Организация деятельности школы раннего развития для обучающихся 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Обновление системы образования в России, повлекшее за собой возникновение различных типов школ, ставит перед семьёй, системой дополнительного образования определённые проблемы по развитию дошкольника.

Предлагаемый опыт работы представляет собой возможные варианты нетрадиционного решения проблемы развития дошкольника и его адаптации в обществе и рассчитан на детей 5–6 лет. Работа с дошкольниками строится на основе нескольких содержательных блоков: творчество, культурно-развивающий досуг, социальный опыт. Организуемые виды деятельности, предусматривают сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, увеличение словарного запаса, развитие речи и в целом развитие деятельности и сознания детей с учётом накопленного жизненного опыта, живых примеров из окружающей действительности.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит значительно успешнее в ходе игры, которая является основным видом деятельности детей. Ребёнок, увлечённый интересным замыслом игры, не замечает того, что он учиться. Игра действительно увлекает детей и лично затрагивает каждого, взрослый тоже становиться ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них.

В связи с этим правомерна такая организация учебно-воспитательных занятий, когда ребёнок, играя в соответствии с правилами и условиями игры, усваивает новые знания, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми, имеет возможность самостоятельно выбирать себе вид деятельности для реализации своих замыслов.

Задача школы раннего развития – развить возможности ребёнка, сделать его смышлёным и добрым, чтобы больше стало радости в его жизни. Реализация специальных возрастных особенностей психического и физического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, спортивной и музыкальной деятельности. Организация этих видов деятельности, забота об их совершенствовании находится во внимании педагогов, занимающихся с детьми данного возраста, так как это – период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установления начальных отношений с миром людей, миром предметов, миром природы. Это очень важно, так как быть человеком – это значит не только быть таким, как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами, способностями.

Дошкольник при помощи взрослых впервые выходит из семейного мира в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует его. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония дают толчок к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества. В связи с этим поддержка дошкольника заключается в том, чтобы помочь ему самостоятельно войти в микросоциум и позднее самостоятельно и успешно продвинуться в условиях дифференцированного образования. Предметом педагогической

поддержки дошкольника мы считаем процесс совместно-разделительной деятельности в отношениях взрослый – ребёнок и ребёнок – ребёнок по преодолению препятствий, мешающих маленькому человеку самостоятельно достичь желаемых результатов в общении, учении.

При организации деятельности педагоги руководствуются следующими правилами:

  1. Стимулирование активности детей на занятиях.
  2. Недопустимость критики.
  3. Систематизация ответов детей на занятиях.
  4. Поощрение детей, придумавших новый вариант решения.
  5. Комбинирование уже высказанных предположений для создания новых.

Виды деятельности, организуемые педагогами, предусматривают увеличение словарного запаса, развитие речи ребёнка.

Каждое занятие начинается с разминки. Дети выполняют упражнения на укрепление мышц спины, или брюшного пресса, или мышц кисти, шеи. Для того чтобы дети выполняли общеразвивающие упражнения с интересом, их обыгрываем. При проведении занятий педагоги используют упражнения на развитие воображения, предлагая детям создать разные образы. Для создания заданного образа ребёнку необходимо применить свой жизненный опыт, приложить определённое усилие, потрудиться, овладеть конкретными умениями и навыками. Усвоение этих умений и навыков связано с совершенствованием таких волевых качеств личности, как упорство, выдержка, произвольное внимание, аккуратность, самостоятельность.

Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учёте возраста детей и их психологических особенностей. В связи со спецификой возраста продолжительность одного занятия 30 минут, частота занятий два раза в неделю.

Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является обеспечение доступности качественного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развитие его самосознания, индивидуальных способностей. В свете этого одной из актуальных становиться задача обеспечения детям равных стартовых условий перед поступлением в первый класс, а также формирование готовности к систематическому обучению в школе.

Занятия предусматривают освоение содержания программы всеми детьми, поэтому являются основной формой обучения старших дошкольников, помогают преодолевать стихийность, решать задачи разного вида планомерно, в определённой системе и последовательности.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста как форма обучения по своим признакам приближено к школьному уроку, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным звеньями. Однако следует подчеркнуть, что обучение старших дошкольников существенно отличается от школьного как по цели, так и по методам его проведения. Главной целью является не само усвоение соответствующих знаний и навыков, а подготовка к усвоению содержания тех предметов, которые будут изучаться в течении последующих лет, развитие у детей психологических предпосылок к переходу в школу;

методы обучения опираются на специфику характерных для дошкольников видов деятельности и форм мышления.

Основные различия между уроком и занятием в школе раннего развития заключаются в степени интенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в процессе обучения. Сравнивая урок в начальной школе и занятие с дошкольниками в учреждении дополнительного образования, можно выделить следующие признаки сходства:

– одна и та же сущность: развитие познавательной деятельности детей, формирование определённого объёма знаний и умений и одновременно всестороннее воспитание;

– чёткая и строгая организация в одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребёнка, коллективные и индивидуальные формы работы, дифференцированный подход к подбору заданий и к каждому ребёнку.

Основу организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию школьно значимых функций определяют следующие принципы:

  1. Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны все компоненты.
  2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребёнка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
  3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учётом факторов риска.
  4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, даёт опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном “подтягивании” дефицитарных (отстающих) функций.
  5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  6. Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
  7. Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Для занятия как формы организации обучения чаще всего характерна завершенность этого процесса: наличие основных звеньев обучения и этапов освоения знаний, умений и навыков. Освоение нового материала происходит на основе воспроизведения ранее изученного, непосредственно примыкающего к новому. Новый материал даётся небольшими частями. В ходе одного занятия осуществляется и первичное восприятие нового материала, и его осмысление, усвоение знаний, умений и навыков. Только такое многократное восприятие знаний в разнообразной деятельности и различных условиях обеспечивает полноту формируемых представлений.

Содержание работы педагога на занятиях по формированию готовности детей к школе.

Содержание работы педагога на занятиях по формированию готовности к школе включает:

  • формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний на основе этих представлений у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам педагога);
  • формирование нравственно – волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
  • формирование опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе.
  • формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

На занятиях педагог учитывает, как дети усваивают материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение, следит за тем, внимательно ли они слушают объяснение.

Кроме формирования знаний и умений, не менее важно воспитывать в ребёнке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в  самостоятельном поиске ответов на возникшие вопросы. Трудно предложить, что ребёнок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Воспитание – двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его – объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов. Сотрудничество – усилие, при котором создаётся наиболее благоприятная обстановка для подготовки к школе.

Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой – то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Желание ребёнка узнавать новое, приобретать различные умения является главным условием формирования нравственно – волевых качеств.

Активизация мышления детей на занятии достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога – вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. интерес ребёнка к занятию связан с тем, понимает ли он,зачем нужны те или иные знания, видит ли возможность их применить. Соответственно, педагог должен заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой зрелости многих психологических функций ребёнка. Сам процесс письма психологически и физиологически очень сложен, поэтому процесс овладения навыками письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру. Для того чтобы записать слово, ребёнку нужно выполнить множество действий, таким образом, к письму ребёнка следует готовить задолго до того, как он начинает осуществлять все функции письма.

Основными задачами подготовки к письму являются:

  • развитие фонематического слуха и умение проанализировать звуковой состав слова;
  • развитие мускульной памяти, что предполагает развитие мелких мышц пальцев и кисти рук;
  • развитие внутренней и внешней речи, начальных этапов словесно – логического мышления;
  • развитие памяти;
  • развитие умения свободно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш, кисть и т.д.)
  • формирование пространственной ориентации на листе бумаги.

Ведущими задачами при формировании математических понятий является:

  • наблюдение объектов с целью выявления их свойств;
  • сравнение объектов и их свойств;
  • развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть и др.)
  • овладение способами установления разного рода математических связей, отношений; понятием, что наиболее очевидными способами установления количественных отношений являются счёт предметов и измерение величин;
  • формирование ориентировочных понятий в пространстве и времени.

Следует помнить, что систематические занятия не только дают ребёнку новые знания, приобщают к разным видам деятельности, совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и образовательному обучению. У дошкольника вырабатываются привычки заниматься в определённое время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых, что в дальнейшем поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность.

Структура занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Начало занятия. У детей старшего дошкольного возраста, как правило, уже сформированы навыки организованного поведения, привычка к смене деятельности, поэтому переход от игры к занятию осуществляет быстро, и педагогу бывает достаточно предупредить о предстоящей деятельности.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия при его организации, – вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и раскрыть перед ними учебную задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

В группах предшкольной подготовки бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Однако основное значение в возбуждении внимания и интереса у старших дошкольников к занятию имеют содержание и характер постановки учебных задач, создание проблемной ситуации.

Ход занятия. В соответствии с целью строится план работы, разворачивается следующее творческое звено – поиск решения, определение имеющихся знаний, умений и тех, которым

предстоит научиться для достижения цели, решения задачи. Графический план делает более наглядным сюжетное единство занятия, помогает детям ориентироваться в нём, придерживаться выбранного пути. Для составления плана ребятам необходимо определить, что они знают и что предстоит узнать, чему научиться.

Практический этап занятия соответствует плану и учебно – воспитательным программным задачам. Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется разнообразными методами:

  • методами, направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;
  • методами расширения знаний;
  • методами, обеспечивающими обобщение, закрепление и применение знаний, навыков, умений.

При их отборе учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы по данному разделу, возраст детей.

Большоё значение имеет игровой метод. Однако следует помнить, что в связи с нарастанием у старших дошкольников опыта деятельности на занятиях изменяется удельный вес игровых приёмов при постановке и решении учебных задач, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать осознанное отношение к учебной задаче. Чрезмерное использование в процессе занятий игровых приёмов препятствует формированию привычки к систематическому труду, умения прилагать усилия, преодолевать трудности; возникновению активности, связанной с волевым напряжением.

В тоже время недостаточное использование игровых приёмов, “сухая” подача учебного материала приведёт к тому, что у дошкольников не будет возникать стремление следовать указаниям педагога, выполнять предложенные задания, искать ответы на поставленные вопросы, и тогда пропадёт желание заниматься.

Чередование методов и приёмов в ходе занятия зависит от последовательности решаемых учебных задач, которые могут группироваться по их месту в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

Важно обеспечить активное участие всех воспитанников в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии педагога с самостоятельной деятельностью детей.

Самостоятельная деятельность организуется на занятии для закрепления знаний, отработки навыков и умений. Оптимальные условия для этого создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера (творческого характера, требующий дополнения ответа, его уточнения, оценки).

В конце занятия со старшими дошкольниками формулируется общий итог познавательной деятельности. Итоги подводятся с учётом поставленной детьми цели и составленного ими плана. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало их к эмоциональной оценке занятия. Важно при завершении занятия связать приобретённые детьми знания с последующими, раскрывая воспитанникам ближайшие перспективы познания.

В заключительной части занятия даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом и отдельных детей.

Следует отметить, что в структуре занятий с дошкольниками отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Результативность занятий определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные задачи и развиваются навыки и умения воспитанников.