АННОТАЦИЯ
Данный элективный курс является межпредметным и предназначен для учащихся 10 классов. Он ориентирован на расширение и углубление знаний по химии и биологии, на развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла и на выбор дальнейшего профиля обучения.
Учитывая, что курс биологии и химии в 10 классе рассчитан на 1 час в неделю, возникла необходимость выделить время для усиления базовых курсов этих предметов, расширения и углубления теоретических знаний учащихся, а также практических их умений и навыков.
Введение в учебную программу такого элективного курса является целесообразным, так как учебные программы по химии и биологии 10 класса предусматривают изучение сложных для учащихся тем: "Белки", "Жиры", "Углеводы", "Ферменты", "Полимеры", "Сложные эфиры", "Витамины и микроэлементы", и для лучшего усвоения биологических и химических понятий и процессов, рассматриваемых в этих темах, их взаимозависимости крайне необходимо применение межпредметных связей, реализуемых в данном курсе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс рассчитан на 35 часов - 1 час в неделю на протяжении учебного года. Возраст обучающихся - 16 лет, число в группе - 12 человек.
Цель курса: Изучение органических соединений, содержащихся в зелёных растениях и являющихся жизненно важными для человека на основе взаимосвязи и единства химических и биологических процессов, протекающих в живой природе.
Задачи курса:
- Раскрытие возрастающей роли растений в решении продовольственной проблемы и проблемы сохранения здоровья людей;
- Расширение и углубление знаний о химическом составе, строении и свойствах химических соединений, содержащихся в растениях;
- Формирование знаний о правильном использовании органических веществ растительных организмов;
- Формирование экологической грамотности;
- Расширение кругозора учащихся;
- Создание условий для творческой самореализации саморазвития школьников;
- Развитие познавательного интереса к биологии и химии в связи с профессиональной направленностью;
- Развитие учебно-коммуникативных умений;
- Развитие мыслительной, аналитической и логической деятельности учащихся в процессе интегрированного изучения биологии и химии;
- Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- Развитие умений комплексного использования знаний при решении задач и проблем;
- Воспитание настойчивости, внимания, дисциплинированности, ответственности, коллективизма;
- Воспитание стремления к здоровому образу жизни;
- Воспитание эстетического чувства.
Содержание программы
Данный элективный курс содержит теоретическую и практическую части.
В теоретической части учащиеся изучают химический состав и строение белков, жиров, углеводов, ферментов, полимеров, эфирных масел, витаминов и микроэлементов, алкалоидов и стероидов растительного происхождения, их физико - химические свойства и влияние на организм человека, в результате чего школьники не просто расширяют и углубляют знания об этих веществах, но и выясняют, как правильно их использовать в целях сохранения и укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни.
Практическая часть позволяет закрепить полученные знания и представлена практикумами: лабораторным и по решению расчетных задач.
Лабораторный практикум сопровождает теоретическую часть в виде практических работ по обнаружению изучаемых органических соединений в растительных объектах, выделению этих веществ из растений и приготовлению полезных смесей, которые человек может применять с пользой для здоровья.
Лабораторный практикум показывает прикладной характер химической науки, без которой распознать и получить нужные вещества невозможно.
Практическая часть предполагает и практикум по решению расчетных задач по химии здоровьесберегающего содержания, который также способствует развитию познавательного интереса, углублению и закреплению необходимых в жизни знаний, развитию умений творчески применять их в новых ситуациях, формированию умений и навыков работы со школьной химической задачей. Кроме того, учащимся предоставляется возможность раскрыть свои творческие способности через составление авторских задач.
Программа данного элективного курса предусматривает проведение конференции " Влияние на организм табачного дыма и наркотиков", конкурсное мероприятие "Химия и биология на тропе здоровья", которые также способствуют реализации творческих способностей школьников, решению проблемы здоровьесбережения.
Одним из видов деятельности при реализации программы элективного курса является работа с Web - квестами, когда учащимся предлагаются задания творческого характера (разного уровня сложности), для решения которых необходимо найти информацию на Интернет - сайтах, подвергнуть её анализу и найти пути решения поставленных задач. На зачётных занятиях по выполнению Web - квестов учащиеся представляют результаты своей работы, учатся выступать в качестве оппонента и отстаивать свою точку зрения.
Использование такой работы целесообразно, так как она способствует развитию эрудиции, формированию исследовательских навыков, развитию критического мышления, умений трансформировать собранную информацию для решения проблемы.
Материальная база школы, оснащение кабинета химии и биологии позволяют реализовать программу данного элективного курса в полной мере: имеется необходимая литература, таблицы, компьютерные диски по химии и биологии, проектор, слайд - альбомы по биологии, микроскопы: световые и цифровой, необходимые биологические микропрепараты, гербарии растений, лабораторное оборудование и химреактивы для проведения практических работ, методики проведения лабораторных опытов, компьютерный класс с выходом в Интернет.
После окончания элективного курса учащиеся должны
знать:
значение понятий "незаменимые
аминокислоты", "амилаза", "протеиназа",
"инулаза", "инулин", "гликозиды",
"алкалоиды", "кофеин", "теобромин",
"изопреноиды", "ментол", "скипидар",
"камфора", "канифоль", "стероиды",
"холестерин", "карденолиды", "гуттаперча",
"каучук", "антибиотик", "эфирные масла";
дожны уметь:
- работать с дополнительной литературой, Интернет - сайтами;
- представлять подготовленный материал в виде рефератов, презентаций, мини - проектов;
- определять цель, способы регистрации полученной информации и её обработки;
- выполнять лабораторные опыты по инструкции с соблюдением правил техники безопасности;
- самостоятельно составлять схему эксперимента и прогнозировать результаты;
- решать расчетные химические задачи практического содержания;
- составлять авторские задачи.
Формами отчётности элективного курса являются:
- подготовка и защита рефератов и презентаций;
- отчёт по выполнению лабораторного практикума;
- зачёт по решению задач;
- составление сборников авторских задач;
- выполнение Web - квестов различного уровня сложности;
- участие в подготовке и проведении конкурсного мероприятия и конференции.
При реализации программы данного элективного курса используются
педагогические технологии:
- ИКТ;
- индивидуализированные;
- проектной деятельности;
- сотрудничества;
- здоровьесберегающие;
Методы обучения:
- частично-поисковый;
- проблемно-исследовательский;
- метод проектов;
- метод взаимообучения;
- эвристическая беседа;
Формы познавательной деятельности учащихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Организация и проведение аттестации учащихся
Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся, но следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям. Для данного элективного курса применяется зачетная форма оценки достижений учащихся. Оценивание освоения изучаемого материала осуществляется по трем уровням: базовый, прикладной, творческий (или углубленный). Оценивание происходит по трёхбалльной системе.
Критерии оценивания достижений:
- 1 балл - базовый: учащиеся обладают знаниями состава и свойств изучаемых в элективном курсе веществ, их значения для здоровья человека, выполняют более простые практические работы и Web - квесты 1-го уровня сложности.
- 2 балла - прикладной: учащиеся имеют знания базового уровня и обладают способностями выполнения практических работ и объяснения их результатов. Решают Web - квесты 2-го уровня сложности, решать расчетные химические задачи практической направленности.
- 3 балла - творческий (углубленный): учащиеся владеют знаниями и умениями прикладного уровня и способны самостоятельно предлагать схемы эксперимента, выполнять Web - квесты 3-го уровня сложности - творческого и проблемно - исследовательского характера, составлять авторские задачи.
При изучении элективного курса учащиеся оформляют портфолио. В зачетном листе учащегося в графе "Результат" ставится запись с указанием темы и вида выполненной работы, указываются баллы от 1 до 3 в соответствии с результатами при изучении курса. (1-базовый, 2-прикладной, 3-творческий (или углубленный).
Достижения отмечаются и на учебных предметах, заносятся в портфолио.
Итоги работы элективного курса проводятся по результатам учебной деятельности после окончания курса и проверки зачетных работ с выставлением "зачтено" в журнале для занятий по элективным курсам.
Оценивание достижений дифференцируется с учётом индивидуальных особенностей личности обучающихся, что позволяет поддерживать на занятиях должный уровень комфортности для каждого ученика.
Если ученик был освобожден от занятий по уважительной причине и в связи с этим пропустил занятия свыше 50% учебного времени, оценивание учебных достижений осуществляется через предоставление индивидуального выполнения работ по темам элективного курса в соответствии с индивидуальными особенностями личности учащегося.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Макаров К.А. Химия и медицина: Книга для чтения.- М. Просвещение, 1981.
- Николаева Л.А. Металлы в живых организмах: Книга для внеклассного чтения.М.: Просвещение, 1986.
- Степин Б.Д, Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: 1994.
- Леенсон И.А. Почему и как идут химические реакции. М.: 1995.
- Штемплер Г.И. Химия на досуге. Домашняя лаборатория. М.: 1996.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: 1996.
- Аликберова Л.Ю. "Полезная химия: задачи и истории",М., Дрофа, 2006.
- Артамонов В.И. "Зелёная лаборатория планеты", М., Агропромиздат,1997.
- Э..Гроссе, Х. Вайсмантель. Химия для любознательных/ Ленинград "Химия", 1985
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Аликберова Л.Ю. "Полезная химия: задачи и истории",М., Дрофа, 2006.
- Артамонов В.И. "Зелёная лаборатория планеты", М., Агропромиздат,1997.
- Попов А.М. "Химия и экология". - Омск, 2002.
- Скурихин И.М., Нечаев А.П. "Все о пище с точки зрения химика". - М., 1991.
- Харлампович Г.Д., Семенов А.С, Попов В.А. "Многоликая химия". - М.: Просвещение, 1992.
- Шапиро С.А., "Алкоголь и другие наркотические вещества: Учебная программа по обучению здоровому образу жизни для средних школ Центральной и Восточной Европы". - Нижний Новгород, 1994.
- Эммануэль Н.М., Зайцев Г.Е. "Химия и пища". - М.: Наука, 1986.
- Володин В.А. "Энциклопедия для детей. Химия" /М.: Аванта+, 2000.
- Юдин А.М., Сучков В.Н., Корстелин Ю.А. "Химия для вас". - М., 1983.
- Ягодинский В.Н. "Школьнику о вреде никотина и алкоголя". - М.: Просвещение, 1986.
- Кнорре Д,Р., С,Д,Мызина, Биологическая химия: учебник для хим., биол., мед. Специальностей вузов,М.: Высшая школа, 2001.
- Леенсон И.А. "Занимательная химия". - М.: Дрофа, 1996.
- Научно-методический журнал "Химия в школе",№№6-10,2007.