Истоки трудолюбия

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из центральных задач, которую решает дошкольное образование совместно с семьей – это воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду, умение и желание трудиться.

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. Нельзя не принимать во внимание возможности дошкольника и особенности его трудовой деятельности. Возможности его весьма ограничены, нет трудовой сноровки, он выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится.

Трудовая деятельность особенно важна в нравственном воспитании дошкольника. В труде у детей формируются такие качества, как чувство ответственности, самостоятельность, организованность, терпение, дисциплинированность. Оно прежде всего выражается в стремлении соответствовать известному нравственному эталону, заключающемуся в ориентировке на хорошее, доброе начало в каждом человеке. Дети должны стремиться следовать моральным нормам, принятым в обществе.

Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: “Я сам”. Это одно из ценных свойств психики развивающегося ребенка – своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.

Пока ребенок мал, он нуждается в помощи взрослого. Помощь не должна глушить самостоятельные действия. Мама обучает малышку и приговаривает: “Эту туфельку наденем на эту ножку, а эту Танечка оденет сама…”.

Обязанность родителей – с раннего возраста формировать у ребенка готовность разделять с ним трудовые дела. Такая готовность складывается благодаря постоянству требований, предъявляемых к ребенку по принципу: “все, что ты можешь, делай сам!”

Старший дошкольник может не только обслужить себя /одеться, раздеться, застелить постель/ и принимать посильное участие в делах взрослых, но и трудиться для других, помогая младшим.

В детском саду жизнь детей наполнена трудом. Дети постоянно и ежедневно выполняют трудовые дела, связанные с самообслуживанием, с режимом, подготовкой к занятиям и т.д.. Важно, чтобы и в семье жизнь ребенка была проникнута трудом как естественной деятельностью, без которой нельзя обойтись. Важно, чтобы с ранних лет ребенку внушили: ты равноправный член семьи и потому у тебя, как у всех, должны быть свои обязанности – трудовые и нравственные.

Правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребенок не только видит пример трудолюбия старших, но и сам помогает им. Старший дошкольник должен уметь заниматься не только тем, что хочет в данную минуту, но и тем, что необходимо. Надо учить его переключаться с одной деятельности, интересующей его, на другую, обязательную.

Нельзя приказным методом заставлять ребенка заниматься трудом. Переключая его на труд, необходимо учитывать его настроение. Труд должен приносить ребенку радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Тогда он будет любить труд.

Ребенка, который впервые соприкасается с трудом, надо учить трудиться, формировать у него элементарную культуру трудовой деятельности:

  • развивать трудовые навыки, умение работать ловко, проявляя деловитость и смекалку;
  • правильно применять орудия труда;
  • прививать умение организовать свою работу – готовить рабочее место и необходимые инструменты и предметы труда;
  • учить планировать работу, предвидя ее ход, последовательность и результат;
  • работать аккуратно, не создавая беспорядка в окружающем;
  • не оставлять дело не законченным;
  • убирать по завершении работы все, чем пользовался, приводить в порядок себя и рабочее место.

Культура трудовой деятельности во многом зависит от наличия у ребенка орудий труда.

Детей учат, как организовать свой труд, чтобы не мешать другим и не вносить дополнительного беспорядка в окужающее пространство. Приучают планировать цель работы и понимать логическую последовательность трудовых действий. Это необходтмо для того, чтобы ребенок при минимальных условиях смог добиться оптимальных результатов.

Результаты труда имеют большое воспитательное значение, они приносят радость детям, удовлетворение от проделаной работы. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка не легко. Это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка и словом и делом. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.

Советы по руководству трудовой деятельностью:

  • приобщать ребенка к трудовой деятельности с 1 года пребывания в детском саду;
  • закрепить за ребенком постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
  • не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
  • не наказывать ребенка трудом, труд должен радовать;
  • учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда;
  • не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • не торопить ребенка, уметь ждать когда он завершит работу сам;
  • не забывать благодарить ребенка за помощь;

Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду.

В детском саду детей учат трудиться сообща, коллективный труд-источник общих переживаний. Это и радость общения, и удовлетворение тем, что сделано всеми.

Приведу основные правила, направленные на воспитание у детей правильного отношения к труду, к сверстникам и взрослым в процессе трудовой деятельности:

  • все что можешь, делай сам;
  • если нечаянно насорил – не забудь убрать за собой;
  • следи за порядком в своих игрушках,
  • береги труд старших, не сори, умей замечать беспорядок и старайся устранить его сам;
  • не забывай о своих трудовых обязанностях, выполняй их постоянно;
  • не торопись, делай все старательно;
  • не отвлекайся когда трудишься;
  • не оставляй работу не законченной;
  • не забудь убрать на место инструменты;
  • если трудишься вместе с другими, умей договориться о том, кто и что будет делать, старайся работать дружно;

Участие в посильном труде должно существенно преобразовать личностный облик ребенка, сформировав у него уверенность в собственных силах и избавив от чувства отгороженности от среды в которой он развивается .

Труд для других – это наиболее воспитывающий фактор, благодаря которому у ребенка формируется общественное сознание, стремление ценить и беречь то, что сделано руками тружеников.