«Самое благородное, равно как и самое полезное занятие — содействовать распространению человеческих знаний и идей».
Наполеон.
Цели урока:
- Образовательная: актуализировать понятия Директория, империя, наполеоновские войны, континентальная блокада, «Великая армия», авантюризм, гениальность, организовать учащихся на создание собственного образовательного продукта.
- Развивающая: развивать умения составлять развёрнутый ответ по аналогии, анализировать, сравнивать и делать выводы; побуждать учащихся к рефлексии, анализу полученного результата, формулировке выводов и обобщений, логико-смысловых моделей; развивать творческие способности при создании компьютерных презентаций, использовать новые информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе; развивать мотивацию учащихся к изучаемым предметам.
- Воспитательная: воспитывать у учащихся уважительное отношение к великим личностям мирового значения, к истории и культуре страны изучаемого языка, используя выразительные средства французского языка.
- Социализация: создать проблемную ситуацию, в которой будет обнаружено противоречие, развивать умение ретрансляции, т.е. умениеусваивать и осмысливать исторический и культурный опыт эпохи Наполеона I, развивать видение разных перспектив исторического развития.
Оснащение урока:ПК и мультимедийный проектор, фонограммы: «Третья (Героическая) симфония Людвига Ван Бетховена», романса на стихи М. Цветаевой «Генералам 12 –го года», раздаточный материал к уроку, электронная версия интеллектуальной игры «Своя игра».
Ход урока
Вступительное слово: Сегодня мы представляем вам третий урок в системе интегрированных уроков-погружений. Сегодняшний урок посвящён личности Наполеона Бонапарта. Желаем вам приятных открытий и впечатлений.
На фоне слайдов звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
«Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?
Зачем потух, зачем блистал,
Земли чудесный посетитель?»
I. Учитель истории: Сегодня нам предстоит погрузиться в Европу,
прежде всего во Францию начала XIX века, историческая судьба которой зависела от такой знаковой фигуры как Наполеон Бонапарт. Солдаты ласково называли его «маленький капрал», а европейские правители трепетали только от одного его имени. К 1819 году он достиг пика военной славы, что позволили Е.В. Тарле написать следующие строки: «Война была настолько его стихией, что когда он готовил её или вёл, то всегда производил впечатление человека, живущего полной жизнью».
В ситуации погружения нам предстоит разобраться, как сочетался авантюризм и гениальность в характере Наполеона, которые позволили сыну небогатого корсиканского дворянина Карло Буонапарте стать французским императором. Чтобы решить проблему, заданную в теме урока, мы рассмотрим три сюжета погружения:
- Война, армия (Это главное дело его жизни).
- Внутренняя жизнь Франции (Именно здесь «засияла истинная слава» Наполеона).
- Дела семейные (Именно здесь замешивается тесто, из которого будет вылеплена судьба человека).
Конечно, бессмысленно погружаться в эпоху, если пройти мимо того, что нам, нынеживущим, оставила эта эпоха, в чём она продолжается в нас.
Выберите из следующих фактов примеры гениальности и авантюризма:
- Переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.
- Строительство Эйфелевой башни в Париже.
- Появление ложных правителей, например «Лжедмитрий I».
- Леонардо да Винчи.
- Вольфганг Амадей Моцарт
Учитель истории: Что же такое авантюризм, гениальность?
Ответы детей:__________________________
Вывод: Итак, можно сделать вывод о том, что гениальность и авантюризм – это две стороны одной медали. В лучших жизненных условиях проявляется гениальность. В худшем случае - интеллектуальный авантюризм, гипертрофированная независимость мнений, ложное чувство гениальности, неуправляемость поведения.
II. Учитель истории: Рассмотрим условия, сделавшие возможным взлёт карьеры Наполеона.
Ответы детей: ____________________________
Учитель истории: Приведите примеры, в которых Наполеон проявлял себя и как гений и как авантюрист. (План освобождения Тулона, его личное участие в сражении, чин генерала в 24 года, шёл напролом, желая быть замеченным, отказ от предложения О. Робеспьера стать начальником Парижского гарнизона, отказ подавить восстание в Вандее, согласие подавить мятеж роялистов, оценив таким образом свой статус военного, сближение с Барассом, первый поход в Италии с армией «босоножек», инициатива при подписании мира во время первой итальянской кампании, собственноручное изготовление карт местности, где предполагалось сражение, детальное изучение «противника», победа в Италии, египетский поход, где он искал столкновения с Англией, не имея сильного флота, не разбираясь в морском деле; Но просчитав, что Директория не в состоянии контролировать ситуацию, бросает армию, добирается до Парижа. Провозглашение первым консулом).
Сам Наполеон своё становление как полководца относит ко времени первого итальянского похода. В связи с этим объясните фразу Наполеона: «Мы начинались с Монтенотто».
Ответы детей:___________
Учитель истории: Итак, мы подошли к первому сюжету «Война, армия Наполеона». Слово для защиты проекта по этой теме предоставляется группе учащихся.
(Путь от армии «босоножек» до «Великой армии». Роль маршалов в этом пути.
В чём авантюризм и гениальность Наполеона просматривается в этой теме?
+ Лично вёл подбор маршалов, умеет рассмотреть таланты, создал условия для личностного роста…
- Набирал людей без образования, по принципу личной храбрости, преданности ему, позволял им бурную жизнь, баловал их материально, стремился к мировому господству, неумение вовремя остановиться, попытка «дважды войти в одну воду», безрассудный риск…) (Презентация 1)
Учитель истории: Что можно сказать в итоге по данной сюжетной линии: гений Наполеон или авантюрист?
Ответы детей:___________________
Романс «Генералам 12 года» на стихи Марины Цветаевой.
III. Учитель французского языка: перейдём ко второй сюжетной линии:
«Внутренняя жизнь Франции при Наполеоне». (Обучение по фрагменту фильма «Наполеон» режиссёра Саша Гитри.) Сейчас вы посмотрите эпизод из фильма «Наполеон», снятого во Франции знаменитым режиссёром, певцом Саша Гитри в 1954 году. Как вы думаете, о чем этот фильм? (Приложение 1)
Ответы учащихся: ___________________
Учитель французского:Ваша задачапри просмотре эпизода извлечь информацию из скриптовизуальных элементов: проанализировать фигурирующих в нем персонажей, понаблюдать за их мимикой, жестами, одеждой, проанализировать собственно ситуацию общения. Предлагаю вам построить свои гипотезы относительно содержания видеосюжета, определить социальный статус собеседников, их роли в данной ситуации. (Идёт демонстрация эпизода в беззвучном режиме.)
Учитель французского языка: Décrivezlascène:
- Que voyez-vous ? Qui voyez-vous ?
- Оù se déroule l’action? Cet épisode a eu lieu le 5 mai 1821, en quoi ce juor est-il connu dans l’histoire française ?
- Décrivez les gestes des personnages, donnez leurs sinifications.
- Que nous apprend cette scène ? (Que comprenez-vous ? Sélection des informations et des notions du text de l’épisode). Choisissez du text de l’épisode les interjections, les adjectifs, les groupes de mots ou même les phrases qui peuvent caractériser la situation, les pesonnages. Faites le portrait de l'Empereur et de Monsieur de Talleyrand.
- Donnez un titre à cet épisode.
Ответы детей:____________________
Итак, мы составили портрет господина Талейрана, одного из самых влиятельных министров Наполеона. А сейчас авторы проекта представит вам остальных министров. (Презентация 2)
Учитель истории: Как прослеживается гениальность и авантюризм в данной сюжетной линии?
(+Город при нём разросся, были построены…, давал работу, укрепил финансовую систему, проводил политику умиротворения нации, запретил стачки, поддерживал национальную промышленность, создал мощный полицейский аппарат, создал гражданский кодекс, закрепивший либеральные ценности…)
(- Объявил себя императором, не имея законных прав, пытается совместить несовместимое: либеральные ценности Революции и восстановление пышного двора, строгого этикета, маршальских званий и других титулов…лозунг Революции «Свобода, Равенство, Братство» заменил лозунгом «Свобода, Равенство, Собственность»…)
IV. А теперь рассмотрим третью линию «Семья». (Презентация о семье.)
(+ Не боялся жизни, много работал, ставил высокие цели, голодал ради чего? Ответственность перед семьёй, всех пристроил… рано сгорел, )
Именно в этой линии проявляются больше всего черты авантюризма (вся его взрослая семейная жизнь подчинена единственной цели - основать собственную династию… Развод с Жозефиной, женитьба на австрийской принцессе Марии - Луизе…)
V. Учитель истории:
Роль личности в истории просматривается и в том, что она оставляет после себя. Последняя сюжетная линия: «Наследие Наполеона». Слово для защиты проекта по этой теме предоставляется группе учащихся. (Презентация «Стили наполеоновского времени».)
Учитель французского языка: Рассмотрим отражение эпохи Наполеона в языках: французском и русском. Значительную часть заимствований в русском языке составляют галлицизмы. В 18 веке заимствования из французского языка стали плотно оседать в русской речи. В начале 19 века в русскую лексику вошли слова, поистине пропитанные французским духом: шарм (charme), визитер (visiteur), гувернер (gouverneur), кавалер (cavalier), комплимент (compliment), реверанс (rèvèrence), фаворит (favorite).Особенно французскими заимствованиями пополнилась лексика, связанная с одеждой: аксессуар (accessoire), бижутерия (bijouterie), вуаль (voile), жабо (jabot), манто (manteau), шаль (châle) и едой.
Перед вами меню ресторана. Прочитайте его и скажите, кому оно предназначалось:
а) солдату (soldat) армии;
б) гурману (gourmand).
Entrée: salade de tomates
Viande/ Poisson : asperge, homard, viande grillée garni, sous le sauce béchamel.
Dessert : biscuit au citron, gelée, soufflé, baiser, crème au chocolat.
Rafraîchissements: liqueur, champagne, cruchon.
Учитель французского языка:Какие интернационализмы вы встретили в тексте меню? А теперь прослушайте ещё несколько слова попробуйте найти французские основы, из которых состоят эти русские слова: шаромыжник, шваль, шантрапа (объясняет значения слов).
Учитель французского языка:Объясните самостоятельно следующие фразеологизмы:
Мой Тулон.
Наполеоновские планы.
Комплекс Наполеона.
Учитель французского языка:Посмотрите внимательно на таблицу с цитатами Наполеона. Многие из них вам уже знакомы, две из них были использованы во вступительном видеосюжете. Найдите соответствия французского и русского вариантов этих цитат.
1. Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?
2. В революциях мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает и с использующими оные в своих целях. 3. От великого до смешного один шаг. 4. Невозможно – это не французское слово! 5. Случай правит миром. |
A. Du sublime au ridicule il n'y a qu'un pas.
B. Impossible n'est pas français. C. Dans les révolutions, il y a deux sortes de gens: ceux qui les font et ceux qui en profitent. D. L'Histoire est un mensonge que personne ne conteste. E. L'imagination gouverne le monde! |
Правильные ответы:1 – D;2 – С;3 – A; 4 – B; 5 – E.
VI. Учитель истории: Отношение к Наполеону его современников было весьма неоднозначным:
от резкого неприятия, ненависти до обожания и преклонения. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»:
«Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно».
А теперь вы, как представители современного поколения, попробуйте составить ваше личное мнение об этом человеке. Прослушайте стихи различных авторов о Наполеоне. Все четыре группы получают различные задания: одна группа выписывает только прилагательные, вторая только глаголы, третья только существительные, четвёртая – числительные. Заполните таблицу «Гениальность - авантюризм». Стихи: Огюст Барбье «Идол», Павел Антакольский «Идол», М.Ю. Лермонтов «Святая Елена».
Ответы учеников: «Я считаю…», «Мне кажется…», «Я придерживаюсь мнения…»
Учитель истории: Какой вывод по теме можно сделать? Несомненно, черты авантюриста и гениальности присутствовали в личности Наполеона, каждая группа представила свой портрет, сочетающий и те и другие черты. Однозначного ответа на заданный в теме урока вопрос получить нельзя.
VII. Учитель французского языка:
А мы предлагаем вам сыграть в «Свою игру». (Презентация 3)
VIII. Учитель истории: А теперь вопрос для зрителей:
Перед вами приз игры, торт «Наполеон». Вы услышали одну из версий происхождения названия торта. Но существует ещё четыре. Можете ли вы назвать их?
IX. Рефлексия.
1. Рефлексия по цвету: раскрасьте шляпу.
2. Рефлексия деятельности и содержания учебного материала:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- я почувствовал, что…
- я научился…
- у меня получилось …
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
- комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах…
3. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
4. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении