Тепловые явления. Температура. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Модуль М1, обобщенный (2-й, 3-й уровни сложности).

Тепловые явления. Температура

УЭ0. Определение цели и задач модуля.
ДЦМ: познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особом виде движения. Выяснить зависимость температуры тела от средней скорости молекул и их массы.

Интегральные когнитивные стили

Дифференцированные когнитивные стили

Руководство по усвоению учебного материала Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ,ИД) Содержание учебного материала (ДТ,ДЭ,ДД) Руководство по усвоению учебного материала
УЭ1. Определение тепловых явлений.
ЧДЦ. Выяснить, можно ли с помощью ощущений судить о температуре тела.
2 уровень
Ознакомьтесь с §28 и ответьте на вопросы:
1. Какие явления называются тепловыми?
2. Что характеризует температура?
(по 1 баллу за каждый ответ)
(ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД, ДЭ)
Опыт 1. На столе находится три сосуда с водой: один с горячей водой, второй–с холодной и третий– с теплой. Поместите левую руку в сосуд с горячей водой, а правую– в сосуд с холодной. Через некоторое время поместите обе руки в сосуд с теплой водой. Опишите свои ощущения.
Опыт 2. Дотроньтесь левой рукой до деревянной поверхности парты, а правой– до металлической опоры парты. Опишите свои ощущения. Можно ли с помощью ощущений судить о температуре? Сделайте вывод.
2 уровень
Ознакомьтесь с §28 и ответьте на вопросы:
1. Кипение воды, таяние льда, плавление металла относятся к каким явлениям?
2. Какие тела находятся в состоянии теплового равновесия.
(по 1 баллу за каждый ответ)
3 уровень (для ИТ)
Ознакомьтесь с §28 и ответьте на вопросы:
1. Чем медицинский термометр отличается от обычного?
(1 балл)
3 уровень (для ДТ)
Ознакомьтесь с §28 и ответьте на вопросы:
1. Почему медицинским термометром нельзя измерить температуру воздуха в комнате?
(1 балл)
УЭ2. Представление о диффузии.
ЧДЦ: Повторить сведения о диффузии. Выяснить зависимость скорости протекания диффузии от температуры.
2, 3 уровни (для ИД, ИЭ)
Проделайте опыт.
Сделайте вывод о зависимости скорости диффузии от температуры.
(2 балла)
Диффузия – самопроизвольное перемешивание веществ. При диффузии частицы одного вещества проникают в промежутки между частицами другого вещества. Диффузия зависит от температуры. 2,3 уровни (для ДД, ДЭ)
Проделайте опыт.
Сделайте вывод о зависимости скорости диффузии от температуры.
(2 балла)
2, 3 уровни (для ИД, ИЭ, ДД, ДЭ)
Проделайте опыт.
Оборудование: стакан с раствором медного купороса или перманганата калия, стеклянная трубка, стаканы с холодной и горячей водой.

Возьмите стеклянную трубку, опустите ее в стакан, с медным купоросом (марганцовкой). Закройте верхний конец трубки пальцем и вынимайте ее из сосуда. Трубку с медным купоросом опустите в стакан с холодной водой. Медленно уберите палец с трубки. Когда медный купорос вытечет, снова закройте верхний конец трубки пальцем и осторожно выньте трубку из стакана с водой. Наблюдайте за границей вода–медный купорос. Повторите опыт, но вместо холодной возьмите горячую воду.

УЭ3. Зависимость температуры от средней скорости и массы молекул.
ЧДЦ: Установите связь температуры тела с увеличением кинетической энергии молекул.
2 уровень
(ИТ, ИД, ИЭ)
1. Как температура вещества зависит от средней скорости молекул и их массы?
  2 уровень (ДТ, ДД, ДЭ)

1. Как температура вещества зависит от средней скорости молекул и их массы?
(1 балл)

3 уровень (ИТ, ИД, ИЭ)
Проделайте опыт и ответьте на вопросы:
1. Установите причину подъема ртути вверх.
2. Почему столбик остановился?
3. Что измеряет термометр?
4. Изменится ли кинетическая энергия молекул ртути при подъеме столбика?
(3 балла)
3 уровень
(ИД, ИТ, ИЭ)
Проделайте опыт.
Возьмите термометр в руку и наблюдайте за подъемом столбика ртути(спирта).
Установите причину подъема ртути вверх.
З уровень (ДТ, ДД, ДЭ)
Пронаблюдайте за температурой при тепловом контакте двух тел с разной температурой.
Проделайте опыт.
Оборудование: кювета с холодной водой, медицинский флакончик с горячей водой, термометр.
Поместите в кювету с холодной водой термометр и медицинский флакончик с горячей водой. Через каждые 30 с измеряйте температуру холодной и горячей воды. Результаты занесите в таблицу:
Время, с 0 30 60 90 120 150
t холодной воды, °С            
t горячей воды, °С            
3 уровень (ДТ, ДД, ДЭ)
Проделайте опыт и по полученным данным постройте график изменения температуры тел, находящихся в тепловом контакте, в зависимости от времени. Сделайте вывод.
(3 балла)
УЭ4. Выходной контроль.
ЧДЦ: Проверить усвоение учебных элементов.

(ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД,ДЭ)

Ответьте на вопросы:

1. Тепловым движением можно считать …

а) движение одной молекулы;
б) беспорядочное движение всех молекул;
в) движение нагретого тела;
г) любой вид движения.

2. Мерой чего является  температура тела?

3. Какой термометр называется «максимальным»?

4. Какие еще температурные шкалы вы знаете?

5. Каким образом можно восстановить испорченную шкалу термометра?

6. Одна молекула кислорода движется в воздухе в данный момент со скоростью 900 м/с, а другая – со скоростью 1200 м/с. Правильно ли будет сказать, что температура второй молекулы выше? Поясните свой ответ.

Проверьте свои ответы и оцените: за каждый правильный ответ на вопросы №1-3 – 1 балл. За каждый правильный ответ на вопросы: № 4-5 – 2 балла. За правильный ответ на вопрос № 6 – 3 балла.
УЭ5. Подведение итогов.
ЧДЦ: Заполнить лист контроля, оценить знания.
Лист контроля (ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД, ДЭ)   2 уровень
Учебный элемент

Задания (вопросы)

Итого баллов

1

2

3

4

5

6

УЭ1 1 1         2
УЭ2 2           2
УЭ3 1           1
УЭ4 1 1 1 2 2   7
Итого 12

Лист контроля (ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД, ДЭ) 3 уровень

Учебный элемент

Задания (вопросы)

Итого баллов

1

2

3

4

5

6

УЭ1 1           1
УЭ2 2           2
УЭ3 3           3
УЭ4 1 1 1 2 2 3 10
Итого 16

(ИТ, ИД, ИЭ, ДТ, ДД, ДЭ)

Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий.

Поставьте себе итоговую оценку:

2 уровень:

10-12 баллов – «хорошо»
6-9 баллов – «зачет»
<5 баллов – «незачет»

3 уровень:

13-16 баллов – «отлично»
10-12 баллов – «хорошо»
8-9 баллов – «зачет»

Сдайте лист контроля учителю.

Домашнее задание

Оценка            Дифференцированное домашнее задание:

«отлично» – подготовьте доклад по теме «Путешествие по температурной шкале»
«хорошо» – подготовьте доклад по теме «Изобретение термометра», по желанию – изготовить термоскоп Галилея
«зачет» – повторите §28, ответьте на вопросы после параграфа.
«незачет» – §28, вопросы после параграфа, осмыслить записи в тетради.