Комплексная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях общеобразовательной школы "Познавайка"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения.

Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. По данным исследований более 40% детей дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.

Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение в условиях группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательной школы.

На сегодняшний день существует целый ряд программ и учебно-методических комплексов, направленных на подготовку детей 5-6 лет к школьному обучению. Для интеллектуального развития воспитанников Центра используется программа "Предшкольная пора" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. При составлении этой программы обращается особое внимание на "развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе" (цитата из Программы), а не форсированное изучение программы первого класса, что полностью соответствует принципам организации занятий в Центре.

Программа составлена с учетом возможностей Центра образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательной школы:

Наличие условий для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка (спортивный зал, хореографический класс, изостудия, компьютерный класс)

Наличие специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста (музыкальный руководитель, специалист по компьютерно - игровой деятельности, специалист по обучению английскому языку, педагог - психолог, специалист по изодеятельности, специалист по физкультуре).

Предлагаемая программа образования детей 5-6 лет сопровождена методическими разработками занятий по каждому разделу, составленными сотрудниками Центра.

Цели и задачи программы

Цели программы:

  • полноценное развитие личности ребенка (полное - с точки зрения развития дошкольников во всех видах деятельности и во всех областях знаний, свойственных дошкольникам, ценное - с точки зрения развития индивидуальности каждого ребенка).
  • подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе.

Основные задачи программы:

  • формирование у ребенка необходимых знаний, умений и навыков для начала обучения в школе.
  • выявление и развитие у детей творческих способностей;
  • пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
  • развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;
  • развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
  • сохранение и укрепление здоровья ребенка;
  • психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению.

Программа основана на таких принципах.

  • Личностно-ориентированный подход, бережное отношение к личности ребенка, уважение и доверие к ребенку, оптимистический подход к нему, педагогика успеха.
  • Индивидуальный подход к ребенку, учет психологических и индивидуальных особенностей, формирование индивидуальности ребенка.

Комплексный подход:

- Единство и взаимосвязь воспитания, развития и обучения

- Взаимосвязь игровой и учебной деятельности (все занятия проводятся на интересном, игровом или занимательном материале).

Структура программы

Структура программы представлена девятью разделами.

  • Грамота
  • "Учимся родному языку" (24 занятия/ 8 часов)
  • "Знакомимся с математикой" (24 занятия/ 8 часов)
  • "Let's play English!" (24 занятия/ 8 часов)
  • "В мире компьютера" (24 занятия/ 8 часов)
  • "Я хочу услышать музыку" (24 занятия / 8 часов))
  • "Непоседы" (ритмика) (24 занятия / 8 часов)
  • "Умелые пальчики" (24 занятия / 8 часов)
  • "Спорт и мы" (12 занятий / 4 часа)
  • "Скоро в школу" (12 занятий / 4 часа)
  • Занятия логопеда (6 занятий / 2 часа)

Общее число занятий - 96 (24 часа).

Организация образовательного процесса

Программа образования детей старшего дошкольного возраста "Познавайка" предполагает организацию на базе средней общеобразовательной школы группы кратковременного пребывания детей.

Продолжительность обучения - 24 недели, с октября по март, с учетом 2-недельных каникул в январе.

Общее количество занятий в неделю - 8. примерное распределение занятий в течение недели следующее:

  • Грамота - 2
  • Художественный труд - 1
  • Музыка - 1
  • Хореография - 1
  • Английский язык - 1
  • Компьютерно - игровой комплекс - 1
  • Занятия психолога - 0,5
  • Физическая культура - 0,5
  • Занятия логопеда - 1 раз в месяц

Занятия психолога и занятия физической культуры проходят один раз в две недели.

Занятия с детьми проводятся специалистами школы и ДОУ. Некоторые занятия обязательно проводятся в специально оборудованных помещениях (компьютерный класс, спортивный зал, кабинет музыки, хореографический класс, изостудия).

Режим занятий:

  • Занятия проводятся 2 дня в неделю.
  • Длительность занятия - 20 минут.
  • Перерыв - 10 минут.
  • Общее время пребывания в Центре - 1 час 50 минут.

Сетка занятий

Среда Суббота
Грамота Грамота
Хореография Занятие психолога / физкультура
Английский язык Компьютерно-игровой комплекс
Художественный труд Музыка

Художественный труд

"Умелые пальчики"

Цель раздела:

Создание целостного образа мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир человека и человека в нем.

Задачи раздела:

  • создание условий для эстетического восприятия прекрасного;
  • расширение кругозора детей, формирование определенного уровня мировоззрения;
  • знакомить с различными изобразительными техниками;
  • учить детей работать с различными материалами, изучая их свойства и выразительные возможности.

Родителям предлагается продолжить дома занятия с детьми по тетрадям-альбомам Н.Г.Салминой и А.О.Глебовой "Учимся рисовать" (УМК "Предшкольная пора").

Тематическое планирование

  Тема Техника Содержание работы
1 Лист клена. Акварель. Обведение по шаблону. Знакомство с технологией "заливка одним цветом".
2 Радуга. Акварель. Заливка. Переход от цвета к цвету.
3 Три основных цвета (синий, красный, желтый) Акварель. Учимся смешивать цвета.
4 Дары осени. Яблоко. Лепка. Лепка из одного куска. Пластический способ. Добавление отдельных деталей (веточка, листик). Конструктивный способ.
5 Дары осени. Яблоко. Аппликация. Техника "обрыва". Наклеивание кусочков бумаги на приготовленный эскиз.
6 Осеннее дерево. Комбинированная работа. Выполнение эскиза цветными карандашами (ствол и ветки дерева без листьев, пригорок)
7 Аппликация (техника "обрыва"). Оформление листьев на ветках, падающей листвы, пригорка.
8 Дары осени. Ягоды, грибы. Правила выполнения штриховки. Трафареты. Штриховка цветными карандашами в разных направлениях.
9 Воздушные шарики. Акварель. Продолжаем учиться смешивать цвета. Теплые и холодные цвета.
10 Хитрый колобок. Лепка. Лепка конструктивным способом с использованием стека. Формирование представлений о геометрической форме предметов.
11 Наряжаем ёлку. Акварель Дополнение рисунка (дорисовывание второй половины), заливка цветом.
12 Аппликация Творческая работа. Вырезание из цветной фольги и наклеивание мелких деталей по собственному замыслу (елочные игрушки, гирлянды).
13 Снежинка. Акварель. Выполнение симметричного рисунка.
14 Снеговик. Акварель. Выполнение рисунка. Закрепление представления о геометрических фигурах.
15 Сказочный домик. Пластилинография. Выполнение жгутиками (пластилин) на цветном картоне.
16 Закладка "Гусеница" Мозаика.

Цветная бумага.

Обведение по шаблону на цветном картоне. Вырезание.
17 Знакомство с технологией мозаики. Нарезание одинаковых кусочков бумаги.

Контрастность цветов. Оформление закладки.

18 Украшаем вазу. Акварель.

Декоративно-прикладное творчество.

Симметричное вырезание формы вазы. Знакомство с деталями гжельской росписи. Работа синей акварелью. Насыщенность цвета.
19 Укрась цифру 8 в подарок маме. Акварель. Аппликация.

Цветные карандаши.

Обведение цифры по шаблону.

Творческая работа с применением изученных технологий.

20 Роспись доски. Акварель.

Декоративно-прикладное творчество.

Знакомство с элементами хохломской росписи.

Обведение шаблона доски. Роспись по замыслу учащихся.

21 Орнамент. Печатание. Введение понятия "орнамент". Составление композиции из геометрических фигур.
22 Кораблик. Оригами. Изучение выразительных свойств бумаги.

Складывание поделки.

23 Бабочка. Оригами. Совмещение деталей разных цветов. Складывание бумаги. Выбор цвета. Скрепление деталей.
24 Чему мы научились? Выставка работ. Рассматривание работ. Подведение итогов.

Музыка

"Я хочу услышать музыку"

Цель раздела:

Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности, а также формирование "начала" музыкальной культуры и тем самым способности формирования общей духовной культуры.

Задачи раздела:

  • прививать детям любовь к художественной музыке, потребность в общении с ней;
  • воспитывать музыкальные интересы и вкусы детей;
  • формировать представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и настроение человека;
  • развивать музыкально-творческие способности;
  • знакомить детей с доступной им музыкой крупнейших композиторов, дать необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.

Тематическое планирование

  Тема Программное содержание
1,2 Музыка в жизни человека. Формирование понимания слова "музыка".

Композитор, музыкант, слушатель.

Музыкальные игры "С ложками", "Игра в лужи".

3 Какое настроение передает музыка. Формирование понятия о передаче в музыке чувств и настроений.

Слушание музыки: Л.В.Бетховен "Веселая. Грустная"

Песенки об осени, их характер.

Музыкальная игра "Огородная - хороводная".

4 Что выражает музыка? Формирование понятия о возможности передачи чувств и мыслей человека. Сказка о скрипке (Н.Кончаловская). Слушание музыки: П.И.Чайковский "Болезнь куклы", "Новая кукла".

Песня Т.Попатенко "Листопад".

5 Что изображает музыка? Закрепление понятия об изобразительном характере музыки.

Слушание музыки: П.И.Чайковский "Осенняя песня".

Игра "Угадай мелодию"

6 Музыка и природа.

Музыкальное путешествие по осенней сказке.

Расширение представлений о выразительности и изобразительности, закрепление знаний на тему "Музыка в жизни человека".

Музыкальные игры "В лужи".

7 Музыка и природа. Расширение представлений о выразительности и изобразительности.

Разучивание песни "Раз морозною зимой".

Музыкальная игра "Как-то раз лесной тропой".

8 Музыка и движение. Формирование знаний о жанрах: танец, марш, песня.

Музыкальная игра "Мышеловка"

9 Танец. Формирование знаний о музыкальном жанре "танец", расширение полученных знаний о марше.

Слушание музыки: полька и вальс.

Музыкальная игра "Колпачок".

10, 11 "Балетный спектакль". Формирование понятия "балетный спектакль", усвоение знаний жанра - танец, марш.

Слушание музыки: знакомство с балетом "Щелкунчик".

Разучивание новой песни "Зимушка-зима".

Музыкальные игры "Вальс снежных хлопьев", "Ты катись веселый бубен".

12 Новогоднее представление.  
13 Песня. Формирование знаний о музыкальном жанре "песня".

Русская народная песня "Как на тоненький ледок".

Песня А. Филиппенко "Веселый музыкант".

Игра "Веселый музыкант"

14, 15 Песня, танец, марш - музыкальные жанры. Обобщение знаний по пройденным темам - песня, танец, марш.

Занятия 16 - 23 служат для закрепления и повторения пройденных тем:

- Музыка в жизни человека

- Какое настроение создает музыка?

- Что выражает музыка?

- Музыка и природа.

- Музыка в движении.

- Танец. Марш.

- Песня.

Музыкальный материал подбирается по усмотрению педагога.

Занятие 24 "Летите, одуванчики"- заключительное, проводится совместно с занятием из раздела "Непоседы".