Урок по теме "Удивительное электричество"

Разделы: Физика


Цель:

  • Закрепить у учащихся навыки решения задач; расчетных, качественных и экспериментальных;
  • Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • Научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

Эпиграф:

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут
В любом атоме “живут”.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется “электричество”.
Проявили нынче мы умения,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем и победителя найдем.

II. Конкурс “Верю не верю”.

  1. Про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано (верю).
  2. В электризации всегда участвует одно тело (верю).
    Ответ: Всегда два тела: стеклянная палочка с листом бумаги, ручка и волосы.
  3. При электризации электризуется одно тело (не верю).
    Ответ: Электризуются оба тела.
  4. Тела, имеющие заряды одного рода взаимно притягиваются (не верю) (Опыт с воздушными шарами.)
    Ответ: взаимно отталкиваются.
  5. Тела, имеющие заряды противоположного знака взаимно притягиваются (верю). (Опыт с гильзой.)

III. Тест. Определить..

1.
а) Физическое явление
б) Физическая величина.
в) Единица измерения.

А. Электрический заряд (физическая величина).
Б. Кулон (единица измерения).
В. Взаимодействие заряженных частиц (явление).
Г. Движение электрона (физическое явление).
Д. Сила тока (физическая величина).
Е. Ампер (единица измерения).

2. Повторение формул.

3. Используя имеющиеся в строках буквы вписать названия источников тока.

    р   о   л       н  
    о   о     е   е   т
    к       л   т    
      н     а   о р  

Термоэлемент, фотоэлемент, аккумулятор, генератор.

Заполнить квадрат.

  о     с
с   е    
  м   е  
к   л    
  а     д

Полюс, схема, ампер, кулон, заряд.

4. На карточках записаны условные обозначения физических приборов так, как на рисунке. Согласны ли вы с этой записью? Если нет, то расставьте условные обозначения по их “местам”.

5. Сообщение “Батареи плавают в воде”.

IV. Решение задач

Найти ошибку в каждой из приведенных схем.

 (Ошибка в том, что вольтметр
подсоединен последовательно.)

 

 

(Амперметр подсоединен параллельно
а, вольтметр последовательно)

 

V. Собрать электрические цепи по схеме и рассчитать R.

I = U/R
R = U/I

 

VI. Чему равна сила тока в электрической лампе карманного фонаря, если сопротивление нити накала 150 м и подключена она к батарейке напряжением 4,5В.

  1. В осветительную сеть с напряжением 220В последовательно включены электрическая плитка и лампа накаливания. Сопротивление плитки 40 Ом, сопротивление лампы 484 Ом. Определить напряжение на зажимах лампы и плитки.
  2. Какое сопротивление имеет реостат, изготовленный из нихромовой проволоки, площадь поперечного сечения которой равна 0,8мм2, а длина 5 м.
  3. Какую длину имеет константановая проволока, площадью поперечного сечения 2 мм2 и сопротивлением 2 и сопротивлением 2 Ом.
  4. Сколько времени длится молния, если через поперечное сечение ее канала протекает заряд 30 Кл, а ток равен 25000А.
  5. Аккумулятор заряжали током силой 2А в течение 10 часов. Какой электрический заряд запасен аккумулятором?

VII. Физминутка.

VIII. Закончить фразы.

  1. Электрическим током называется…
  2. Единица электрического сопротивления…
  3. Действия электрического тока бывают….
  4. Электрическое напряжение измеряется…
  5. Амперметр включается в цепь…
  6. Ученые, опыты которых позволили измерить заряд электрона....
  7. Положительный ион – атом…
  8. В ядре атома находятся…

IX. Игра “Лото”.

X. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

XI. Д/з. Повторить основные формулы и определения по теме “Электрический ток”.

Используемая литература.

  1. С.В. Боброва “Нестандартные уроки”.
  2. Сборник задач и упражнений по физике. Л.А. Прояненкова.
  3. Сборник самостоятельных работ Б. А. Кимбар.
  4. Журнал “ Физика в школе”. 2002 год.