Задача: познакомить с устным народным творчеством, национальными традициями русского народа.
Форма проведения: деревенские посиделки.
Участники: обучающиеся 5 класса, хореограф, преподаватель музыки, хор «Калинка» ДК Кировского района.
Оборудование: Русские народные костюмы, выполненные учащимися и их родителями. Таблицы с надписями, где перечислены жанры фольклора: песни, частушки, небылицы, сказки, загадки, нескладушки, приметы,считалки. На листе ватмана изображены: деревенский плетень, самовар, блины, пироги. Выставка книг: русские народные сказки, былины, пословицы, поговорки, приметы, загадки. Толковый словарь С.И. Ожегова.
Подготовительная работа: На уроках литературы, русского языка учащиеся по желанию выбирают жанр фольклора и подбирают материалы о частушках, песнях, прибаутках, нескладушках, приметах, считалках, скороговорках, пословицах, поговорках. Интересуются у своих бабушек старинными частушками, прибаутками, сказками, пословицами, былинами. Ребята заранее показывают собранный материал, затем, совместно с классным руководителем, группируют его по жанрам фольклора.
Совместно с хореографом дети готовят хоровод, с преподавателем музыки разучивают частушки. Классный руководитель готовит ведущих, которые помогают учащимся переходить из одного жанра в другой.
Ход занятия
Учитель: Сегодня наше занятие посвящено устному народному творчеству. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Ответы учащихся: устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.)
Что относится к нему? (Ответы учащихся: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, скороговорки,частушки, былины.)
Одним словом – это жанры фольклора. А что такое фольклор? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова: фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий. Для того, чтобы поближе познакомиться с устным народным творчеством, я предлагаю вам принять участие в деревенских посиделках (учащиеся в русских народных костюмах занимают места на лавках напротив друг друга). А помогут нам ведущие, ребята из нашего класса.
Ведущий 1:
Сюда, сюда,
Девицы и молодцы!
Песни петь, друг на друга глядеть,
В ладоши похлопать, ножками потопать!
Ведущий 2:
Кто на наши посиделки попадает –
Море удовольствия получает!
(Под русскую народную песню «Во поле береза стояла» заходят дети в русских народных костюмах из танцевального кружка и исполняют хоровод, затем присаживаются к остальным ребятам.)
Ведущий 3: Ни одни посиделки не обходились без песен. А какие вы знаете русские народные песни? (учащиеся называют, а некоторые напевают)
Ведущий 1: Есть таланты на Руси, говорю уверенно. Раз народ еще поет, значит, не все потеряно. К нам, ребята, гости пожаловали. Хор «Калинка» из ДК 50 лет Октября Кировского района. (они исполняют несколько русских народных песен)
Ведущий 2:
Разойдись, честной народ,
Не пыли дорожка!
Добры молодцы идут,
Погулять немножко.
(На стене на листе ватмана изображен плетень, возле него стоит лавочка. Учащиеся садятся на лавочки, щелкают семечки и рассказывают прибаутки.)
– Федул, что губы надул?
– Кафтан прожег.
– Можно зашить?
– Да иглы нет.
– А велика дыра?
– Один ворот остался.
– Ерема, что из леса нейдешь?
– Медведя поймал.
– Так веди сюда.
– Да он нейдет.
– Так сам иди.
– Да он не пускает!
– Иван, у тебя в избе тепло?
– Тепло! В шубе на печи согреться можно.
(С места диалог учащихся. Исполняют небылицу.)
Егор: Здорово, Никодим!
Никодим: Здорово, Егор! Откуда идешь?
Егор: С кудыкиных гор.
Никодим: А как у вас, Егор, поживают?
Егор:
На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят.
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши – с усами,
Бегают в подполье за мышами.
Никодим: Да ведь это кошки!
Егор:
Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде
Прилетели во двор,
Летают везде.
Завели разговор:
«Кар, кар!»
Никодим: Да ведь это вороны!
Егор:
Мухомор тебе вареный!
Наша-то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок через мосток,
Белым пятнышком хвосток.
Никодим: Да ведь это зайчишка!
Егор:
В нос тебе еловая шишка
Нашего зайца все звери пугаются
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
Никодим: Да ведь это волк!
Егор:
По лбу тебе щелк!
Неужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
Никодим: Да ведь это козлище!
Егор:
Щелчков тебе тыща!
Наш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети велит.
Никодим: Да ведь это налим!
Егор:
Нет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Налим, Никодим, гордится собою,
Налим, Никодим, носит шапку соболью,
Ни перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Ведущий 3:
Эх, хороши потешки складом,
Ну, а частушки наши – ладом!
(учащиеся исполняют частушки)
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Ах ты, милая моя,
Я тебя утешу:
Куплю связку кренделей,
На тебя повешу.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Кабы, кабы да кабы,
На носу росли б грибы,
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.
(выходит ребенок исполняет шуточную песню)
Жила – была бабка
Возле самой речки.
Решила бабка
Искупаться в речке.
Купила бабка
Себе мочало.
Это песня хороша,
Начинай сначала!
(песня повторяется 3 раза, увеличивая темп, ее подхватывают остальные учащиеся)
Ведущий 1: Широко применялись на Руси народные подвижные игры!
Вот что написал один заморский гость, который приезжал в Москву много, много лет тому назад. (Достает свиток из-за пояса). «Славяне весьма способны переносить всякого рода трудности, так как их тела закалены от рождения холодом. Дети 3-4 лет от роду зачастую в жесточайшие морозы босыми играют во дворе. Последствием сего являются закаленные тела, а мужчины хоть не велики по росту, но хорошо и крепко сложены. Совершенно безоружные вступают в борьбу с медведем и, схватив его за уши, держат, пока тот не выбьется из сил!»
Ведущий 2: Были игры и такие, где участе принимали и дети, и девушки, имолодцы. Я предлагаю вам сыграть в игру «Ручеек». Эту игру знали и любили еще наши прабабушки. Правила ее просты: играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат высоко над головой. Тот, кому пара не досталась, идет к источнику и уводит с собой того, кто ему симпатичен. (ищет себе пару) (Дети встают и играют в игру «Ручеек»).
Ведущий 1: Ну, молодцы! Делу – время потехе час! Ой, что это я пословицами заговорил?
Ведущий 2: Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя. Они великие помощницы и в жизни верные друзья. А какие вы знаете пословицы? (ребята называют пословицы)
Ведущий 3: Сегодня у нас шутки, прибаутки, пословицы, поговорки, частушки, сказки. Раньше сказки вам ассказывали мамы да бабушки, а сегодня их расскажут ваши друзья. Усаживайтесь поудобней и слушайте. (Группа ребят показывает инсценированную сказку «Репка».)
Ведущий 2: А какие вы еще знаете русские народные сказки? (Учащиеся перечисляют знакомые сказки.)
Ведущий 3: Попробуйте отгадать, о каких сказках идет речь?
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Да съесть бы пирожок.
(Маша и Медведь)
Ах ты, Петя, – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок – золотой гребешок)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
(Колобок)
Ведущий 3: Молодцы, ребята!
Ведущий 1:
Погоди, честной народ,
Отдохни немножко,
Ксения к нам идет,
Поразвлечь немножко.
Выходит девочка. Из корзиночки достает карточки с загадками и приговаривает:
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей – погляжу!
В избе – изба, на трубе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь)
То толстеет, то худеет.
Громко, громко голосит.
(Гармонь)
В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Одна рука и та на спине.
(Чайник)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(Язык)
– А какие вы знаете загадки? (учащиеся загадывают загадки)
– А знаете ли вы приметы народные? Подарите их мне! Я их в корзинку положу, кому хочу – подарю. (Учащиеся называют приметы.)
Ведущий 2: Переговорить скороговорщика - старая забава русских людей, чей язык красочен и богат. Проверить свои способности в быстром говорении может любой и каждый. Ой, сколько желающих! Начинает скороговорку тот, кто выйдет первым. Давайте посчитаемся, кто первый.
По желанию учащиеся выходят в круг и начинают считалку:
Аты-баты – шли солдаты.
Аты-баты – на базар,
Аты-баты – что купили?
Аты-баты – самовар.
Аты-баты – сколько дали?
Аты-баты – три рубля,
Аты-баты – кто выходит?
Аты-баты – ты да я.
Ведущий 3: Скороговорку нужно произнести три раза.
Ведущий дает карточку и предлагает произнести скороговорку.
- Уж и ужи уже в луже.
- Пекарь Петр пек пирог.
- На дворе трава, на траве дрова.
Ведущий 1: А кто знает другие скороговорки, назовите?
Ведущий 3: Щедрой душой русский человек издавна славился своим хлебосольством.
Ведущий 2: Зайдите к нему на часок и из-за стола не выберетесь. Все вкусно, сытно, а главное полезно.
Ведущий 1: Чем же был богат русский стол?
Ведущий 2: Крестьянскими супами, пирогами, блинами, вареньями, кашами.
Ведущий 3: Не красна изба углами, а горячими пирогами.
Ведущий 1: Баранками да сушками.
Ведущий 3: Да самоварами блестящими.
Ведущий 1:
Ой, вы, гости, дорогие девицы, молодцы!
Проходите в горницу, в светлицу.
Заканчиваются посиделки чаепитием с блинами, пирогами, баранками.
Литература:
- От зимы до осени: фольклорный праздник в школе. М., 1982.
- Бахтин В. «От былины до считалки» / В. Бахтин. - Л., 1982.
- Книга о русском фольклоре. Л., 1948.
- Уланова Л.С. «Праздничный венок». / Л. С. Уланова - М., 2001.