Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся

Разделы: Информатика


Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся.

К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока.

Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний. Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, учитель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным темам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика истинной или мнимой боязнью неверного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческой атмосфере.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых - это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах.         Во-вторых, это качество тестовых заданий. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.

Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых - объективность проверки знаний. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей разрешения проблем индивидуального разноуровневого обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся - применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Чаще всего используют тесты со свободно конструируемыми ответами, (учащиеся сами составляют короткие однозначные ответы) и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Кроме того, большинство технических средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.

Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

В отличие от традиционного контроля в форме опроса тестирование проводится для учащихся всей группы одновременно, и хотя процесс тестирования в целом не продолжителен, он дает возможность получить объективную картину уровня знаний учащихся, сформированности мышления. Тестирование, независимо от того, проводится оно в письменной форме или посредством компьютеров, психологически меньше нагружает учащихся. Результаты тестирования после обработки на компьютере представляются в форме визуальных условных обозначений, каждый из которых соответствует определенной отметке, на основе этих показателей проводится анализ, устанавливается рейтинг знаний учащихся, проводятся коррекционные действия. В целом тестовые задания являются составной частью сопровождения урока.

Сопровождение урока дидактическим материалом позволяет творчески решать задачи пропедевтического курса по овладению учащимися начальных классов компьютерной техникой и использование ее для решения практических задач, в том числе творческого характера. Под дидактическим сопровождением понимается использование во время учебного процесса дидактических материалов по теме урока: раздаточного материала, карточек с дифференцированными заданиями, заданий открытого типа, контрольно-измерительных тестов, позволяющих учащимся при использовании знакомого инструмента - компьютера ознакомиться с новой технологией проверки знаний - тестированием и проверить свои знания по теме. Для создания тестов была взята за основу с технической стороны тестовая оболочка Башлакова А.С., со стороны программно-методического обеспечения - содержание курса информатики авторов Н.В. Матвеевой, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Е.Н. Челак, 2 - 4 класс. К созданию тестов, предназначение которых - оценить ряд результатов обучения, таких как знание терминов, понимание концепций и принципов, умение применять их, находить закономерности по теме урока или пройденного материала, привело внедрение новых технологий и форм оценивания в образовательный процесс. Так как на современном уровне образования детям часто приходится сталкиваться с тестированием, форма проведения ЕГЭ обязывает педагогов научить работать с тестом, таким образом, было определено создание дидактического сопровождения содержания предмета в виде тестов.

Цели: формирование у учащихся практических способов деятельности с информацией, развитие общеучебных навыков системного подхода к анализу содержания, перевод информации в личные знания для использования в своей деятельности.

По определению В.С. Аванесова (1998г.), педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся.

Чтобы создать корректный педагогический тест по некоторой дисциплине, требуется немало времени и средств. Однако все затраты оправданы выгодами, которые приносит тестирование учебному процессу. Работа по созданию теста проходит поэтапно.

1 этап. Отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, определение темы для создания теста и количества заданий.

2 этап. Формулировка вопросов в тестовой форме по теме или по проверяемой части, комплектование пробного теста.

3 этап. Проверка пробного теста на группе учащихся.

4 этап. Анализ результатов пробного тестирования, корректировка тестовых заданий.

5 этап. Формирование собственно теста, который должен состоять из заданий в тестовой форме возрастающей трудности с учетом необходимого уровня усвоения знаний.

6 этап. Проверка теста для уточнения педагогических характеристик как отдельных тестовых заданий, так и всего теста в целом, его валидности, надежности и др.

"Задания, входящие в тест, подбираются так, чтобы они давали основу для проверки некоторых из таких категорий приобретенных знаний, как названия, термины, смысл слов, названий и имен; факты; определения; сравнение, сопоставление объектов; противоположности, классификации; причинно-следственные отношения; алгоритмы, процедуры; технологии и технологические понятия; вероятностные понятия; абстрактные понятия, методология предмета" (В.С. Аванесов,1998г.)

Хорошо составленный тест обеспечивает широту охвата содержания предмета и проверяет глубину знаний, полученных учащимися.

Создание тестов сопровождается соблюдением некоторых принципов:

  • четкое определение результатов, соответствующих целям обучения: прежде чем составить тесты, наметим и четко определим, какие знания должны быть оценены, задания должны быть четкими;
  • оценивание характерных образцов учебных задач: использование системного подхода для подбора заданий, которые бы адекватно отражали знания учащихся по теме;
  • виды заданий должны подходить для определения требуемых знаний: ключом эффективного тестирования является подбор наиболее подходящих заданий;
  • соответствие требований к результатам: использование учебных тестов для мониторинга учебного процесса и обеспечения обратной связи с учащимися;
  • соответствие задачам обучения: четкое соответствие заданий теста основным задачам обучения;
  • оказание помощи в учении: корректировка тестов как полезного инструмента в обучении;
  • определение критериев: определение тех задач, которые ученик может или не может выполнить.

Изучение технологии создания тестов дало возможность на начальном этапе обучения создать условия для развития у учащихся самооценки, самоконтроля, рефлексии и определенных отношений к объектам реальной действительности. Расширяется возможность повышения активности и инициативности учащихся, мотивации учения, формирование навыков использования новых информационных технологий для самообразования учащихся, уменьшение количества дидактических затруднений.

Формы составления тестовых заданий, в соответствии с методическими задачами, могут относиться к одной из четырех основных категорий. Рекомендуется использовать задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, здания открытой формы, задания на установление соответствия, а также задания на установление правильной последовательности. Задание формулируется в утвердительной или в вопросительной форме. Содержательную часть задания не перегружают второстепенными деталями; она включает минимум ключевых слов, необходимых для правильного понимания задания, потому что формулировка заданий должна иметь однозначное толкование. Правила оценки выполнения каждого задания разрабатывается вместе с тестом, они всегда одинаковы для испытуемых. Чаще всего, за верный ответ принято давать один балл, за неверный - ноль. В таком случае сумма всех баллов, полученных учеником, равна числу его правильных ответов. Сумма баллов ассоциируется с уровнем знаний ученика. Для создания теста используются следующие формы заданий:

Задания с выбором одного правильного ответа. Это простейший вид задания, в котором правильный ответ уже содержится, и задача испытуемого состоит в его узнавании. Рассмотрим основные элементы заданий с выбором правильного ответа. К ним относятся инструкции для испытуемых, содержание заданий, форма, содержание и число ответов, а также оценки за правильность выполнения. Инструкции В заданиях с выбором ответа применяется один из двух вариантов инструкций, соответствующих двум вариантам заданий. Инструкция помещается перед заданием, она печатается шрифтом, отличающимся от шрифта самого задания, например, более жирным: Выберите правильный ответ или Отметьте правильный ответ.

Содержательная основа задания. Задание представляет собой часть утвердительного предложения. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения. Задача испытуемого - выбрать правильный вариант утверждения, используя знания, полученные в ходе изучения дисциплины. Содержательная основа задания должна быть такой, чтобы для выбора правильного ответа достаточно было вспомнить и применить лишь то, что звучало на уроках. В конце содержательной части задания нет знаков препинания. Текст задания и ответы обычно пишутся строчными буквами. Номера заданий следуют в порядке возрастания, после номера ставится точка. При конструировании заданий в тестовой форме, как правило, применяются сочетания принципов, о которых шла речь выше. За правильно выполненное задание принято давать один балл, а за неправильно выполненное - ноль. Соответствующим будет и итоговый балл.

Типичные ошибки при разработке заданий. Содержание задания не должно иметь форму отрицательного утверждения. В противном случае теряется его логическая определенность.

Задания на дополнение высказывания. Задания, где элементом, завершающим задание, является один из предложенных ответов. Испытуемый должен выбрать ответ.

Из двух текстов, предназначенных для одной и той же цели, более эффективен тот, который быстрее, дешевле и качественнее измеряет знания данной группы учащихся.

Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.         Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы.

При реализации изложенных выше подходов к организации учебного процесса целесообразно ориентироваться на компьютерные технологии обработки информации. Применение ЭВМ при проведении тестового контроля не только облегчает работу учителя, но и повышает мотивацию учебной деятельности учащихся, одновременно снижая их эмоциональную напряженность в процессе контроля. В этих условиях хорошо составленные тесты по разным областям знания становятся необходимой частью любого учебного процесса. Однако методической литературы для преподавателей по тестологии пока недостаточно.

При подготовке материала использованы следующие литературные источники:

  1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр, 1994. - 135 с.
  2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов педагогических вузов. М.: Центр тестирования, 2002, - 240 с.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. - М.: Педагогика, 1982. - 320 с.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов. М.: "Народное образование", 2000.
  5. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: "Народное образование", 2001.