Ключевые слова: адаптация, семья, взаимоотношения, психологическая поддержка.
В отношения с родителями педагог вовлекается в ходе педагогического процесса в силу объективной необходимости. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет. Отношения “учитель — родители” могут существовать и формироваться определенным образом: с помощью прямых контактов с родителями и без прямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий, а именно:
- в отсутствие каких-либо контактов учителя с родителями их действия становятся разрозненными и несогласованными, что наносит ущерб обучению и воспитанию ребенка;
- представления учителя и родителей друг о друге складываются в этом случае только со слов ученика, а потому нередко приобретают искаженный характер;
- возникают чувства взаимного или одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что может приводить к конфликту.
Поэтому учитель, чтобы избежать конфликта, строит свои отношения с родителями и учащимися на основе взаимодоверия, взаимопонимания и взаимосотрудничества.
Диаграмма № 1. Главные субъекты педагогического сотрудничества учебного учреждения
Основное назначение классного руководителя — это социальная защита ребенка, подростка, содействие в оказании ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.
Для решения этих задач классный руководитель и социальный педагог изучают эмоционально-психологическое состояние и материальное положение ребенка, определяют, если необходимо, как далеко зашел кризис, планирует пути его преодоления с учетом особенностей семьи учащегося.
Один из основоположников гуманистической психологической школы К. Роджерс определил, что необходим такой тип педагогического взаимодействия (фасилитация), при котором целью педагога становится создание благоприятных условий для реализации внутренних потенций ребенка, его саморазвития и личностного становления. Это взаимодействие должно опираться на его индивидуальный опыт, учитывать его мотивацию и потребности. Оно требует от учителя знания психологии, принятия другого человека (толерантности), творческого подхода в реализации поставленных задач, умения выстраивать общение с ребенком и с его родителями. Работу с семьей классный руководитель также строит с использованием индивидуального и личностного подходов, с учетом специфики конкретной семьи.
Что же такое семья?
Семья — это сложный организм, недаром же она называется “семь я”. Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я — дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т д. Семья — это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
Что же ждут родители пятиклассников от школы?
О том, каким содержанием хотели бы наполнить родители деятельность работы школы и какие воспитательные задачи, по их мнению, должны решаться школой, информирует таблица № 1.
Таблица №1. Воспитательные задачи, которые, по мнению родителей, должны решаться школой.
1 | Развивать интересы и способности детей, знания и умения. | 61,0 % |
2 | Помочь детям с интересом и пользой проводить свободное время | 52,3 % |
3 | Дать возможность найти друзей | 43,0 % |
4 | Помочь приобрести опыт взаимодействия с людьми | 42,2 % |
5 | Научиться организовывать полезные дела | 40, % |
6 | Приучать к необходимости быть полезными людям | 30,5 % |
7 | Помочь в получении навыков, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности | 29,0 % |
8 | Детям дать возможность содержательного и доверительного общения | 21,1 % |
9 | Помочь в реализации своих прав | 18,8 % |
10 | Участвовать в решении проблем детей | 14,8 % |
И | Помочь в обретении чувства защищенности | 13,3 % |
12 | Приобщать детей к политической жизни | 8,6 % |
Требование времени заставляет родителей по-новому смотреть на задачи, которые могли бы решаться школой. По их мнению, это, прежде всего, развитие способностей, приобретение знаний, полезное времяпрепровождение, приобретение опыта общения с другими людьми, умение организоваться и быть полезными другим людям. Почти каждый второй родитель высказал пожелание о том, чтобы его ребенок обрел в школе друзей.
Психологическая поддержка родителей важна для ребенка любого возраста, но в особенности при поступлении в школу, при переходе на вторую ступень обучения и в подростковом периоде. Эти этапы требуют от близких большей гибкости во взаимоотношениях со своим ребенком. Американский психолог Э.Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Степень доверия, вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит от материнских отношений с ребенком. Матери своим исполнением материнских обязанностей, сочетая в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях ребенка с верностью, вызывают у него чувство доверия. Возникающее у ребенка чувство доверия служит базисом чувства идентичности, которое позднее образует три чувства: 1) что у него все в порядке, 2) что он является самим собой, 3) что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть. Преобладание базисного доверия над недоверием — первый шаг в психосоциальной адаптации. У учащихся 5 классов еще крепкие связи с матерями. Мнение мамы, порой, самое важное и главное для ребенка. Поэтому, мамы чаще приходят в школу, посещают родительские собрания, обращаются за советом к педагогам. Контакт с матерями очень важен для работы классного руководителя. От этого контакта может зависеть микроклимат в классе, отношения между взрослыми и школьниками, желание ребенка приходить в школу.
По мнению К.Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребенок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка; разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны.
А.В.Мудрик предлагает все многообразие семей условно разделить на несколько групп, исходя из того, какая атмосфера в них царит. Он выделяет с этой позиции следующие типы семей.
Во-первых, это семьи, в которых установились очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Их атмосфера наиболее благоприятна для развития подростка, так как родители имеют возможность не только быть в курсе его дел, множества мыслей и переживаний, но и оказывать действенное влияние в тех сферах жизни, о которых в других семьях только подозревают. Дети в таких семьях обычно активны, независимы, дружелюбны.
Довольно многочисленна другая группа благополучных семей. Для нее характерна атмосфера доброжелательных отношений между родителями и детьми. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются влиять на духовные интересы, исходя из собственных возможностей. В таких семьях, конечно, возникают конфликты, но они имеют открытый характер и разрешаются исчерпывающе, ведь хороших родителей не надо обманывать, скрывать от них что-то. От предыдущей группы эта отличается тем, что в семьях сохраняется определенная дистанция между старшими и младшими.
Особую группу, и довольно многочисленную, составляют семьи, в которых родители уделяют достаточное внимание учебе своих детей, их быту, но тем и ограничиваются. Основное здесь — чтобы “ребенок вышел в люди” или чтобы у него все было “не хуже, чем у других”. В таких семьях проявляется стремление к увеличению роста доходов на детей, но и присутствует потенциальный конфликт: материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы подростка, многие из которых родители не считают достойными внимания.
Определенную группу составляют семьи, где родители пользуются неверными методами воспитания. Это неуважение к личности подростка, недоверие и т.д. В этих семьях неизбежны конфликты между родителями и подростком, как открытый, так и скрытый, периодически прорывающийся наружу. У детей из таких семьей, могут сформироваться стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
Наконец, выделяется группа семей, обстановка в которых явно неблагополучна. Здесь ненормальные отношения между родителями, атмосфера напряженная, отношения подростков и родителей обострены и бестактны. Такие семьи негативно влияют на детей.
Умение понять состояние ребенка, оказать ему психологическую поддержку и помощь во многом определяется личностными качествами родителей. Более расположены к этому те родители, для которых характерны добросердечность, готовность к сотрудничеству, чуткость и внимательность к окружающим людям, эмоциональная зрелость, уверенность в себе, ответственность, порядочность и т.д. Помимо перечисленных качеств, важных для оказания психологической поддержки, можно назвать рефлексию и эмпатию, наличие которых у родителей помогает им в понимании своего ребенка.
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний. Личность, владеющая рефлексией, многократно проигрывает в уме собственную тактику поведения и поведение партнера по общению, легко изменяет свой образ действий в случае необходимости. Рефлексия помогает родителям анализировать поступки или проблемы ребенка. Разобравшись со своими эмоциями и чувствами, родители в состоянии оказать ему адекватную помощь, найти правильный подход.
Эмпатия означает понимание другого человека без помощи слов, это постижение эмоционального состояния, проникновение в чувства и переживания другого, иными словами, проявление эмоциональной восприимчивости, способность разделить с другим человеком его переживания. Эмпатия дополняет рефлексию.
Родителям, стремящимся иметь доверительные, теплые отношения с ребенком, можно дать следующие советы.
1. Важно знать особенности всех переходных периодов в жизни ребенка и научиться, безусловно, принимать своего ребенка, что значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
- выражать недовольство отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом;
- осуждать действия ребенка, но не его чувства;
- недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим.
- Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства.
- Способы поддержки школьников со стороны родителей могут состоять:
а) в повышении индивидуального уровня “Я могу” школьника:
- рассказ родителей об ошибках, которые они совершали сами (нет людей, которые не совершали бы ошибок);
- конструктивная ошибка — это свидетельство активности (отрицательный результат — это тоже результат);
- конструктивная критика при допущенных ошибках;
б) в формировании у ребенка веры в успех: он должен поверить, что успех возможен. Выработать у него эту уверенность помогут следующие приемы:
— поощрять любые улучшения, где больше внимания уделяется не результату, а процессу;
- уметь находить и раскрывать перед ребенком его сильные стороны;
- демонстрировать веру в него;
- признавать трудности возникающих проблем;
в) в концентрации внимания на достигнутых успехах ребенка: надо чаще подчеркивать, что он сделал правильно и хорошо, а не то, что плохо и неправильно;
г) в признании достижений школьника со стороны, как членов его семьи, так и его самого (самопризнание как умение посмотреть на себя со стороны и принять собственное решение о своих достижениях).
- Необходимо умение выражать поведенческую поддержку через содействие – прикосновение (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять его и т.д.), подсказку, как поступить в данной ситуации, готовность сделать что-то вместе с ребенком (совместное действие). Такие знаки внимания питают любого человека эмоционально. Совместные действия актуальны только тогда, когда ребенку на самом деле трудно, и он готов принять помощь родителей (“Давай сделаем это вместе...”).
- Надо быть готовым оказать эмоциональную поддержку, которая проявляется в сочувствии, откровенном разговоре.
На основании вышесказанного можно сформулировать выводы:
1. Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся 5 классов:
- изучение семей и условий семейного воспитания,
- пропаганда психолого-педагогических знаний,
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям,
- обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.
2. В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:
1. Объективный характер изучения семьи.
- Комплексный подход в изучении всех характеристик семьи.
- Выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее воспитательного потенциала.
- Анализ реальной ситуации в семье.
- Двусторонний характер изучения семьи (родители, дети).
- Осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребенка, его воспитанности.
- Оптимистический подход к семье.
- Единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.
- Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
3. Методика “Диагностика семьи”.
Цель: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Задачи:
- Изучение образа жизни семь
- Выявление особенностей ситуаций семейного воспитания.
- Положение детей в системе внутрисемейных отношений.
- Характеристика нравственного микроклимата семьи,ее традиций.
- Выявление взаимоотношений семьи и школы.
- Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семь и общества.
- Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
4. Примерный перечень мероприятий по работе с семьями пятиклассников:
– Диагностика семей.
– Социологическое обследование родительского контингента.
– Организация содействия родителей школе.
– Совместное проведение праздников, например, “Масленица”, “Новый год”, “День матери” и др.
– Проведение круглых столов “Будь здоров...”, “Традиции моей семьи” и др.
– Участие родителей в Совете лицея и других школьных общественных делах, например, в конференциях “Взаимодействие школы с родителями как частью социума, спортивных мероприятиях.
– Педагогический совет.
– Создание банка развлекательных игр “Школа и семья играют вместе”.
Между родителями, в том числе и пятиклассников, и учителями школы должен строиться диалог общения, который обладает следующими свойствами.
Таблица № 2. Диалог
|
Способ установления отношений сотрудничества двух или более сторон, их конструктивного взаимодействия |
Целью является достижение взаимопонимания |
Одна из сторон выслушивает другую (другие) с целью ее понимания и достижения соглашения |
Расширяет и по возможности изменяет точку зрения участников |
Способствует переосмыслению предположений |
Стимулирует самоанализ собственной позиции |
Дает возможность достичь лучшего решения по сравнению с первоначальным. |
Создает отношения открытости: признания ошибок и готовности к изменениям |
Одна сторона принимает предложения другой, убеждаясь, что их реализация будет способствовать улучшению ситуации, жизни и т.д., а не ухудшению или разрушению |
Приветствуется временный отказ от защиты собственной позиции |
Участники ищут общее в каждой позиции для достижения соглашения |
Каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой |
Предусматривает уважение к другому человеку и поиск компромиссов |
Всегда остается открытым для продолжения |
Заключение.
Таким образом, между родителями и педагогами возможен диалог – сотрудничества. В этом случае, адаптация пятиклассников в новой школе, в новом классе пройдет более спокойно, без лишних стрессов и проблем.
Пять важных правил в жизни соблюдай,
И на земле увидишь светлый рай.
В делах мирских не возмущай покой.
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад.
Живи в достатке, но не будь богат.
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.
А. Джами.