Цели курса:
- Продолжить расширять кругозор, развивать логическое мышление, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
- Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов.
- Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Задачи курса:
- Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
- Формировать умение по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
- Вовлечение учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач.
- уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
- успешно выступать на математических соревнованиях
Объём курса: (1 час в неделю): 6 класс 34 часа
Программа составлена по рекомендациям методического письма «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году» (приложение 3)
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование тем курса | Количество часов | Краткое содержание курса |
1 | Числовые множества. Действия с числами. | 14 | Знакомство с различными системами счисления и их свойствами. Научиться совершать переход из одной системы счисления в другую и выполнять действия в различных системах счисления.Развивать умения учащихся представлять данное число с помощью нескольких одинаковых чисел и с помощью действий сложения, умножения, вычитания, деления, возведение в степень или их комбинации. Рассмотреть задачи на запись натуральных чисел с помощью сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень, а так же скобок. Обратить внимание на неоднозначность решения таких задач. Составление своих задач. Ввести понятие инварианта. Решение текстовых задач на делимость. Рассмотреть свойства чётных и нечётных чисел: если хотя бы один множитель произведения двух (или нескольких) чисел чётен, то и все произведение чётно; если каждый множитель произведения двух (или нескольких) чисел нечётен, то и все произведение нечётно; сумма любого количества чётных чисел – число чётное; сумма чётного и нечётного чисел - число чётное; сумма любого количества нечётных чисел – число чётное, если число слагаемых чётно, и нечётное, если число слагаемых нечётно. Знакомство с бесконечными числовыми рядами. |
2 | Нестандартные приёмы решения задач олимпиадной тематики. | 10 | Решение логических задач, решаемых с конца, решаемых способом составления уравнений. Подготовка к игре «Кенгуру», рассмотреть, что общего у равносоставленных фигур, свойства площадей, метод дополнения для вычисления площадей фигур. Обучение учащихся построению различных графов по условию задачи. Решение логических задач построением различных графов. Применение кругов Эйлера для упрощения и облегчения пути решения задачи, расширение математического кругозора учащихся. |
3 | Решение текстовых задач. Действия с дробями. | 10 | Дать понятие об аликвотных дробях, показать применение их при решении различных задач. Решение старинных задач Ахмеса (Египет), Герона Александрийского (Греция), Задач из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого. Знакомство с историей математики. Знакомство с историей возникновения дробей. |
Календарно-поурочное планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Формы контроля |
1 | 2.09 | Вводное занятие | Математическая драка |
2 | 9.09 | Различные системы счисления. | Изготовление учащимися презентаций. |
3 | 16.09 | Решение задач, с использованием различных систем счисления. | Практическая работа по составлению таблицы сложения и умножения однозначных чисел в системе счисления с основанием: 1, 3, 2, 6. |
4 | 23.09 | Числовые головоломки | Презентации учащихся по теме: «Собственные задачи, с использованием различных систем счисления». |
5 | 30.09 | Восстановление знаков действий. | |
6 | 7.10 | Восстановление цифр натуральных чисел. | Математический бой |
7 | 14.10 | Восстановление цифр натуральных чисел. | |
8 | 21.10 | Решение задач на восстановление знаков действий и цифр натуральных чисел. | Составление сборника решений заданий на восстановление цифр чисел и знаков действий. |
9 | 28.10 | Инвариантны | Решение проблемных задач |
10 | 4.11 | Решение задач на делимость | Решение проблемных задач |
11 | 11.11 | Межрегиональная олимпиада | Протокол результатов межрегиональной олимпиады г. Москва |
12 | 25.11 | Региональная олимпиада | Протокол результатов олимпиады г. Екатеринбург 1 тур |
13 | 2.12 | Чётные и не чётные числа. | |
14 | 9.12 | Решение задач проверкой на чётность. | Решение проблемных задач |
15 | 16.12 | Арифметический треугольник Паскаля и его применение. | |
16 | 23.12 | Логические задачи | |
17 | 30.12 | Задачи, решаемые с конца | |
18 | 13.01 | Задачи, решаемые способом составления уравнений. | Математическая драка |
19 | 20.01 | Решение задач «Кенгуру» | |
20 | 27.01 | Решение задач «Кенгуру» | Составить сборник решений логических задач «Кенгуру» |
21 | 4.02 | В худшем случае | |
22 | 11.02 | Математическая мозаика | |
23 | 18.02 | Региональная олимпиада | Протокол результатов олимпиады г. Екатеринбург 2 тур |
24 | 1.03 | Обучение элементам теории графов. | Презентации учащихся по теме: «Графы и их применение к решению задач». |
25 | 8.03 | Решение логических задач с помощью графов | Математическая регата |
26 | 15.03 | Старинные задачи на дроби | |
27 | 22.03 | Аликвотные дроби | |
28 | 29.03 | Принцип Дирихле | |
29 | 12.04 | Решение задач на применение принципа Дирихле | |
30 | 19.04 | Решение задач на замощение | |
31 | 26.04 | Математические софизмы | |
32 | 3.05 | Школьная олимпиада | Протокол результатов олимпиады |
33 | 10.05 | Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации) | |
34 | 17.05 | Итоговое занятие – устная олимпиада | Протокол результатов устной олимпиады. |
Литература для учащихся:
- Всероссийские математические олимпиады школьников: Книга для учащихся / Г.Н. Яковлев, Л.П. Купцов, С.В. Резниченко, П.Б. Гусятников: - М.: Просвещение, 1992.
- Е.В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Алгебра: учеб. Пособие для учащихся 7 – 11 кл. – Челябинск: «Взгляд»,2004
- Е.В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами:: Учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. Челябинск: «Взгляд», 2005.
- Д.В. Клименченко. Задачи для любознательных: Кн. для учащихся 5 – 6 кл. ср. шк.-М.: Просвещение, 1992.
- Математический клуб «Кенгуру». Выпуск №12. Санкт-Петербург,2005г.
- Математический клуб «Кенгуру». Выпуск №17. Санкт-Петербург,2007г.
- А.Р. Рязановский, Е.А. Зайцев. Математика 5 – 11 кл.: Дополнительные главы к уроку математики. – М.: Дрофа, 2001.
- Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для учителя:
- Н.Б.Васильев, А.А. Егоров. Задачи Всесоюзных математических олимпиад. – М.: Наука, 1988.
- Все задачи «Кенгуру».-СПб., 2003
- Газета «Математика» (приложение к «Первое сентября»). и др
- Журнал «КВАНТ», 1970.
- Журнал «Математика в школе».
- Карасева Е.И. решение нестандартных задач на внеклассных занятиях по математике. В 5-6 классах: учебно-методическое пособие. –Магнитогорск, МаГу, 2005
- Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике – М.:Просвещение, 1995.
- И.С. Петраков. Математические олимпиады школьников: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.
- Петраков И.С. Математические кружки в 8-10 классах. Кн. Для учителя- М. Просвещение, 1987.
- Соросовские олимпиады школьников. – М.: МЦНМО, 1995.
- А.В. Фарков Математические олимпиады: метод.пособие.М. Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Шарыгин И.Ф. Решение задач.-М.: Просвещение, 1994.
ЦОР:
- ИИСС «Математика на компьютерах» МОУДОД «Центр информационных технологий», 2008.
- «Учим дроби», 1С Образовательная коллекция, Интерграфика.
- «Математика 5-11 класс». Практикум под редакцией Дубровского В.Н. Институт новых технологий.