Цель:
- познакомить с образованием числа 4 путём прибавления 1 к числу 3 и с образованием числа 3 путём вычитания 1 из 4;
- формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4;
- познакомить с составом числа 4;
- научить писать цифру 4;
Оборудование:
- у учителя: наборное полотно, геометрические фигуры, разные по форме, размеру и цвету, предметные картинки;
- у учащихся: геометрические фигуры из математического набора, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4.
Ход урока
I. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
1) Актуализация знаний о последовательности чисел 1, 2, 3.
Ответы на вопросы:
– Какое число при счёте предшествует числу 2?
– Какое число при счёте следует за числом 1?
– Сколько надо прибавить к 2, чтобы получить3?
– Между какими числами при счёте находится число 2?
– От какого числа надо отнять 1, чтобы получить 1?
– Какое число больше 3 или 1?
Учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.
2) Формирования умения соотносить числа 1, 2, 3 с соответствующей группой предметов. Игра “Сколько фигур?”
На наборном полотне учитель выставляет геометрические фигуры. Учащиеся считают количество предметов и записывают цифру около соответствующего изображения.
– Что общего у фигур каждого столбика?
– Как называются фигуры каждого столбика?
– Чем отличаются фигуры в каждом столбике?
3) Повторение состава чисел 2, 3.
– 3 – это 1 и сколько?
– 2 – это 1 и сколько?
– 3 – это 2 и сколько?
Учащиеся показывают варианты состава чисел с помощью геометрических фигур разного цвета.
II. Изучение нового материала.
1) Образование чисел 4 и 3.
Сегодня на уроке мы познакомимся и ещё с одним числом, а поможет нам сказочный герой который сам про себя говорил так “Я очень люблю мёд”
Кто же будет вместе с нами сегодня знакомится с новым числом? (Винни Пух.)
Однажды он сидел дома и грустил.
На наборном полотне выставляется картинка с изображением Винни Пуха.
– Сколько сказочных героев вы видите?
– Какой цифрой обозначается это число?
– Положите перед собой столько кружочков, сколько медвежат вы видите.
Вдруг в дверь кто-то постучался. Винни Пух спросил: “Кто там?”. “Это я, твой друг.У меня вместо хвостика – крючок, вместо носа-пятачок !” Кто пришёл к Винни Пуху? (Пятачок.)
Учитель выставляет на наборное полотно картинку с изображением Пятачка.
– Сколько героев из сказки теперь в доме Винни Пуха? (Два.)
– Какой цифрой обозначают это число?
– Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало два?
– Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать ,как мы получили
число 2? На доске появляется запись: 1+1=2.
– Вдруг в дверь опять кто-то постучался. Догадайся, кто пришёл к Винни Пуху,
если на вопрос “Кто там?” Винни Пух и Пятачок услышали загадку:
Длинное ухо,
Комочек пухо.
Прыгаю ловко,
Грызу морковку.
– Кто пришёл к Винни Пуху? (Кролик.)
Учитель выставляет на наборном полотне картинку с изображением кролика.
– Сколько зверей теперь в доме Винни Пуха? (Три.)
– Какой цифрой обозначают это число?
– Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало три?
Ученики кладут ещё один кружок.
– Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать, как мы получили
число 3? На доске появляется запись: 2+1=3.
– Тут в дверь постучался ещё один гость, который рассказал о себе следующую
загадку:
В лесу темно.
Все спят давно.
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова.)
– Кто пришёл к Винни Пуху? Учитель выставляет на наборное полотно картинку
с изображением Совы.
– Сколько зверей теперь в доме Винни Пуха? (Четыре.)
– Число четыре обозначается цифрой 4.
– Как сделать, чтобы кружков у вас на парте тоже стало четыре?
– Можно ли с помощью цифр и математических знаков записать как мы получили число
4?
На доске появляется запись 3+1=4.
– Винни Пух решил угостить своих друзей чаем. Сначала он поставил две чашки. Положите перед собой столько треугольников, сколько чашек поставил Винни Пух. Потом он поставил ещё одну чашку. Сколько стало чашек? Как получили 3 чашки? Как сделать, чтобы треугольников тоже стало 3? Затем Винни Пух поставил ещё одну чашку. Сколько стало чашек? Как получили 4 чашки? Как сделать, чтобы треугольников тоже стало 4?
2) Соотнесение чисел 1, 2, 3, 4, соответствующими множествами предметов.
Винни Пух и его друзья решили поиграть в школу. Сова была учителем, а остальные – учениками. Сова поставила перед учениками 4 шишки и попросила учеников с помощью карточек ответить на вопрос: “Сколько шишек?” Винни Пух показал карточку с цифрой 3, а Пятачок и Кролик цифру 4. Как вы думаете, кто из учеников прав?
3) Состав числа 4.
После игры Винни Пух стал угощать друзей с фруктами. Сначала он достал яблоки: 2 жёлтых и 2 красных. Сколько всего яблок положил Винни Пух? (4).
Сколько жёлтых? Сколько красных? Как можно получить 4? (2+2). Затем он достал груши: 1 зелёную и 3 жёлтые. Сколько всего груш достал Винни Пух? (4). Сколько зелёных? (1 ) Сколько жёлтых? (3) Как можно получить 4? (1+3). Потом он достал бананы: 3 больших и 1 маленький. Сколько всего бананов достал Винни Пух? Сколько больших? (3). Сколько маленьких? (1). Как можно получить 4? (3+1). Итак, 4 – это 1 и сколько? 2 и сколько? 3 и сколько?
Друзья решили пойти погулять, а мы немножко отдохнём.
III. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре.
Встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся
И отправился гулять,
В лес малину собирать.
IV. Работа по учебнику. Дети находят печатную цифру 4, читая ряд чисел, записанный в правом верхнем углу страницы 28 (Учебник авт. М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой “Просвещение”.)
– Рассмотрите верхнюю картинку. Сколько отремонтированных машин на картинке? Сколько не отремонтированных машин? Сколько всего машин? Как записали, что машин три да ещё одна? Что делает мальчик? Сколько колёс должно быть на машине, которую ремонтирует мальчик? Когда он снял одно колесо, то осталось 4 колеса без одного. Как это записали? Как получили числа 4 и 3?
По нижнему рисунку на странице 28 проводится работа по соотнесению чисел 1, 2, 3, 4 с соответствующими множествами предметов.
Заучивание состава числа 4 происходит с помощью монет, вырезанных из приложения к учебнику.
– Как можно набрать 4 рубля, имея три монеты по 2 рубля и две монеты по 1 рублю?
По нижнему рисунку на странице 28 повторяется получение числа 4, рассматривается письменная цифра 4, уточняется место цифры 4 на циферблате часов.
4) Сравнение чисел 1, 2, 3, 4 происходит по числовой лесенке на странице 29. Новым будет сравнение чисел 1, 2, 3 с числом 4.
5)Обучение письму цифры 4.
V. Работа в тетрадях.
– Цифра 4 состоит из трех элементов – палочек. Начинаем писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки. Ведём руку к центру клетки и не отрывая ручку от бумаги, пишем направо горизонтальную палочку, немного не доводя её до правой стороны клетки. Третью палочку начинаем писать чуть выше середины правой стороны клетки, ведём ручку вниз до нижней стороны клетки.