Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена возрастными особенностями детей. На этапе дошкольного детства художественное творчество носит целостный характер, для ребенка естественна целостная ориентация в мире. В связи с этим возникает необходимость использования взаимодействия различных видов искусства, как одного из эффективных путей общего и художественного развития детей.
Тип занятия: Интегрированное.
Возраст: Подготовительная группа.
Цель: развитие у детей эстетического восприятия музыки.
Задачи:
- Закреплять представление об окружающем мире.
- Развивать звуковысотный слух.
- Учить самостоятельно придумывать узоры для снежинок; закреплять навыки рисования концом кисти.
- ормировать знания детей о правилах поведения перед сном.
Предварительная работа: Разучивание песен о зиме, Новогодних хороводов, прослушивание и беседа о колыбельных песнях.
Материал: Презентация “Волшебные сны” (Приложение), для рисования: темная бумага, кисточки, белая краска, стаканчики с водой; грамзаписи колыбельной “Наступил час ночной” Й.Брамса, “Вальс снежных хлопьев” музыка П.Чайковского.
Ход занятия
Музыкальный руководитель (а дальше – М.р.) Ребята, вы, наверное, заметили, что поздней осенью и зимой очень не хочется рано вставать. Так и хочется хоть немножечко еще подремать, понежиться в теплой постели. Я приглашаю вас сегодня в сонную сказку.
Если в дом твой, если в дом твой
Совершенно не слышна,
Вслед за вечером вступила
Голубая тишина,
Должен ты про все на свете,
Жаль не жаль, а забывать
И, как все на свете дети,
Поскорей идти в кровать.
(И. Мазнин)
Презентация “Зеленая карета”.
М. р. Дети, как бы вы назвали эту музыку? Почему? Какой характер у колыбельной песни. (Дети отвечают.) Вы все сказали правильно, музыка колыбельной тихая, нежная, ласковая, певучая. Колыбельная песенка помогает нам уснуть. Часто мама поет ее вам перед сном. Мы засыпаем, и к нам приходят разные сны.
Первый сон ко мне идет,
Его музыка ведет.
М.р. играет мелодию танца. Дети ее узнают и называют.
Исполняется танец “Полька”.
М.Р.
В тишине приходит второй сон.
Все, что можно, все, что можно
Делать в этой тишине,
Это – очень осторожно
Разговаривать во сне.
С кем угодно –
Хоть с куницей,
С кем угодно –
Хоть с китом,
Хоть с медведем
И лисицей,
Хоть с собакой
И котом… (И. Мазнин)
Покажем, ребята, как к нам в сон приходят разные звери. Подумайте, кто каким зверем будет. Когда зазвучит музыка, постарайтесь так показать движениями характер своего животного, чтобы я сразу догадалась, кого вы хотите изобразить.
Звучит музыка в умеренном темпе. Дети импровизируют движения животных.
Спать ложусь я без опаски,
Я придумываю сказки:
В них ковер – самолет
Отправляется в полет. (Л. Тактаева)
Дорогу ковру – самолету освещают звезды. Они на небе сияют и свои песни напевают.
Дети пропевают любимые мелодии песен на слоги “ля”, “ле”, “ли”.
М.р.
Синим вечером морозным
В темно-синем небе звездном
Тучка снежная плывет,
Зимний сон с собой ведет.
Исполняется песня “Зимняя песенка” музыка М.Красева, сл. С.Вышеславцевой.
М.р.
Если будем мы послушны,
Сон приходит к нам не скучный.
Будет сон про Новый год
И веселый хоровод. (Л. Тактаева)
Дети исполняют “ НОВОГОДНИЙ ХОРОВОД” музыка А.Филиппенко.
(Вокруг игрушечной елочки)
М.р.
Вот волшебный самый сон –
О снежинках будет он.
Дети рассматривают снежинки.
Тает на ладони первая снежинка.
Маленькая звездочка, тонкая пушинка,
Легкая, как ветер, в платье белоснежном
Кажешься ты девочкой,
Маленькой и нежной.
М.р. Ребята, чтобы в нашем сне снежинки не растаяли, мы их нарисуем. Обратите внимание, у снежинок узор разный, никогда не повторяется. Когда будете рисовать, постарайтесь, чтобы ваши снежинки не были одинаковыми. Сколько лучиков у снежинки? (дети отвечают) Всегда шесть. Сначала нарисуем лучики, а потом будем рисовать снежный узор.
Дети рисуют снежинки белой краской на темной бумаге. Музыкальное сопровождение рисования – “Вальс снежных хлопьев” П.И.Чайковского из балета “Щелкунчик”. После рисования ребята любуются своими снежинками.
М.р. А вот на мягких лапах подходит самый веселый сон.
Сплю я рядышком на стуле
Игры добрые уснули. (Л.Тактаева)
Игра “Жмурка”. Русская народная мелодия, обр. Т.Ломовой.
М.р.
Я ресницы опускаю.
Засыпаю, засыпаю.
Вот из щели под окном
Вышел добрый Сонник Гном.
В колпачке и в башмачках
На высоких каблучках,
В синей мантии до пят,
А в карманах сны ребят.
Он по комнате шагает.
Сны мои изобретает.
Дети ложатся на ковер на спину, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Наступил час ночной” Й. Брамса
М.р. подходит по очереди к каждому ребенку, дотрагивается до плеча или гладит по голове. Ребенок, к которому прикоснулись, спокойно встает и садится на стульчик. Когда все дети сидят, воспитатель говорит, а дети выполняют движения:
Вот проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
М.р. Ребята, вам понравилась сонная сказка? Как вы думайте, что мы должны делать перед сном, чтобы нам снились только приятные сны? (Ответы: Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать громкую музыку. Нельзя кричать, бегать и прыгать. Нужно слушать перед сном спокойные, добрые сказки и колыбельную музыку.)
Восп-ль.
На прогулку нам пора,
Ждет нас новая игра.
Дети берутся за руки и выходят из зала.