ЦЕЛИ:
Обучающие:
- Закрепить понятие симметричности фигур и понятие оси симметрии.
- Научить находить ось симметрии плоских фигур.
- Сформировать представления о координатной сетке.
- Познакомить с локализацией предметов на координатной сетке.
- Научить находить предмет на координатной сетке.
- Обучить навыку рефлексии продуктивности собственной деятельности.
Развивающие:
- Развить пространственные представления учащихся, ориентировку в системе координат.
- Развить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умение излагать собственные мысли, рассуждать.
- Развить умение учиться, работать в соответствии с образцом.
- Развить умение работать с ИКТ-средствами.
Воспитательные:
- Воспитать целеустремленность, целеполагание, умение доводить начатое до конца, волевые навыки,
- Воспитать уверенность в своих силах.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Классификация Перовского Е.И., Голант Е.Я., Лордкипанидзе Д.О.:
а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, диалоговых форм, метода проблемного изложения, элементов поисковой деятельности);
б) наглядные (использование различных ИКТ);
в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера в соответствии с темой).
Классификация И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: объяснение, работа с рабочей тетрадью, демонстрация зрительных образцов, применение разных ИКТ-средств;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод.
Классификация Ю.К. Бабанского:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной
деятельности учащихся: объяснение, беседа, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с рабочей тетрадью;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с тетрадью, на основе ИКТ-средств;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащихся, опрос (индивидуальный, фронтальный), проверка домашних работ, оценивание и самооценивание работ учащихся.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, интерактивная доска и стилусы, презентация PowerPoint (план урока), компьютер с программным обеспечением (работа ведется в программах Paint и программе просмотра факсов и изображений), изображения образцов, сканированные из рабочей тетради, наборы пиктограмм эмоций (по 3) по числу детей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: начало изучения темы "Симметрия".
Ход урока
Приветствие. Организационный момент.
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, готовности к уроку, рабочей позы, организация внимания).
Здравствуйте, ребята! О чем сегодня будет наш урок, подскажет загадка.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало). К. Чуковский.
Друг на друга мы похожи.
Если ты мне строишь рожи,
Я гримасничаю тоже.
(Отражение в зеркале). С. Маршак.
Верно, ребята, в первой части урока мы с вами поговорим о том, как правильно отражать предметы в зеркале так, чтобы они были симметричными.
Итак, по плану урока (экран) у нас с вами (план урока виден на экране в программе M.O. PowerPoint) (приложение 1):
Выполнение заданий по теме "Симметрия":
Проверка домашнего задания (№ 45 (с. 20 рабочей тетради)).
№ 46 (с.20), № 47 (с.21).
Новая тема "Координатная сетка".
№ 50-52 (с. 22-23 рабочей тетради).
№ 54-56 (с.24 - 25 рабочей тетради).
Домашнее задание: № 59 (с.26 рабочей тетради). Дополнительно - нарисовать симметричные домики.
Как видите, после повторения темы прошлого урока мы будем изучать новую тему.
2. Повторение темы "Симметрия".
Итак, откройте тетради на с. 20 - проверим ваше домашнее задание - № 45. Поднимите руки, кому удалось сделать задание самостоятельно. Молодцы! (После проверки выполнения оценивает групповые результаты выполнения домашнего задания).
Тем, у кого домашнее задание вызвало затруднения, я предлагаю сделать проверку на экране перед классом (вызывается сильный ученик, который выполняет задание с помощью интерактивной доски).
<Рисунок 1>.
Ребята, чем отличаются зеркала под буквой а и б?
Да, под буквой а зеркало (ось симметрии) стоит - оно называется вертикальным. Под буквой б - лежит (горизонтальное).
А теперь скажите, сколько зеркал или осей симметрии (возвращается к плану урока) (приложение 1) в задании № 46 на с. 20 рабочей тетради?
Правильно, их два. Попробуем отразить красную фигуру относительно всех зеркал (осей симметрии).
Выполняет задание с помощью программы Paint, копируя и отражая элемент в нужном направлении, предварительно советуясь с ребятами. Если задание трудно выполнить, вспоминает прием подсчета клеток.
<Рисунок 2>.
ПРИ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ. В заключение повторения темы выполним (возвращается к плану урока) (приложение 1) № 47 на с. 21 рабочей тетради.
<Рисунок 3>.
Как вы думаете, есть ли здесь симметричные предметы, части которых отразились, как в зеркале? Правильно, таких предметов здесь большинство. Давайте я покажу вам, как проводятся оси симметрии (зеркала) - демонстрирует на квадрате (работа идет с помощью программы просмотра изображений и факсов через интерактивную доску). Далее ребята работают параллельно (в тетради и по цепочке на экране). Подводятся итоги, у какого предмета больше всего осей симметрии (круг - бесчисленное число, ромашка - 8 осей, квадрат - 4 оси, равносторонний треугольник - 3 оси, прямоугольник и лезвие - 2 оси, божья коровка и лист дуба - по 1 оси, у прямоугольного треугольника и параллелограмма - нет оси).
Итоги первого этапа.
Итак, ребята, чему мы с вами научились на этих двух уроках?
Как правильно называются зеркала, в которых отражаются предметы (оси симметрии)?
А теперь для закрепления симметрии выполним физминутку "Зеркало" (ребята копируют движения учителя, как в зеркале. При затруднении можно поставить перед собой помощника из числа ребят).
3. Изучение новой темы "Координатная сетка".
Ребята, как видите (возвращается к плану урока) (приложение 1) теперь мы начинаем изучать новую тему.
Откройте в рабочей тетради с. 22. Посмотрите на задание № 50.
<Рисунок 4>.
Давайте представим, что мы зашли в магазин с игрушками. Как видите, здесь стоят 4 шкафа с игрушками по 4 полки в каждом. Я загадаю игрушку, а вы отгадайте, что я загадала. Игрушка находится во 2 шкафу. (Угадывают с третьего раза). А теперь другая игрушка находится в первом шкафу (со второго раза).
Можно отгадать игрушку сразу, если известен только номер шкафа? (Можно, но не сразу). А если полок будет больше? (Еще труднее). Может быть, нужно указать номер полки? (Да).
Далее игра проводится только с указанием номера полки: угадай задуманную игрушку на первой, второй, третье, четвертой полках.
Всегда можно отгадать игрушку сразу, если известен только номер полки? (нет). А если шкафов будет много? (Еще труднее).
Может быть, нужно указать номер шкафа? (да). Но в предыдущей игре мы указывали номер шкафа, но игрушку не всегда находили с первого раза. Как же быть? (Дети должны сами догадаться, что нужно указать номер и шкафа, и полки).
После этого игрушка загадывается с указанием и полки, и шкафа (2 раза).
Выполнение № 50 (самостоятельно и затем осуществляется проверка).
А теперь зайдем в гости к жителям дома в задании (возвращается к плану урока) (приложение 1) № 51 на с. 22 рабочей тетради. Как же нам к ним попасть?
<Рисунок 5>.
Как устроены многоквартирные дома? Да, сначала мы заходим в нужный подъезд (их номера указаны внизу), затем поднимаемся на нужный этаж (их номера указаны слева).
Вместе с экраном выполняется задание, несколько работ проверяется.
(Возвращается к плану урока) (приложение 1)- а теперь напишем адреса предметов в задании № 52 рабочей тетради (первая половина записывается с помощью интерактивной доски учителем, далее - "расселение" идет самими детьми).
<Рисунок 6>.
Вспомним, есть ли еще примеры в жизни, когда нужно найти предмет, место с помощью двух цифр: количество клеток "снизу и сбоку" на координатном поле? (Шашки, шахматы, морской бой - только там используются буквы в одном ряду - идет демонстрация, поиск адресов фигур.
<Рисунок 7>.
Игры с фишками, поиск места в кинотеатре, цирке, поиск товара на складе, в магазине, положение парты в классе).
Так давайте попробуем сейчас определить свои места в классе (игра идет по вариантам и партам - предварительно показывается, где 1 вариант). Сначала загадывается ученик, затем проходит физминутка "Найди по адресу" (встают те, чей адрес назвал учитель).
(Возвращается к плану урока) (приложение 1) - а теперь выполним часть задания № 54 на с.24 рабочей тетради (выполняют под пунктами А и Б). Проверка с помощью экрана.
<Рисунок 8>.
Выполняются № 55 (с.25) (самостоятельно, проверяется при помощи экрана), № 56 (с.25)- совместно с классом.
<Рисунок 9>.
<Рисунок 10>.
4. Итоги урока.
4.1. Обобщение полученных знаний.
1. Итак, что мы сегодня с вами научились делать? (Искать адреса предметов на координатной сетке, поле).
2. Где в жизни встречаются такие координатные сетки?
3. Расскажите, как вы найдете квартиру друга в большом многоквартирном доме в городе?
4.2. Рефлексия урока.
У вас на партах по три рожицы с настроениями (красная обозначает хорошее настроение, зеленая - спокойное, синяя - плохое).
4.2.1. Оценка психологического и содержательного аспекта урока.
Если урок вам понравился - поднимите красную рожицу, не очень - зеленую, совсем не понравился - синюю.
4.2.2. Оценка сформированности знаний и умений по теме урока.
А теперь проголосуем, как вы поняли урок (синяя - ничего не поняли, зеленая - поняли, но не все, красная - все поняли и сможете выполнить домашнее задание).
Давайте запишем его (сначала обводят номер в тетрадях, затем (возвращается к плану урока) (приложение 1) - записывают в дневник.
Оценивается положительная работа детей, делается вывод, кому стоит "подтянуться".
4.3. ПРИ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ. Проводится игра с Интернет-ресурса "Меморина. Смешарики" [3] для закрепления знания поиска координат.
ЛИТЕРАТУРА:
- Программа для общеобразовательных учреждений. Информатика. М.: Просвещение, 2000 год. Составители: А.А. Кузнецов, Л.Е. Самовольнова.
- Авт. Горячев А.В. Методические рекомендации для учителя. Информатика в играх и задачах. 2 класс. М.: Баллас, 2005г.
- http/freeplayer.ru/