Отбор корней

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: обновление, развитие навыков работы с числовой окружностью и тригонометром в сопровождении презентации в программе Microsoft PowerPoint с настройками анимации; закрепление и систематизация умений выбора способа отбора корней при решении тригонометрических уравнений; использование разноуровневых заданий на печатной основе для дифференцированного подхода к учащимся различного уровня мотивации; развитие навыков аналитического мышления.

Ход урока

1. Активитизация знаний.

Устное повторение в форме фронтального опроса (с частичным выполнением заданий на печатной основе) основных свойств числовой окружности, тригонометра. На элементарном уровне, без синусов, косинусов повторяются основы тригонометрии, единая графическая модель – тригонометр, опорные макеты, формирование записи решений простейших тригонометрических уравнений, приемов нахождения и оптимальной записи точек, дуг, результата с помощью дидактических игр.

Приложение 1. 1 вариант самостоятельной работы на печатной основе.

Приложение 2. 2 вариант самостоятельной работы на печатной основе.

Приложение 3. 3 вариант самостоятельной работы на печатной основе.

Презентация.ppt (с комментариями).

2. Повторение и закрепление ранее изученного материала. Систематизация знаний учащихся, закрепление умений отбора корней в тригонометрических уравнениях различными способами.

№56.39. б) Решение уравнения

.

Произведение этих множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а другой при этом не теряет своего смысла.

1)

Если то , что противоречит основному тригонометрическому тождеству. Значит, не является корнем данного уравнения. Разделим уравнение почленно на , получим отсюда

Отберем корни уравнения, удовлетворяющие условию

Первый способ отбора корней – по тригонометру.

Соответствующую дугу удобно показать спиралью, чтобы она не зацикливалась. Получаем: первая “попавшая” на дугу точка вида

Остальные точки получаются прибавлением целого числа , таким образом,

Второй способ отбора (аналитический).

Учитывая, что получаем: отобранные корни имеют вид где

Третий способ.

Из чисел вида

выберем большие либо равные 7,5. При n=0 меньше нуля, следовательно, из n большего нуля найдем те, для которых ;  удобно занести результаты в таблицу:

Очевидно, что начиная с n=6 значения x удовлетворяют условию :

Тогда в этом случае отобранные корни можно записать в виде

2) Второй множитель обращает произведение в ноль при x=8 и x=120, т.к. первый множитель определён для любого x.

3) Ответ: 8, 120, 

№18.13. в)  №18.15. г)  №18.17.б)  – с проверкой на доске.

3. Учащиеся выполняют и сдают на проверку оставшуюся часть самостоятельной работы.

4. Домашнее задание – §18, повторить; №№18.13. - 18.17а).

Используемая литература:

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)\ – М: Мнемозина, 2009.ISBN 978-5-345-01136-1
  2. Мордкович А.Г. Беседы с учителями математики\ – М: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”: ООО “ Издательство “ Мир и Образование”, 2005. ISBN 5-329-01094-2, ISBN 5-94666-151-5
  3. Сергеев И.Н. Математика. Задачи с ответами и решениями: учебное пособие /Издательство “КДУ”, 2009. ISBN 978-5-98227-628-5