Модуль М1, обобщенный (2-й, 3-й уровни сложности).
Тепловые явления. Температура
УЭ0. Определение цели и
задач модуля. ДЦМ: познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особом виде движения. Выяснить зависимость температуры тела от средней скорости молекул и их массы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интегральные когнитивные стили |
Дифференцированные когнитивные стили |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного материала | Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ,ИД) | Содержание учебного материала (ДТ,ДЭ,ДД) | Руководство по усвоению учебного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ1. Определение
тепловых явлений. ЧДЦ. Выяснить, можно ли с помощью ощущений судить о температуре тела. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 уровень Ознакомьтесь с §28 и ответьте на вопросы: 1. Какие явления называются тепловыми? 2. Что характеризует температура? (по 1 баллу за каждый ответ) |
(ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД, ДЭ) Опыт 1. На столе находится три сосуда с водой: один с горячей водой, второй–с холодной и третий– с теплой. Поместите левую руку в сосуд с горячей водой, а правую– в сосуд с холодной. Через некоторое время поместите обе руки в сосуд с теплой водой. Опишите свои ощущения. Опыт 2. Дотроньтесь левой рукой до деревянной поверхности парты, а правой– до металлической опоры парты. Опишите свои ощущения. Можно ли с помощью ощущений судить о температуре? Сделайте вывод. |
2 уровень Ознакомьтесь с §28 и ответьте на вопросы: 1. Кипение воды, таяние льда, плавление металла относятся к каким явлениям? 2. Какие тела находятся в состоянии теплового равновесия. (по 1 баллу за каждый ответ) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 уровень (для ИТ) Ознакомьтесь с §28 и ответьте на вопросы: 1. Чем медицинский термометр отличается от обычного? (1 балл) |
3 уровень (для ДТ) Ознакомьтесь с §28 и ответьте на вопросы: 1. Почему медицинским термометром нельзя измерить температуру воздуха в комнате? (1 балл) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ2. Представление о
диффузии. ЧДЦ: Повторить сведения о диффузии. Выяснить зависимость скорости протекания диффузии от температуры. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2, 3 уровни (для ИД, ИЭ) Проделайте опыт. Сделайте вывод о зависимости скорости диффузии от температуры. (2 балла) |
Диффузия – самопроизвольное перемешивание веществ. При диффузии частицы одного вещества проникают в промежутки между частицами другого вещества. Диффузия зависит от температуры. | 2,3 уровни (для ДД, ДЭ) Проделайте опыт. Сделайте вывод о зависимости скорости диффузии от температуры. (2 балла) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2, 3 уровни (для ИД, ИЭ, ДД, ДЭ) Проделайте опыт. Оборудование: стакан с раствором медного купороса или перманганата калия, стеклянная трубка, стаканы с холодной и горячей водой. Возьмите стеклянную трубку, опустите ее в стакан, с медным купоросом (марганцовкой). Закройте верхний конец трубки пальцем и вынимайте ее из сосуда. Трубку с медным купоросом опустите в стакан с холодной водой. Медленно уберите палец с трубки. Когда медный купорос вытечет, снова закройте верхний конец трубки пальцем и осторожно выньте трубку из стакана с водой. Наблюдайте за границей вода–медный купорос. Повторите опыт, но вместо холодной возьмите горячую воду. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ3. Зависимость
температуры от средней скорости и массы молекул. ЧДЦ: Установите связь температуры тела с увеличением кинетической энергии молекул. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 уровень (ИТ, ИД, ИЭ) 1. Как температура вещества зависит от средней скорости молекул и их массы? |
2 уровень (ДТ, ДД, ДЭ) 1. Как температура
вещества зависит от средней скорости молекул и
их массы? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 уровень (ИТ, ИД, ИЭ) Проделайте опыт и ответьте на вопросы: 1. Установите причину подъема ртути вверх. 2. Почему столбик остановился? 3. Что измеряет термометр? 4. Изменится ли кинетическая энергия молекул ртути при подъеме столбика? (3 балла) |
3 уровень (ИД, ИТ, ИЭ) Проделайте опыт. Возьмите термометр в руку и наблюдайте за подъемом столбика ртути(спирта). Установите причину подъема ртути вверх. |
З уровень (ДТ, ДД, ДЭ) Пронаблюдайте за температурой при тепловом контакте двух тел с разной температурой. Проделайте опыт. Оборудование: кювета с холодной водой, медицинский флакончик с горячей водой, термометр. Поместите в кювету с холодной водой термометр и медицинский флакончик с горячей водой. Через каждые 30 с измеряйте температуру холодной и горячей воды. Результаты занесите в таблицу:
|
3 уровень (ДТ, ДД, ДЭ) Проделайте опыт и по полученным данным постройте график изменения температуры тел, находящихся в тепловом контакте, в зависимости от времени. Сделайте вывод. (3 балла) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ4. Выходной контроль. ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД,ДЭ) Ответьте на вопросы: 1. Тепловым движением можно считать …
2. Мерой чего является температура тела? 3. Какой термометр называется «максимальным»? 4. Какие еще температурные шкалы вы знаете? 5. Каким образом можно восстановить испорченную шкалу термометра? 6. Одна молекула кислорода движется в воздухе в данный момент со скоростью 900 м/с, а другая – со скоростью 1200 м/с. Правильно ли будет сказать, что температура второй молекулы выше? Поясните свой ответ. |
Проверьте свои ответы и оцените: за каждый правильный ответ на вопросы №1-3 – 1 балл. За каждый правильный ответ на вопросы: № 4-5 – 2 балла. За правильный ответ на вопрос № 6 – 3 балла. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ5. Подведение итогов. ЧДЦ: Заполнить лист контроля, оценить знания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист контроля (ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД,
ДЭ) 2 уровень
Лист контроля (ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД, ДЭ) 3 уровень
|
(ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД, ДЭ) Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. Поставьте себе итоговую оценку: 2 уровень: 10-12 баллов – «хорошо» 3 уровень: 13-16 баллов – «отлично» Сдайте лист контроля учителю. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание Оценка Дифференцированное домашнее задание: «отлично» – подготовьте доклад по теме
«Путешествие по температурной шкале» |