Систематизация и обобщение по теме "Лексика"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Закрепить понятие “лексическое значение слова”, основные способы объяснения лексического значения слова;
  • Повторить понятие однозначного и многозначного слова, их использование в речи;
  • Развивать логическое мышление, словарный запас, умение использовать значение слова для создания выразительности речи;
  • Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа с новым материалом.

  • Запись на доске:

ЯЗЫК, ЧТОБЫ, НАДО, ПИСАТЬ, ХОРОШО, ЗНАТЬ, СВОЙ, РОДНОЙ, ХОРОШО.

Задание:

Составить осмысленную фразу.

(Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.)

  • Работа с пословицами (найти ошибку и исправить)
  • Слово не воробей, вылетит – не прихлопнешь.
  • Смелый побеждает, а трус запрягает.
  • Волков бояться – в лес не плавать.
  • Кто вчера спал, тому завтра не уехать.
  • В решете воду не захлопнешь.

4. Беседа.

  • Что изучает лексика?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Где можно узнать лексическое значение слова?
  • Назовите способы объяснения лексического значения слов.
  • (краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).
  • Сколько лексических значений имеет слово?
  • Когда слово употребляется в переносном значении?
  • Как пополняется словарный состав русского языка?
  • Как образуются слова в русском языке?
  • Как называются способы образования?

5. Работа с учебником упр. № 292 [1]

Образуйте слова по указанным моделям

  : БЕРЕЗ, БОРОД, ГОЛОВ, ПУГОВ, ЯГОД.

: КОС, ПРОС, ХОД, МОЛОТ.

6. Закрепление.

  • Разбор предложений:
  • Жил на свете маленький цветочек.
  • Вот зазвенела музыка и послышалась барабанная дробь.

7. Развитие быстроты и внимания (стр. 114–115) и запись полученных слов. [1]

  • Игра “Похлопаем в ладоши при многозначном выражении”:
  • Горячее сердце
  • Холодный ветер
  • Тяжёлый характер
  • Золотое кольцо
  • Волчий хвост
  • Седая голова
  • Вершина горы
  • Чёрные мысли
  • Железный гвоздь
  • Потерять голову
  • Медвежья услуга
  • Вершина славы
  • Часы спешат
  • Тёплый взгляд
  • Дождь уснул
  • Медвежья шкура
  • Тонкий голос
  • Жемчужный иней

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

№ 290 [1]

Список литературы.

  1. Русский язык: учеб. Для 5-го кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.– 29 изд.– М.: Просвещение, 2007.