Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.
Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием обращение;
- рассмотреть способы его выражения, роль в предложении;
- научить находить обращения в предложении;
- формировать навык постановки знаков препинания на письме при обращении;
- обучать звательной интонации;
- отличать обращения от подлежащих.
- Развивающие:
- развивать речь через обогащение словарного запаса при введении новых понятий;
- развивать логическое мышление при анализе нового материала;
- развивать умение делать выводы из наблюдений.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;
- воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование,
- раздаточный материал:
- карточки с проверочной работой,
- карточки со смайлами для обратной связи,
- сундучок с письмом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап
– Сегодня у вас необычный урок, потому, что на адрес вашего класса получена сказочная посылка. Посмотрите, вот она. Правда, интересно, что же в ней? Но здесь печать. Как же быть? А здесь ещё письмо! 5 классу от Кота Ученого. Давайте его прочитаем.
Текст проецируется на доску (Приложение 5, слайд 2). Ученик читает текст письма.
«Дорогие ребята! Посылку вы сможете открыть, выполнив три задания:
Задание 1. Угадайте тему урока, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет вам узнать её».
II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
(Читаю вопросы кроссворда, сетка на слайде 3 Приложения 5, смотри также Приложение 1)
1. Второстепенный член предложения, отвечающий
на вопросы косвенных падежей.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на
вопросы как? где? когда? зачем? почему?
3. Члены предложения, отвечающие на один и тот
же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену
предложения.
4. Главный член предложения, который чаще
всего выражен глаголом, а может быть выражен
прилагательным и существительным.
5. Слово, которое является общим по значению для
стоящих при них однородных членов.
6. Второстепенный член предложения, отвечающий на
вопросы какой? чей?
7. Раздел науки о языке, изучающий знаки
препинания и правила их постановки.
8. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание
и предложение, правила их построения.
9. Главный член предложения, отвечающий на
вопросы кто? что?
– Ключевое слово отгадано, и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращениями».
III. Этап усвоения новых знаний
– Теперь мы смело можем перейти ко 2 заданию! (Приложение 5. Слайд 4)
(Ученик читает)
Задание 2. По каким признакам вы сможете найти обращение в тексте? Ответить на этот вопрос вам помогут примеры из сказок А.С.Пушкина.
– Запишем примеры для наблюдений через строчку, здесь мы будем записывать выводы. (Приложение 5. Слайд 5)
Ученики записывают в тетради.
Зачем ты, Балда, к нам залез?
Ветер, ветер! Ты могуч.
Свет мой, зеркальце, скажи.
Бог с тобою, золотая рыбка!
1. Найдите в примерах слова, которые
называют того, к кому обращена мысль. Надпишем
над этими словами обращение. А
теперь прочитайте эти примеры выразительно,
вживаясь в чувства говорящего, интонацией
выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.
Эта интонация, с которой вы прочитаете
обращения, называется звательной.
2. А к кому мы обращаемся? Вопрос вроде бы простой, но не торопитесь с ответом. Обратимся к примерам.
– Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?
3. Продолжим наблюдения: словами какой части речи выражается обращение? В форме какого падежа?
4. А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз.
– Какими знаками выделяется обращение?
Всем нам при общении
Поможет (что?) обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(А. Косоговский "Обращение").
Опознавательным признаком постановки запятых при обращении является звательная интонация.
– Эти наблюдения мы оформим в виде схем: обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной, которую мы пишем внутри прямоугольника, – так на схемах изображается предложение.
5. А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение? Обращение – это …
6. С каким членом предложения можно
спутать обращения?
Запишем и сравним (Приложение 5.
Слайд 6):
Пристают к заставе гости.
Чем вы, гости, торг ведете?
– А как их различить?
(Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения).
IV. Этап закрепления новых знаний
– И, наконец, 3 задание (Приложение 5, слайд 7)
«Задание 3. Найдите обращения, которые спрятались в предложениях».
(На столах у каждого лежат листочки с заданиям , смотри Приложение 2).
– Конечно, вы и раньше и пользовались обращением, этим необходимым явлением нашей речи. А что нового узнали на уроке?
V. Этап подведения итогов урока
– Молодцы! Вот и пришло время дочитать письмо Кота Ученого. (Приложение 5, слайд 8)
(Ученик читает):
«Не сомневаюсь, что вы успешно справились со всеми заданиями. Поэтому смело открывайте посылку. Удачи вам! Ваш Кот Ученый».
(Учитель открывает посылку, в которой лежат шоколадные монетки).
– Ребята, да это же целая сокровищница! На память о нашем уроке каждый возьмет себе по монетке. Помните, ребята, что русский язык – это настоящая сокровищница, а открывается она наблюдательным и любознательным людям, таким, как вы!
– Наш урок подошел к концу. (Приложение
5, слайд 9) Спасибо вам, ребята, за
активность на уроке, мне было приятно и комфортно
работать с вами. Я попрошу вас оценить свое
состояние на уроке: если вам было интересно и
комфортно на уроке – поднимите смайлик с
улыбкой. Если урок вам не понравился – грустный
смайлик. Если урок оставил вас равнодушным –
смайлик без улыбки.
Спасибо!
VI. Этап информации учащихся о дом. задании и инструктаж к его выполнению
(Приложение 5, слайд 10) & 42 , упр. 206, выпишите 3 предложения с обращениями из «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина.