В силу социокультурных причин младший школьник попадает в промежуток, когда развитие образной памяти приостанавливается, а логическая память еще не развита.
По мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов, у ребенка появляются возможности самому управлять своим вниманием, а, следовательно, качество памяти улучшается; этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребенка.
Образная память у учащихся с легкой степенью умственной отсталости исследована достаточно разносторонне. Доминирующим итогом исследований образной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости является вывод о его преимущественной недостаточности по сравнению с другими видами памяти.
Эта недостаточность обнаруживается, в большей степени, во время заучивания материала, т.к. здесь преобладает механическая память. Дети с легкой степенью умственной отсталости, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, усваивают материал намного медленнее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Что касается заданий, связанных с использованием образной памяти, то они выполняются детьми рассматриваемой группы на более низком уровне.
Такое значительное отставание в развитии образной памяти убедило нас в необходимости проводить специальную коррекционно- педагогическую работу. С целью повышения уровня развития образной памяти умственно отсталых школьников, на базе ГОУ “Шербакульская СКОШИ” нами была разработана и апробирована “Рабочая тетрадь по чтению” для учащихся 4-го класса с легкой степенью умственной отсталости, включающая в себя задания и упражнения, основанные на мнемических приемах запоминания.
Особенность упражнений и заданий в том, что они совместимы с учетом развития образной памяти во всех плоскостях: тактильные ощущения, слуховая образная память и развитие воображения, координация работы левого и правого полушарий, и направлены на решение следующих задач:
1. Снижение процента запоминания с помощью механической памяти.
2. Непосредственное совершенствование и развитие образной памяти младшего
школьника с легкой степенью умственной отсталости.
3. Создание положительного эмоционального фона.
Составляя систему упражнений и заданий, мы варьировали их в следующем диапазоне:
– упражнения и задания на концентрацию внимания;
– упражнения и задания на координацию работы левого и правого полушарий;
– упражнения и задания на воображение и акцентированные ощущения;
– упражнения и задания на развитие образной памяти;
– упражнения и задания на развитие сенсорных ощущений.
“Рабочая тетрадь” включает в себя 34 занятия. Структура занятий следующая:
- Организационный момент (1–2 минуты).
- Основная часть (30 минут).
- Обобщающая и контрольная часть (8–9 минут)
Способы развития образной памяти способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение, творческие способности.
Чередование упражнений и заданий по развитию образной памяти рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая активность ребенка: улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия. В результате в коре головного мозга снижается инертность тормозного состояния и застойного возбуждения, достигается большая уравновешенность процессов возбуждения и торможения, изменяется и упорядочивается нервно-психическая активность мозга в целом.
На занятиях все дети успешны: правильно все, что они делают, при этом каждый делает по – своему, как может. Но у всех возникают эмоции, образы, каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать.
Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми, пожалуй, невозможно, да и не обязательно. Сосредоточение внимания хотя бы на одном своем ощущении, или сравнение пары ощущений желательно и необходимо.
Дети тренируют способность произвольной (подвластной сознательным усилиям) регуляции возникновения и смены различных ассоциативных образов и эмоциональных ощущений.
В сюжет каждого занятия обязательно включаются минутки-упражнения на эмоциональный контакт и создание положительного эмоционального фона. Обычно они проводятся в рамках организационного момента в начале занятия или урока. Формы упражнений могут быть разнообразными.
В начале занятия обязательно проводятся задания, упражнения (1-2 минуты) на концентрацию внимания. Это позволяет в начале занятия сосредоточиться детям на рабочей нити, перекрыть возбуждения перемены, успокоиться.
На основной части занятия решаются следующие задачи:
– развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;
– обучение классическим методам и приемам запоминания;
– увеличение скорости запоминания, деятельность хранения, качества и детальности
воспроизведения;
Ориентиром на время и объем проведения упражнений и заданий служат:
– состояние активности работоспособности испытуемых;
– уровень развития у испытуемых образной памяти.
В структуру занятий в обязательном порядке входит минута физических упражнений, которые будут соответствовать целям и задачам занятия. Ориентиром на проведение физ. минутки служит состояние утомления, снижение активности испытуемых.
Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Форма работы на занятиях разнообразна: групповая, индивидуальная, в парах.
“Рабочая тетрадь” разработана на основе базовой “Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида” /Сборник 1. – 1–4 классы – М.: Владос – 2002. При подборе текстового материала нами была использована “Книга для чтения” /Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида// под ред. З.Н. Смирновой З.Н., Г.М. Гусевой. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
При анализе результатов обследования учащихся 4-го класса с легкой степенью умственной отсталости, в обучении которых использовалась данная тетрадь, отмечается положительная динамика. (Для диагностики уровня развития образной памяти использовались методики “Запомни рисунки” и “Запомни предложение” Р.С. Немова).
Таким образом, применение данной тетради на уроках чтения способствует развитию образной памяти у учащихся с легкой степенью умственной отсталости, что в, свою очередь, предполагает не только улучшение качества знаний, умении и навыков, но и в дальнейшем более успешную социализацию и интеграцию в общество.