Первые шаги

Разделы: Логопедия


В педагогику приходят разными путями. Нередко первый опыт педагогической деятельности становится определяющим. Кто не выдержал, тот уходит. Здесь нет случайных людей, а если вдруг встретится – рано или поздно он покинет этот Олимп.

Педагогика не терпит фальши и равнодушия. Она требует от человека любви, трепета, жертвенности. За профессионализм, отзывчивость, за искреннюю любовь к детям любят и уважают педагогов и дети, и их родители.

Величие любой нации – это старики Отечества. Богатство нации – наши дети! Рассматривая дошкольные учреждения как институт гражданского общества, мы под стратегией понимаем открытость и социальное партнёрство. Внимательное отношение к детям, подрастающему поколению, забота не только о физическом здоровье, но и о духовном – это наша прямая обязанность.

Интеграция сблизила две образовательные системы – дошкольную и специальную, создав единое образовательное пространство. И для нас, педагогов, особенно ценным является практический опыт воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как в дошкольных учреждениях, так и в семье. Практика показывает, что такое сложившееся взаимное сотрудничество является всегда полезным и плодотворным. Хорошо, если ребёнок с ограниченными возможностями здоровья ещё в раннем детстве почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы.

В нашу группу приходят дети в три годика. Это дети со сложными анамнезами, с проблемами речевого развития. Приступая к работе с такими детьми, всегда говорю коллегам: “…сначала любовь и доброта, потом знания, навыки и умения”. Из собственного опыта подчёркиваю, что педагогика должна быть лечебной. Это терпение, большая любовь к ребёнку, неустанный труд, сотрудничество с семьёй – вот те слагаемые успеха. Детей с ограниченными возможностями здоровья нельзя только лечить, или только обучать и воспитывать. Они нуждаются в развитии, а обучение должно стать целебным. И специфика нашей работы заключается в целостности и системности методов. Однако здесь профессионализма мало. Определяющим началом должно быть отношение к ребёнку, терпение и глубокая вера в него. Воспринимать ребёнка нужно таким, какой он есть. Объединяющим началом в работе с ними должен служить эмоциональный настрой, атмосфера весёлой, увлекательной игры, атмосфера любви и стойкости духа. Если правильно и вовремя им помочь, они будут обычными, нормальными детьми. Нужно стараться находить новые нетрадиционные способы и методы компенсировать дисгармонию и несовершенство.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование всех компонентов речевой системы, на формирование внеречевых, психических процессов, сказывается на отставании в развитии двигательной сферы.

Создавая детский коллектив, мы не забываем о сплочении родителей, формировании и родительского коллектива. Родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники в нашем нелёгком деле.

В группе практикую кафедру: “Кафедра узких специалистов”, где родители разных специальностей, профессий ежемесячно выступают на деловых встречах, рассказывают об актуальных проблемах развития и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье, увязывая со спецификой своей работы. Проводим фотосессии, обзоры медицинских и педагогических новинок литературы, вернисажи с работами детей, лучший рецепт мамы, секреты шитья, изучение правил дорожного движения, организуем совместные экскурсии, прогулки, праздники. Это интересно, это нас сближает, формирует позитив в работе, создаёт особый микроклимат в коллективе. Создаётся Единое Информационное Поле. В результате такой работы повысился интерес и активность родителей к воспитательно-образовательному процессу, уровень их педагогической компетентности. Это сказывается на качестве работы с детьми.

Создавая проект работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, я думала, как реализовать всю работу в самый сложный, ответственный и трудный для ребёнка и родителей адаптационный период. И решение было найдено. Мы разработали проект абилитации (технология осуществления проекта: “Здравствуй малыш”).

Ребёнку необходимо с ранних лет прививать интерес к слову, истории родного языка, воспитывать желание говорить красиво. Красивая правильная речь это достоинство, как взрослых, так и детей. И мы взрослые, должны помочь ребёнку сделать первые шаги в прекрасный мир знаний, мир великого русского языка и великой русской литературы.

Роскошная роль мне досталась на Земле – быть педагогом. И не просто педагогом, а педагогом уникальной профессии. Господь вложил мне в руки волшебное, хрустальное ремесло. Я очень им дорожу и сохраняю верность профессии более сорока лет.

Я расскажу Вам о моих маленьких друзьях, об их уважаемых родителях, чьей любовью питаюсь, чьим сердцем живу, чьим вниманием дорожу и горжусь Величием своей профессии!

Всего семь дней из жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, где каждый день, неделя – важное событие в жизни маленького человечка. Я расскажу Вам, как сразу, в начале пути стараюсь решать коррекционные задачи.

Конспект занятия