Экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства или в течение небольшого отрезка времени. Оно должно проводиться систематически.
На сегодняшний день главным в методической работе, направленной на осуществление экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении, является оказание реальной, своевременной помощи педагогам по реализации базисной программы, а также авторских и парциальных программ данного направления. Для этого необходимо совершенствование профессиональной компетентности педагогов, через поиск наиболее эффективных форм работы.
Одной их таких форм в нашем дошкольном учреждении стали семинары – практикумы для педагогов, проводимые специалистами детского сада.
Данная форма работы позволяет активизировать деятельность педагогов. Воспитатели начинают все чаще использовать в своей работе современные технологии.
Цель семинара-практикума: повысить уровень экологического воспитания детей.
Задачи семинара-практикума:
- Повысить компетентность педагогов в экологическом воспитании дошкольников.
- Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.
- Развивать творческий потенциал педагогов.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Терминологический словарь:
- определение понятий “экология”, “экологическое образование”, “экологическое воспитание”, “экологическая культура”;
- анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.
Предварительная работа:
проведение анкетирования воспитателей на тему “Экологическое образование в ДОУ”; (Приложение 1.)
- подготовка и оформление тематической выставки к каждому занятию;
- домашнее задание (работа с литературой, составление конспектов занятий, составление цикла наблюдений и т.д.).
Для того, чтобы педагоги имели возможность более углубленно и качественно изучить предложенную на семинаре тему, были запланированы три занятия, которые включали в себя теоретическую и практическую часть.
В теоретической части вниманию воспитателей были представлены выступления специалистов нашего дошкольного учреждения: старшего воспитателя, учителя-логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя.
В практической части воспитатели работали в подгруппах. Задания для практической части были подобраны, исходя из представленного ранее теоретического материала.
Итоги семинара-практикума:
- По материалам семинара-практикума составлена брошюра “Экологическое воспитание в ДОУ”.
- Создана картотека циклов наблюдений за животными.
- Разработаны конспекты по экологическому воспитанию с элементами краеведения.
- В группах созданы условия для экологического воспитания:
– развивающая среда;
– пополнен фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов.
План проведения семинара-практикума “Экологическое воспитание детей дошкольного возраста”.
№ занятия | Содержание и форма занятия | Домашнее задание |
1 | Теоретическая часть. Цели и содержание экологического воспитания дошкольников. Создание в детском саду условий для экологического воспитания детей.
Практическая часть. |
Подготовить паспорт комнатного растения для презентации. |
2 | Теоретическая часть. Методы экологического воспитания дошкольников. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников. Наблюдение как основа чувственного познания. Практическая часть. |
Составить цикл наблюдений за животными. Апробировать недельную методику наблюдения за сезонными наблюдениями в природе. |
3 | Теоретическая часть. Типы экологических занятий. Использование игры в экологическом воспитании детей. Экологическое воспитание на музыкальных занятиях. Практическая
часть. |
Составить конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами краеведения. |