Цели:
- Закрепить понятие “лексическое значение слова”, основные способы объяснения лексического значения слова;
- Повторить понятие однозначного и многозначного слова, их использование в речи;
- Развивать логическое мышление, словарный запас, умение использовать значение слова для создания выразительности речи;
- Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Работа с новым материалом.
- Запись на доске:
ЯЗЫК, ЧТОБЫ, НАДО, ПИСАТЬ, ХОРОШО, ЗНАТЬ, СВОЙ, РОДНОЙ, ХОРОШО.
Задание:
Составить осмысленную фразу.
(Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.)
- Работа с пословицами (найти ошибку и исправить)
- Слово не воробей, вылетит – не прихлопнешь.
- Смелый побеждает, а трус запрягает.
- Волков бояться – в лес не плавать.
- Кто вчера спал, тому завтра не уехать.
- В решете воду не захлопнешь.
4. Беседа.
- Что изучает лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Где можно узнать лексическое значение слова?
- Назовите способы объяснения лексического значения слов.
- (краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).
- Сколько лексических значений имеет слово?
- Когда слово употребляется в переносном значении?
- Как пополняется словарный состав русского языка?
- Как образуются слова в русском языке?
- Как называются способы образования?
5. Работа с учебником упр. № 292 [1]
Образуйте слова по указанным моделям
: БЕРЕЗ, БОРОД, ГОЛОВ, ПУГОВ, ЯГОД.
: КОС, ПРОС, ХОД, МОЛОТ.
6. Закрепление.
- Разбор предложений:
- Жил на свете маленький цветочек.
- Вот зазвенела музыка и послышалась барабанная дробь.
7. Развитие быстроты и внимания (стр. 114–115) и запись полученных слов. [1]
- Игра “Похлопаем в ладоши при многозначном выражении”:
- Горячее сердце
- Холодный ветер
- Тяжёлый характер
- Золотое кольцо
- Волчий хвост
- Седая голова
- Вершина горы
- Чёрные мысли
- Железный гвоздь
- Потерять голову
- Медвежья услуга
- Вершина славы
- Часы спешат
- Тёплый взгляд
- Дождь уснул
- Медвежья шкура
- Тонкий голос
- Жемчужный иней
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
№ 290 [1]
Список литературы.
- Русский язык: учеб. Для 5-го кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.– 29 изд.– М.: Просвещение, 2007.