На основании анализа работы школы за 2008-2009 учебный год коллектив школы выдвинул на 2009-2010 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи:
- повышение мотивационной сферы обучения;
- формирование у учащихся устойчивых знаний основ общеобразовательных дисциплин, системы общих умений и навыков;
- повышение качества знаний и увеличение количества учащихся, успевающих на "4" и "5"в целом по школе;
- раскрытие творческого потенциала учащихся, включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей;
- повышение уровня нравственной и духовной воспитанности школьников, ликвидация преступности среди учащихся на основе развития воспитательной системы школы, включение в неё всех воспитывающих сил;
- укрепление здоровья и физическое развитие школьников на основе реализации республиканской программы "Образование и здоровье";
- обеспечение готовности выпускников к успешной самореализации в семье и обществе, к продолжению образования, к труду.
- повышение качества информационного обеспечения управления школой.
Кроме того, были поставлены задачи, направленные на:
- раскрытие творческого потенциала учителя
- постоянное повышение профессионального уровня учителя;
- стимулирование учителя применять современные методики обучения.
Значительное большинство данных целей было реализовано.
Нормативно-правовая база школы позволяет строить образовательный процесс, руководствуясь законодательными и локальными актами, разработанным в соответствии с Законом "Об образовании", Уставом школы. Это способствовало реализации права на образование, его доступности с учетом социального заказа родителей, возможностей, потребностей обучающихся.
Учебный процесс строился в соответствии с учебным планом, в режиме 6-ти дневной недели, соответствовал требованиям СанПиНа.
Формы получения образования включали в себе как традиционную, так и обучения в форме семейного образования (индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям). Образовательный процесс носил характер системности, открытости, что позволило обучающимся и родителям постоянно владеть информацией о результативности обучения, результатами проводимых мониторингов.
В данном учебном году функционировали классы базового уровня, профильные классы с педагогическим уклоном обучения, классы, работающие в режиме эксперимента (концентрированное обучение английскому языку). Всего - 19 класс-комплектов, из них 1-4 классов - 7, 151 учащийся, 5-9 классов - 10, 246 учащихся, 10-11 классов - 2, 45 учащихся. Итого - 442 учащихся. Средняя наполняемость классов - 25 человек.
Учебный план школы на 2008-2009 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между отдельными предметами.
Уровень обученности учащихся:
Если судить об учебной работе школы, то в этом году стандартом образования овладели 99 % учащихся, что говорит о стабильном показателе. Из-за частых пропусков и педагогической запущенности пятеро учащихся оставлены на второй год. Проблема неуспеваемости для педагогического коллектива школы одна из значимых. Она имеет место и в течение всего учебного года, рассматривалась на заседаниях УВЦ, совещаниях при директоре, педагогических советах. Вопрос изучался в ходе внутришкольного контроля.
Несмотря на повышение успеваемости, количество учащихся успевающих на "4" и "5" увеличилось 44 %, что на 3 % выше, чем в предыдущем году.
В этом учебном году 23 учащихся нашей школы прошли итоговую аттестацию и получили аттестаты о среднем образовании. ЕГЭ по математике и русскому языку сдавали все учащиеся. Результаты ЕГЭ по математике оказался самыми низкими среди городских школ, для сравнения, школа №1 - усп-ть 83,3%, качество - 33,3%; наша школа - усп-ть 53,3%, кач-во - 20%.
Пятеро учащихся сдавали экзамены по выбору в форме ЕГЭ. По выбранным предметам успеваемость - 100 %, качество составило 45,5%.
Результаты по каждому предмету представлены в таблице:
Предмет | Кол-во уч-ся | Вид экзамена | "5" | "4" | "3" | "2" | Успев% | Кач-во знаний % | Учитель |
Алгебра | 15 | ЕГЭ | 1 | 2 | 5 | 7 | 53,3 | 20 | Пупыдов Г.Н. |
Русский язык | 15 | ЕГЭ | - | 3 | 11 | 1 | 93,3 | 20 | Галеева Л.В. |
Обществознание | 3 | ЕГЭ | - | 1 | 2 | - | 100 | 33,3 | Камалова И.И. |
Биология | 1 | ЕГЭ | 2 | - | - | - | 100 | 50 | Валеева Р.Г. |
История России | 3 | ЕГЭ | - | - | 3 | - | 100 | - | Камалова И.И. |
Физика | 1 | ЕГЭ | - | - | 1 | - | 100 | - | Пупыдов Г.Н. |
В чем причины низкого уровня знаний по предметам ЕГЭ?
Для многих ребят стало неожиданным объявление обязательными для сдачи математики и русского языка в форме ЕГЭ. Многие из них готовились к сдаче экзаменов в традиционной форме.
Недостаточно серьезное отношение уч-ся 11 класса к занятиям, частые пропуски уроков.
У многих учителей-предметников обучение ведется не на уровне способностей, возможностей ученика при помощи уровневой дифференциации.
Слабо поставлен вопрос о формировании учебной мотивации и развитии познавательных интересов в старших классах.
В прошедшем учебном году часто учащиеся школы продемонстрировали готовность к успешной самореализации в обществе. Об этом свидетельствовало повышение интереса учащихся к факультативным занятиям, подготовительным курсам для поступления в вузы. В итоге в вузы поступили - 8 , в учреждения среднего профессионального образования - 19, продолжили обучение в 10 классе - 52% выпускников 9-х классов.
Учителя школы приняли активное участие в республиканских и районных конкурсах:
В 2007-2008 учебном году был обобщен опыт работы Кондрашиной Е.В.
Она участвовала в национальном проекте на соискание премии Президента Российской Федерации и получила 100 тысяч.
В данном учебном году была хорошо организована работа с мотивированными и одарёнными детьми. Учителями школы в течение года велась систематическая работа по подготовке учащихся к районным олимпиадам. В этом году в школе 19 призеров районных олимпиад (из них 1 место - 8, 2 место - 4, 3 место - 7). Огромную работу с ними провели учителя: Камалова И.И., Валеева Р.Г., Калимуллин Р.Б, Загретдинова А.Н., Габидуллина Р.Х., Долженкова Т.И., Галеева Л.В., Тимургазина А.Р., Валеева З.А.
231 учащихся нашей школы приняли активное участие в российских, республиканских, районных и городских конкурсах, были награждены дипломами, грамотами и ценными подарками.
Под руководством Камаловой И.И. и Кондрашиной Е.В. продолжили свою работу научное общество учащихся "Эврика" для 5-11 классов и "Школа учёного бобрёнка" для начальной школы. В этом году учащимися было выполнено много исследовательских и проектных работ.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы в 2008-2009 учебном году была продолжена работа над методической темой "Развитие самостоятельности мышления для создания условий саморазвития, самовоспитания, самообразования учащихся".
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, развитие способностей и природных задатков учащихся, освоение дидактики и методики развивающего обучения, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
В 2008-2009 учебном году было проведено три тематических педсовета. Также продолжил работу методический совет. Методический совет провел для мотивированных и одаренных учащихся "Слет замечательных людей", научно-практическую конференцию учащихся "Я - исследователь".
Изучение, обобщение и распространение передового опыта велось в нескольких направлениях: открытые уроки, выступления с докладами на педсоветах, на заседаниях УВЦ, на секционных заседаниях на августовском совещании учителей, на районных семинарах, районные семинары, участие в профессиональных конкурсах.
В 2008-2009 учебном году было проведен районный семинар по теме:
"Организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья".
Особое внимание в работе учебно-воспитательных центров и администрации уделялось совершенствованию форм и методов организации урока. Учителями школы в 2008-2009 учебном году дано 25 открытых урока и 20 внеклассных мероприятий в рамках методических недель и декад УВЦ: "Недели аттестации", "Недели элективных курсов", месячник УВЦ "Начальные классы", декада УВЦ "Человек-знаковая система", декада УВЦ "Человек-культура", месячник УВЦ "Человек-человек" и "Кеше-кеше". Уроки были очень интересными, содержательными, носили инновационный характер.
Все учителя школы объедены в учебно-воспитательные центры, то есть вовлечены в методическую систему школы. Исходя из методической темы школы, каждый УВЦ работал по своей проблеме. Необходимо признать, что работа учебно-воспитательных центров была организована хорошо. Однако надо обратить внимание на изучение современных преобразований в системе образования и внедрения инновационных методов работы.
Результатом повышения эффективности воспитательной работы является некоторое повышение уровня воспитанности школьников, Прежде всего, это дальнейшее развитие воспитательной системы школы, включающей в свою структуру не только подсистему внеурочной воспитательной работы, но и дидактическую систему, а также все учреждения и организации, имеющие отношение к воспитанию школьников.
Прошедший учебный год характеризуется большей согласованностью планов и действий лиц и организаций, работающих в школе, скоординированностью большинства классных и школьных воспитательных мероприятий, их педагогической целесообразностью.
Классные руководители поддерживали и поддерживают постоянный контакт с родителями или лицами, их заменяющими, активно вовлекали их в различные виды работы, серьезное внимание было уделено совершенствованию системы физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В школе создан благоприятный психологический климат. Учащиеся чувствуют социальную защищенность, внутренний комфорт.
Школа имеет благоприятное расположение в воспитательном отношении. Рядом со школой находится стадион, ДЮКФП, музыкальная школа, РДК, что дает возможность посещения учащимися кружков в данных учреждениях во внеурочное время. Увеличилось число учащихся, которые занимаются в спортивных секциях ДЮКФП, стадиона "Локомотив", спортивного комплекса.
Принимая во внимание проблемы и противоречия образовательной системы, понимая, что здоровье каждого зависит от его собственных усилий, школа работает по Республиканской программе МО РТ "Образование и здоровье школьников РТ". Девизом ее стали слова "Здоровые дети - здоровая нация".
По итогам углубленного медицинского осмотра число детей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью, остается на стабильном уровне. Если в 2007-2008 уч.году таких детей было 8,6%, то в 2008-2009 учебном году - 8,5%.
В зимний и летний периоды на базе школы ежегодно работает оздоровительный лагерь, в котором отдыхают 100 детей. Начальник лагеря Кондрашина Е.В.
Эффективность школьной программы доказана по результатам работы:
- учащиеся 3 часа в неделю занимаются уроками физкультуры,
- в школе число детей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью, остается на стабильном уровне,
- индекс здоровья в 2008-2009 учебном году стал выше, чем в 2007-2008 учебном году, на 0,3 % .
- в школе имеется положительная динамика показателей состояния здоровья и заболеваемости учащихся по ОРЗ, гриппу, патологии органов дыхания,
- число учащихся, которые курят, остается на стабильном уровне,
- каждый ребенок "группы риска" стал участником мероприятий,
Многие формы работы закрепились в воспитательной системе школы и стали традиционными: это ежемесячное проведение Дней Здоровья, участие в конкурсе театров здоровья, в спортивных соревнованиях школы, города и района, проведение месячника "Забота", встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, "Слет замечательных людей", спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья", конкурс "Ученик года" и д.р.
Учащиеся школы участвовали в конкурсе плакатов "Мы выбираем здоровый образ жизни" и в конкурсе "Письмо курящему другу", которые провел подростковый клуб, учащиеся школы приняли участие в мероприятиях, конкурсах, посвященных первой "Глобальной неделе безопасности дорожного движения" и заняли призовые места.
В школе действует единая система дежурства, система организации горячего питания. В каждом классе есть группа ребят, обладающая хорошими организаторскими способностями.
2008-2009 учебном году коллектив школы продолжил работу по усилению роли благотворительности. И это не случайно. Проблема сиротства сейчас в обществе как никогда злободневна. В ходе проведения мероприятий, классных часов учащиеся еще раз убедились, что в их помощи, заботе, добром отношении, внимании нуждаются престарелые, дети-сироты, дети, брошенные родителями, одинокие люди. Стало традицией проведение акции "Милосердию -да!", во время которой учащиеся 1-11 классов приносят игрушки, книги, вещи для того, чтобы отдать это детям приюта, малообеспеченным людям. Высокую оценку эффективности проводимых мероприятий заслужили Кл. руководители Плешачкова Н.А. ( Классный час "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"), Кондрашина Е.В. (Кл час "Милосердие глазами детей"), Насырова Р.Г, (беседа "Милосердие согревает нашу жизнь"), Исхакова А.Р. (Кл.час "Поговорим о милосердии"), Тимеркаева Ф.Ф. (организовала посещение приюта "Ласка" с вручением воспитанникам сладких подарков), Белова Л.В. И Ефремова Л.М. (совместное мероприятие "Будьте добрыми и человечными"), Давлетбаева Г.Р. (мероприятие "Это доброе слово тебе:"), Загретдинова А.Н. (беседа "Добро:Что это такое?").
Вся представленная статистика образовательного процесса, его качественные показатели взаимосвязаны и являлись в течение учебного года источником планирования внутришкольного контроля.
Внутришкольный контроль носил плановый и оперативный характер. Проводился в форме посещения уроков, проведения диагностики, мониторингов, изучения школьной документации: журналов, личных дел, тематических планов, тетрадей обучающихся, дневников, подготовки контрольно-измерительных материалов.
Особое внимание в ходе внутришкольного контроля уделялось сравнительному анализу текущей успеваемости, итоговым отметкам в ходе промежуточной аттестации и результатами выполнения контрольной диагностики.
Диагностика и оценка адаптационного периода в 1,5,10 классах подтвердила, что значительное число учащихся имеют средний уровень подготовки. В ходе проведения психологической диагностики ценностно-мотивационной сферы, отмечена необходимость оказания педагогической помощи многим учащимся. Учителям - предметникам рекомендовано спланировать систему повторения ранее пройденного, определить формы тематического контроля за результатами учебной деятельности обучающихся.
В ходе внутришкольного контроля по вопросу ведения школьной документации особое внимание уделялось классным журналам как основному законодательному документу школы. Система этой проверки отражена в плане, результаты - в классных журналах.
Вместе с тем, не все результаты являются удовлетворительными.
Хотя работа с трудными подростками основана на исполнении Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В связи с участившимися правонарушениями среди подростков в городе и районе частыми гостями в школе являются работники правоохранительных органов, ГИБДД, станции, рассказывая ребятам об их правах и обязанностях, об ответственности, о наркомании, о правилах поведения на улице и ж.д. транспорте. Школа активно сотрудничает по вопросам профилактики асоциальных явлений подростковой среды с ИДН, КДН, отделом здравоохранения.
В этом году на учете в КДН - 4 чел, на учете в ПДН - 3 чел., на внутришкольном учете - 7 чел., в "группе риска" - 8 чел.
Понизился уровень успеваемости по многим предметам, низкие показатели качества по математике, истории, химии, русскому языку, физике в основной школе. Значительная часть учащихся имеет слабую языковую подготовку, низкую орфографическую грамотность.
Слабо используется положительный ресурс уроков и внеклассных мероприятий для воспитания активной жизненной позиции учащихся, нравственности и патриотизма.
Учителями не полной мере совершенствуется система оценки и контроля знаний учащихся, особенно в связи с переходом к ЕГЭ.
Не удовлетворяет уровень культуры общения, поведения отдельных учащихся. Правила поведения учащихся часто не закрепляются на практике. Не во всех классах отлажена работа актива, хотя он там есть. Существование этих проблем не позволяет достичь желаемого уровня эффективной педагогической деятельности.
Имеющиеся недостатки являются следствием неполного решения некоторых педагогических задач, в частности, задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Уроки некоторых учителей являются недостаточно эффективными, слабо используются методы, активизирующие мышление учащихся. Значительная часть учащихся охвачена работой по усвоению знаний лишь на уровне решения стандартных задач. Несвоевременно проводится работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Данные задачи связаны с недостаточной квалификацией, профессиональной компетентностью некоторых педагогов, а также с некоторыми недостатками в системе управления школой.
Педагогический анализ результатов образовательного процесса проведен на основе реального состояния по итогам этого учебного года. В ходе анализа существующих проблем намечены и пути положительного решения, определены задачи образовательной политики педагогического коллектива на новый учебный год. Для достижения положительных результатов необходима сосредоточенная работа, ориентированная на интересы, возможности детей и родителей, на создание ориентированной системы образовательного процесса.
Основные причины низкого качества и неуспеваемости учащихся
Проблемы, возникающие в связи с внедрением инноваций в систему образования.
Слабая мотивация. Систематическое невыполнение домашних заданий.
Беспричинные пропуски уроков.
Отсутствие внимания к проблемам обучения и воспитания со стороны родителей.
Основные пути решения проблемы:
- усиление административного контроля с целью повышения качества образования
- внедрение компетентностного подхода, обучение на уровне способностей, возможностей ученика при помощи уровневой дифференциации;
- формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- обучение на доступном уровне требований и сложности программного материала;
- формирование личностных качеств обучающихся: самостоятельности, ответственности, трудолюбия.