В современной методике и практике экологического образования в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЯ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.
Содержание дидактических игр по экологическому образованию разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья. [1, 39]
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному материалу, наряду с другими методами и приемами, используемыми на занятиях – дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Определенную роль в учебных заданиях могут занимать игровые моменты, которые выполняют познавательные функции, соответствующие возрасту и особенностям учащихся начальной школы. Младший школьник испытывает острую потребность в игре: через игровую деятельность он познает окружающую действительность и формы взаимоотношений с ней, без чего он не был бы в состоянии выявить особенности своих отношений к вещам, людям, природе. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, викторин, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях.
Экологическая игра занимает значительное место в первые годы обучения младших школьников в школе. Вначале обучающихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе экологических игр, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, учатся сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Во внеурочной работе по экологическому образованию с целью формирования экологической культуры у младших школьников большое место занимает игра. Целенаправленное включение игры в тот или иной вид внеклассной работы повышает интерес младших школьников к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Игра является средством формирования положительного отношения младших школьников к природе. Создание игровой ситуации на занятиях по экологии приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
С целью повышения интереса младших школьников к знаниям, как основного средства формирования положительного отношения к природе можно провести игру “Секреты Лесовичка”.
Сначала небольшое вступление – у нас в гостях Лесовичок, наш старый друг, хозяин леса. Он принес нам несколько секретов. Дети рассказывают о растениях, а в конце Лесовичок им открывает свои секреты. Например, показывали подорожник – это первый секрет. Если порезали или натерли ногу, сорвите лист подорожника, разомните его и приложите к ране. При укусах пчел помогает млечный сок одуванчика: и боль проходит, и опухоли не останется. От комаров в лесу помогает пижма или дикая рябинка: надо натереть руки и лицо, запах цветка отпугивает насекомых и т.д. А последний секрет был в конце урока. Были сделаны березовые листочки из цветной бумаги, на которых был написан рецепт варенья из одуванчиков.
Так как в младшем школьном возрасте у обучающихся еще сильна потребность в игре, то пренебрежительное отношение к игровым приемам в учебном процессе означает нарушение одного из важнейших принципов педагогики – учета возрастных особенностей.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, ребенок играет тогда, когда он хочет играть, в соответствии со своим желанием и самостоятельно. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он становится обязанным делать то, что ему, порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения ребенка. Переход от игровой к учебной деятельности часто навязывается ученику от взрослых, а не происходит естественным путем. Выход заключается в использовании игр, формирующих положительное отношение младших школьников к природе. На мой взгляд, такой игрой является игра “Экологический балансир”. Цель игры – показать место человека и его роль в природе. От учащихся требуется вырезать фигурки животных, человека и затем прикрепить их к “весам”. В течение игры был сделан вывод о том, что человек занимает незначительное место в природе, но велика его роль, то есть его жизнедеятельность, которую он оказывает на окружающую среду.
Одной из острых проблем в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, напротив, активизации пассивных учащихся, при этом и тем и другим школьникам становится дискомфортно. У младших школьников появляются специфические реакции: страх, слезливость, заторможенность, напряженность, истерики. Все эти проблемы легко можно преодолевать, используя дидактические игры на занятиях по экологическому образованию младших школьников во внеклассной работе, используя игры, которые формируют положительное отношение к природе, ее охране.
Именно с широким использованием экологических игр построены многие программы по экологическому образованию для начальной школы. С целью формирования положительного отношения школьников к природе, можно использовать следующую игру. Тема “Солнечная система”. Цель – показать строение Солнечной системы, место планеты Земля; показать наглядно огромные масштабы системы и одновременно ее хрупкость. Ход игры: раздать обучающимся карточки с названиями Солнца, планет солнечной системы, их спутников и выстроить школьников в порядке, соответствующем строению солнечной системы. В процессе выстраивания давать краткие пояснения о строении Солнца, планет: это планета самая большая, эта – самая маленькая, эта – очень далеко от Солнца, на ней холодно и т.д. Игра заканчивается тем, что все приходит в движение. Детям становится ясно, что строение Солнечной системы – очень сложное, но в связи с неразумной деятельностью человека может быть разрушено, то есть является очень хрупкой.
Игра – наиболее доступный для младших школьников вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. [3, 3]
На занятиях кружка по экологии школьник играет в воображаемых ситуациях, работает с образами, которые пронизывают всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.
Дидактическая экологическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, не случайно ее называют и методом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством всестороннего воспитания личности младшего школьника.
ГЛАВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ИГР – ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЭКОЛОГИИ; ВВЕДЕНИЕ В КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ “ИЗЮМИНКИ”, НЕОБЫЧНОСТИ, ЯРКОСТИ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО РАВНОДУШНЫХ И ПАССИВНЫХ ДЕТЕЙ.
“Во время игр ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их. Игру, как любой косвенный метод, использовать труднее, чем прямое воздействие на личность. Гораздо проще указать школьнику: “Делай, так! Повторяй за мной!”. Игра требует от учителя педагогического мастерства, эмоциональных затрат. И для ученика игра - это не беззаботное и легкое времяпровождение, она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра часто становится напряженным трудом для учителя и ученика. [2, 5].
Содержание дидактической игры определяется относительно темы занятия и основных его задач.
На занятии по теме “Биоценоз леса” можно предложить школьникам поиграть в следующую игру “Если бы я был…” Цель – показать, что зимой многие животные по-разному приспосабливаются к дефициту пищи, к неблагоприятным условиям жизни. Игра заключается в следующем: все школьники должны разделиться на группы, а у каждой группы карточки с изображением наиболее известных животных: волка, медведя, белки, лягушки, дятла, ежа. Детям требуется заранее подготовить рассказ о способе выживания животных зимой. После подготовки учащиеся по очереди произносили следующие слова и рассказывали о своем животном. “Я хотел бы быть медведем. Для того чтобы выжить зимой, мне надо…”.
В данном случае используется игра, как средство формирования положительного отношения младших школьников к природе.
Существенной стороной познавательной игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес школьников, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражается в самом названии игры.
Например, в игре “Экологическая молчанка” замысел игры заключается в том, чтобы молча вспомнить и показать на карте заповедники.
Каждая экологическая игра, проводимая с целью формирования положительного отношения младших школьников к природе, имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организовывает и направляет поведение, взаимоотношения обучающихся в игре. Правила, применяемые в экологических играх, являются критериями правильности игровых действий, их оценки. Усвоение школьниками правил игры и следование им воспитывает в них самостоятельность и взаимоконтроль в игре.
Далее рассмотрим, что такое игровые действия. Игровые действия – это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее, тем интереснее сама игра. Экологическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Совсем не обязательно, чтобы результат выражался в отметке или призе, достаточно того удовольствия, которое доставляет игра ее участникам.
Содержание экологических игр, проводимых с целью формирования положительного отношения младших школьников к природе, их игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствия хотя бы одного из них делает игру невозможной. Познавательные игры учат школьников применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.
Это подтверждает игра – задание “Уют в снегу”. Цель игры – показать, как снег помогает животным выжить в зимнее время. Нужно раздать учащимся карточки с названием и изображением разных животных. Попросить их рассказать, как снег помогает этим животным пережить зиму? Почему птицы не замерзают в снегу? Ответы на эти вопросы требовали использование дополнительной литературы. А также детям можно предложить показать пантомимой этих животных с тем, чтобы другие дети отгадали о ком идет речь.
Предметы природоведческого цикла начальной школы резко отличаются от других предметов и методом обучения (основной метод – наблюдение природы), и содержанием (включает обширные сведения большого числа естественно-географических наук).
При помощи игровых ситуаций, занимательных заданий появляется возможность активизировать деятельность обучающихся на уроках. Информация о природе облекается в яркие, увлекательные, запоминающиеся формы: викторины, КВНы, игры – путешествия и тд.
На некоторых уроках можно использовать игру – путешествие. Она способствует углублению, закреплению учебного материала, позволяет устанавливать взаимосвязи в природе, способствует формированию положительного отношения младших школьников к природе. Это достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей в игре, их устными сообщениями, переживаниями. Примером служат ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ, по темам: “Путешествие в зимнюю страну”, “Путешествие по родному краю”, “Азбука зимнего леса”. В качестве примера рассмотрим игру “Путешествие по зимней стране”. Дидактическая задача: повторить признаки зимы, установить взаимосвязи в природе, проверить умения и навыки по данной теме, воспитывать любовь к природе. Форма проведения – массовая с индивидуальными заданиями.
Рассмотренные выше массовые игры многообразны, но часто длительны по времени. Более кратковременны – другие виды игр. Их назначение - развивать интерес, активизировать учащихся, прививать бережное отношение к природе, формировать положительное отношение к природе. К ним относятся загадки, ребусы, кроссворды, схемы.
На уроках предлагается использовать загадки на экологическую тему. С большим интересом дети отгадывают кроссворды о природе.
На занятиях по теме “Биоценоз леса”, “Биоценоз водоема”, “Биоценоз луга” можно применять схемы, изображающие лес, водоем, луг (большой лист бумаги раскрашен в зеленый, голубой и зеленый цвет). По мере объяснения материала эти схемы заполняются изображениями растений и животных, дополняются гербариями и коллекциями.
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется на внеклассных занятиях, которые можно посвятить просмотру фильмов на природоохранную деятельность, экологические темы. Все это способствует привитию интереса к познанию природы и ответственному отношению младших школьников к природе.
Исходя из вышесказанного, можно выделить ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ:
- Игра должна приносить радость. Нельзя ребенка заставлять играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.
- Желательно, чтобы школьники готовились к игре заранее и самостоятельно: учили слова, роли, подбирали дополнительный материал по природе, наблюдали.
- В игру желательно вносить сказку, стихи, песенки, волшебную палочку – все то, что придаст необычность, праздничность, желанность.
- В игре использовать занимательный природоведческий материал.
- В основе игры должны лежать личные наблюдения школьников за природой.
- После игры желательно учащихся оценить, похвалить, особенно если похвала будет от лиц животного мира.
Игра, как средство формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе, облекается в формы, не похожие на обычное обучение; здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей в природе, сходства и различия между отдельными представителями животного и растительного мира. Но самое важное, не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся во время игр формируется экологическая культура.
Итак, игра является средством формирования положительного ответственного отношения младших школьников к природе. Это происходит через разные виды игр: игры – путешествия, сюжетные игры, игры – соревнования, конкурсы, викторины, ребусы, загадки и т.д.