Арт-терапевтическая техника "Подарок в моей жизни" на уроке ИЗО в адаптационный период. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема урока: Отношение человека к природе

Тип урока: урок-обобщение

Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.

Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение готовых детских работ на общей плоскости (классной доске).

Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира путем изображения с натуры и по представлению.

Задачи:

  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира.
  • Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений.
  • Способствовать гармонизации эмоционального состояния в адаптационный период привыкания к школе.
  • Учить детей
    • преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
    • чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму;
    • закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение.
  • Учить детей композиции рисунка, оформлению рисунка в рамку из осенних листьев.

Оборудование:

  • Зрительный ряд:
    • осенние листья разного цвета и формы, расположенные на школьной доске и стенах класса;
    • венок из осенних листьев на школьной доске;
    • картины с пейзажами в рамах;
    • рисунки с рамками;
    • презентация (в архиве с аудиофайлом).
  • Материалы и инструменты:
    • аромолампа;
    • листы бумаги формата А3;
    • карандаш;
    • кисти;
    • гуашь.

Этапы урока

I. Психологический

-Ребята, как вы думаете, что приятнее всего получать в жизни? (ответы детей, возможны разные варианты, но кто-то скажет - ПОДАРКИ)

- А какие они – подарки? Когда их получают люди? Что чувствуют при этом? (ответы детей)

- А как они выглядят? (иногда – это красиво упакованные коробочки, иногда – это котёнок с бантиком, иногда – это даже невозможно сразу увидеть, словом, по-разному выглядят подарки).

-А вы когда-нибудь получали подарки? ( в ответ дружное – ДАААА!)

-Я не буду узнавать у вас, что это были за подарки, и по какому поводу вы их получали. Я предложу вам сейчас хорошенько вспомнить тот день, когда вы получили самый приятный подарок в жизни. Постарайтесь «увидеть», как он выглядел, какой день стоял на дворе, какие запахи окружали вас, какие люди были рядом.

Звучит негромкая красивая мелодия, учитель предлагает детям закрыть глаза, сесть поудобнее и начать воспоминания. Можно дополнительно использовать запах аромолампы с апельсиновым маслом. (2-3 минуты)

II. Практический

- Открывайте глаза и ничего не рассказывайте пока! Я вижу, что воспоминания ваши были приятными – у вас теперь счастливые глаза, загадочная улыбка и добрая душа.

- Сейчас я попрошу вас нарисовать тот подарок, который вам вспомнился. Перед вами краски и кисти. Постарайтесь изобразить на бумаге ваш подарок. Расположите его так, чтобы он оказался посередине листа. Потом, мы будем рисовать рамочку, нужно, чтобы для неё осталось место на листе.

Учитель показывает детям лист бумаги формата А3, на котором контуром обозначены границы рамки, которые нужно оставить для последующей работы. Не нужно очень акцентировать внимание на этой границе. Главное – не испортить «подарочное» настроение.

Дети рисуют. Звучит та же негромкая мелодия (7-10 минут)

- Я уже вижу, что у нас в классе появилось много приятных подарков на ваших рисунках. Ребята, расскажите, что это, когда вы это получили, и какое у вас было тогда настроение?

Дети рассказывают. Получаются примерно такие рассказы: «Это самокат. Я долго о нём мечтал и мне подарили его в день рождения. Я был очень рад и сразу начал кататься!», «Это попугай. Мне подарила его бабушка просто так. Она знала, что я больше всего на свете люблю попугаев и однажды пришла к нам в гости вместе с ним. Я прыгала от счастья!» и т.п.

- Замечательные рассказы! Спасибо, что вы поделились своей радостью с нами. Теперь наша радость увеличилась в 21 раз! Ведь именно столько подарков появилось у нас в классе сегодня.

- А теперь, ребята, посмотрите в окно. Какое время года сейчас?

-Да, за окном золотая осень! Мы с вами гуляли по осеннему парку, ходили на экскурсию к озеру, собирали красивые листья, плоды и семена для поделок. Давайте вспомним как это было (слайды презентации № 2-8).

Дети смотрят фотографии, на которых они вместе с классом. Фотографии нужно подобрать счастливые, светлые, чтобы возникло чувство радости от причастия к ним.

- Вот какие прекрасные впечатления подарила нам осень! Мы увидели красоту осенней природы, почувствовали лучи ласкового солнышка, порадовались тому, что эта осень нас объединила. И теперь мы не просто дети, а 1 «В» класс!

-Недаром, столько поэтов и художников были влюблены в осень. Столько произведений написано в её честь.

-Давайте ещё полюбуемся красотой осени. Я собрала для вас чудесные фотографии, на которых вы увидите осенние листья. Постарайтесь запомнить их цвет и форму. (презентация, слайды № 9 – 32, слайд-шоу показывается под красивую мелодию, на слайде №32 показ завершается и эта картинка остаётся на экране до конца урока).

-Вам понравилось?

-Ребята, а теперь я предлагаю вам перенести ваш прошлый подарок в настоящее время. Частично это у нас уже получилось, - он уже появился на ваших рисунках. Но чтобы завершить это перемещение, нам нужно перенести рисунок в нашу золотую осень.

-Кто может предложить способ? Как нам объединить ваш дорогой подарок с нашей красавицей осенью? (дети предлагают разные варианты, среди которых будет и предложение украсить лист с подарками осенними листьями)

III. Познавательный

-Посмотрите, ребята, какой способ оформления рисунка я вам покажу сегодня.

Учитель демонстрирует детям рисунки, оформленные в рамы и рамки.

-Скажите, рамка накладывает свой отпечаток на весь рисунок? (ответы детей)

-Да, конечно, рама или рамка вносят своё настроение в рисунок, создают особую атмосферу, рисунок в раме становится интереснее, завершённее.

-Посмотрите, какие разные бывают рамки. А наша сегодняшняя рамка будет состоять из осенних листьев. Мы видели сейчас какие они разнообразные и восхитительно красивые. Наша доска украшена осенними листьями, на которые можно смотреть и рисовать их с натуры.

- Как расположить листочки, чтобы они красиво обрамляли ваш подарок? (дети говорят, что нужно чередовать листья по цвету, подбирать подходящие по размеру, красиво их переплетать, рисовать так, чтобы один листочек прикасался к другому, располагать их под разным наклоном и т.п.)

Учитель демонстрирует детям венок, сплетённый из осенних листьев.

-Посмотрите, ребята, мама Саши подарила нам вот такой чудесный венок из осенних листьев. Вам он нравится? А может рамка иметь круглую или овальную форму? А она может быть похожа на этот венок? (ответы детей)

-Да, конечно, может.

Далее детям даётся самостоятельная работа – украсить свой рисунок с подарком рамкой из осенних листьев.

IV. Итог урока

- Ребята, вам нравятся ваши работы? Мне они очень нравятся. Я предлагаю эти работы поместить на нашей выставке рисунков в классе, чтобы все могли увидеть их, а вы могли бы подробнее рассказать о своих подарках друзьям.

Работы размещаются в классе на несколько дней.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. Лебедева Л. Три арт-терапевтические техники https://psy.1sept.ru/view_article.php?id=201000208
  2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.