среди туристов. (Чехия).

3 раунд. “Лучше один раз увидеть…”.

Памятник архитектуры

Фото

Страна Город
13. Биг Бен

   
14. Эйфелева башня

   
15. Собор Александра невского

   
16. Бранденбургские ворота    
17. Собор Святого Петра    
18. Парфенон    
19. Королевский замок    
20. Храм Штефансдом    

Выбери правильные ответы и запиши в 3-ю и 4-ю колонки.

Великобритания Ватикан
Франция София
Болгария Берлин
Германия Вена
Ватикан Париж
Греция Лондон
Польша Афины
Австрия Варшава

Ответы даны в Приложении №2.

4 раунд. “Местные знаменитости”.

Есть в мире памятники, поставленные людям и даже куклам, которых никогда не было в действительности. Это памятники литературным героям, плодам писательских фантазий.

21. Каким литературным героям Сервантеса (скульптор К. Валери, 1920-е гг.) установлен памятник на площади в Мадриде?

(Перед сидящим в задумчивости писателем – бронзовые статуи бесстрашного идальго Дон Кихота Ламанческого и его верного оруженосца Санчо Пансы, – бессмертные символы испанского духа).

22. Какой символ Копенгагена встречает всех туристов на набережной Лангелинье. Базальтовый валун помещен прямо в воду, а на нем сидит прекрасная девушка.

(Это девушка с рыбьим хвостом, сжимает в руках веточку водоросли и тоскует о навсегда потерянном любимом. Русалочка младшая из шести дочерей морского царя. Родилась она в 1837 году, когда Г. Х. Андерсен написал свою пронзительную и трагичную сказку.Памятник появился позже – его открытие состоялось 13 августа 1913 года. Создал его скульптор Эдвард Эриксен по заказу Карла Якобсена).

23. Сказка братьев Гримм про этих артистов сделала Бремен – крупнейший промышленный центр на севере Германии – известным всему миру.

(Установленный в 1951 году, памятник стал символом города. Скульптура изображает осла, пса, кота и петуха стоящими пирамидой друг на друге, как описывает их сказка: “Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту”. Эта фигура красуется в самом центре города с западной стороны здания городской ратуши, а создал ее скульптор Герхард Маркс.

Этот памятник Бременским музыкантам – не единственный. Есть их фигура и в Риге, подаренная столице Латвии тем же Бременом – городом-побратимом. Есть и в Красноярске поющие фигуры прославленных Бременских музыкантов. Но, конечно, самые доподлинные, достоверные музыканты – на главной площади города Бремен).

24. “В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантерсон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трёх самых обыкновенных ребят– Боссе, Бетан и Малыша”. Так начинается повесть известной шведской писательницы Астрид Линдгрен про обыкновенного мальчика и его необыкновенного друга. О каком персонаже идёт речь?

(Это – Карлсон, который живёт на крыше, красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!).

Иллюстрации в Приложении № 3.

Завершающий тур для индивидуального или группового решения.

Выберите верные утверждения.

  1. В Южной Европе расположены Испания, Италия, Греция, Бельгия, Португалия.
  2. Альпы и Карпаты сформировались во времена новой складчатости.
  3. Пушта – это венгерское название степей.
  4. Северная Европа была центром древнего оледенения.
  5. Крайняя северная точка Европы — мыс Нордкин.
  6. В Финляндии два официальных государственных языка — финский и шведский.
  7. Количество осадков, выпадающих над Центральным массивом во Франции, больше, чем количество осадков, выпадающих над окружающими равнинами.
  8. В Италии осадки в основном выпадают зимой.
  9. Крупные реки Рейн, Эльба, Висла – текут на юго-восток.
  10. Паданская низменность расположена в долине реки Падана.
  11. На Апеннинском полуострове находится два государства.
  12. Скандинавский полуостровсамый большой в Европе.
  13. Вырубка лесов, распашка земель, уничтожение многих диких животных – все это свойственно Северной Европе.
  14. Великобритания, Испания и Дания — королевства.
  15. Самая длинная река зарубежной Европы — Днепр.
  16. Самое большое влияние на территорию Европы оказывает Тихий океан.
  17. Органы власти Европейского союза находятся в Берлине.

Подведение итогов. Команды сдают оценочные листы. Эксперты или учитель называют баллы, набранные командами. За первое место выставляются – “5”, второе “4”. А так же ребята могут получить оценки за индивидуальные ответы в первом и последнем турах.

Литература:

  1. Учебник: Климанова О.В. География. Страноведение. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Румянцев А.В. География. Страноведение. 7 класс.: рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Климановой О.В. География. Страноведение. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Энциклопедия .Страны мира. Издательство “Ридерз Дайджест”, германия, 2004г.
  4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. – Новосибирск: Дет. Лит.1992.
  5. Интернет-ресурсы.

Приложение