Цели:
- Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов и речи учащихся;
- Проверить умения учащихся выполнять задания в условиях соревнования;
- Научить работать в группах, сплотить коллектив.
Ход соревнования
I. Вступление:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём КВН по окружающему миру, и победит та команда, которая заработает больше баллов. Для начала каждой команде надо придумать название и выбрать капитана.
II. Конкурсы:
1. Конкурс “Разминка”
Задаётся по 10 вопросов каждой команде.
1-я команда:
– Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны
редких видов растений всего мира. (Красная книга.)
– Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа.)
– Полезный комнатный цветок, запах листьев, которого отпугивает мух и комаров.
(Герань.)
– Растёт ли дерево зимой? (Нет.)
– В названии какой птицы 40 гласных? (Сорока.)
– Кто доказал, что Земля движется вокруг Солнца? (Коперник.)
– Где раки зимуют? (В норках под водой у берега. Затыкают вход в нору и
зимуют.)
– Самая большая ягода, плод лианы? (Арбуз.)
– Какой овощ напоминает космический объект? (Патиссон.)
– Родина подсолнечника? (Америка.)
2-я команда:
– Как называется растительный мир? (Флора.)
– Какое растение содержит наибольшее количество йода? (Морская капуста.)
– Лиственное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока? (Берёза.)
– Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюблённые?
(Ромашка.)
– Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала 2 место в рационе
питания крестьян после хлеба. (Репа.)
– Лекарственное растение, которое наверняка бы понравилось “Мойдодыру?
(Чистотел.)
– Родина помидора? (Америка.)
– Какой цветок называют “последней улыбкой осени”? (Астра.)
– Кто открыл закон Всемирного тяготения? (Ньютон.)
– Где у кузнечика уши? (На ногах.)
2. Конкурс “Географический”.
Найти по градусной сетке объекты.
- 20º
3. Игра со зрителями
“Загадки о природе”.
- Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной,
И на каждом стебле в ряд
Словно лампочки висят. (Ландыш.)
- По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех ... (Грач.)
- Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает.
На листок уселась ловко.
Это ... (Божья коровка.)
- Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца,
У него утиный нос,
Зверь не страшный ... (Утконос.)
- Поставив солнышку бочок,
Лежит на грядке. (Кабачок.)
- Он соло пел среди ветвей,
Его назвали ... (Соловей.)
- Если бы он причесался хоть раз,
Не звали б его ... (Дикобраз.)
- Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке. (Орех.)
- Насекомых он гроза,
Смотрит – в сторону глаза,
С липким длинным языком,
Очень мало нам знаком.
Кожи цвет меняет он,
То ползет – ….(Хамелеон.)
- Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто ...(Синица.)
- Как это скучно – 100 лет без движенья.
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная… (Ива.)
- Как зовут мeня скажи –
Часто прячусь я во pжи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (Василек.)
4. Конкурс капитанов “Правда ли это?”
(Вопросы записаны на цветных карточках. Капитаны сами выбирают карточку.)
Красная карточка
- Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются “бревном”? (Нет. Они маскируются, чтобы подкрасться поближе к жертве.)
- Большие черепахи плачут. (Да. На берегу они роняют слезы, для того чтобы избавиться от песчинок, пoпaвшиx в глаза.)
- Кобра танцует под музыку факира. (Нет. Она не слышuт музыку. Все её действия это подготовка к нападению.)
- Cтрижи могут спать на лету. (Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и парят во сне, а на рассвете спускаются ближе к земле.)
- У австралийских страусов Эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает птенчиков. (Да.)
- Пингвины могут плавать со скоростыо 40 км /час, обгоняя катера. (Да.)
Синяя карточка.
- Одинокие волки воют на луну от тоски. (Нет. Воем они предупреждают волков из других стай, чтобы те не заходили на чужую территорию.)
- После купания шотландские скворцы вытирают перья об овец. (Да. Были замечены на овцах, о шкуры которых вытирались, словно о полотенце.)
- На зебрах водятся полосатые блохи. (Нет.)
- Отправляясь на обед, самка бегемота находит “няньку” для малыша. (Да. В каждом стаде есть “детский сад”, где пасутся самки и детёныши.)
- Весной пингвины могут взлететь на высоту двух метров. (Нет. Они не летают.)
- Клесты выводят птенцов зимой. (Да.)
- Koнкурс “Зоологический кроссворд”
По горизонтали:
- Крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами. (Медведь.)
- У какой птицы самый красивый хвост? (Павлин.)
- Животное – символ Индии? (Кобра.)
- Самая крупная змея в мире? (Анаконда.)
- Самая маленькая птица? (Колибри.)
По вертикали:
- Самое быстрое животное суши, преодолевающее короткие расстояния? (Леопард.)
- Самая большая ящерица. (Варан.)
- Кто быстрее всех летает? (Сокол.)
- Какое животное быстрее всех преодолевает большие расстояния? (Антилопа.)
- Хищная птица с коротким клювом и длинными острыми когтями. (Ястреб.)
6. Игра со зрителями “Подробности”.
1. Может ли лягушка съесть свою кожу? (Да.)
Зачем? (Она меняет кожу 4 раза в год и каждый раз съедает её для пополнения своего организма кожными пигментами.)
2. У кого самюе большое сердце? (У жирафа.) Почему? (Чтобы кровь поднималась к голове. Масса сердца 9 кг, длина – 60 см)
3. Чем отличаются лягушки от жаб? (Жабы крупнее, у них сухая бугристая кожа; у лягушек – гладкая, покрыта слизью. Лапы жаб короче, чем у лягушек, поэтому они медлительнее.)
4. Зачем животным хвосты? (“Мухобойка”, индикатор настроения, средство передвижения, заметают следы, согревает и т.д.)
5. Почему насекомые ползут по травинке вверх? (Верхушки трав и полевых цветов мягче, вкуснее, полезнее.)
6. Назовите основное средство защиты зайцев от врагов. (Быстрый бег. Скорость его 80 км /час.)
7. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи, закупоривают входы в муравейник.)
8. Чем отличаются сталактиты от сталагмитов? (Сталактиты растут сверху вниз, а сталагмиты – наоборот.)
7. Конкурс “Большие гонки”
Зелёная карточка (растения).
- Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Oсина.)
- Какую траву и слепой знает? (Крапива.)
- Какое дерево в России цветёт последним в году? (Липа.)
- Это растение замачивают, мнут, режут, бьют. (Лён.)
- Целебный цветок – предок всех роз. (Шиповник.)
- Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник.)
- Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат.)
- Лекарствентюе paстение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)
- Самое высокое дерево в мире. (Эвкалипт. 100–110 м.)
- Какое растение считают “Царицей цветов”? (Роза.)
Красная карточка (животный мир).
- Какая рыба названа человеческим именем. (Карп.)
- У какой птицы всего два пальца? (Страус.)
- Как называется лошадиное молоко? (Кумыс.)
- Какие ноги у жирафа длиннее? (Одинаковые.)
- Бывают ли у животных молочные зубы? (Да. У львов, лошадей.)
- У кого каждый день растут зубы? (У бобров и зайцев.)
- Каких животных называют “санитарами леса”? (Волков.)
- Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
- Какая птица является символом мира? (Голубь.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
- Кто ни на шаг не отходит от собственного дома? (Улитка.)
- Как называется наука, которая занимается uзучением собак? (Кинология.)
- Какие животные спят с открытыми глазами? (Зайцы, т. к. у них короткие веки.)
- Их называют “слугами” земли. (Черви.)
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (Пингвины.)
Синяя карточка (география).
- На каком материке нет рек? (Антарктида.)
- Родина бадминтона. (Япония.)
- Родина волейбола? (США.)
- Земля – что это звезда, планета или комета? (Планета.)
- Что есть Солнце? (Звезда.
- С помощью чего люди наблюдают за звездами? (Телескоп.)
- Назовите крупнейший материк Земли. (Евразuя.)
- Самое глубокое озеро? (Байкал.)
- По каким горам проходит граница между Европой и Азиейц? (Уральские горы.)
- Какую реку в России называют “Матушкой – рекой”? (Волгу.)
- Как называется прибор для определения сторон света? (Компас.)
- Уменьшенная модель Земли? (Глобус.)
- Воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось? (Полюс.)
- Место, из которого вытекает река? (Исток.)
- Место, впадения реки. (Устье.)
III. Подведение итогов.