Технология развития критического мышления: работа с информационным текстом.
Тип урока: урок формирования, первичного закрепления, коррекции и контроля новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Приемы: заполнение таблицы «ЗЖУ», маркировка текста, «Зигзаг» - как прием формирования групп.
Методы обучения: наглядный, практический, проблемно – поисковый, самостоятельный.
Методы контроля: письменный метод контроля и самоконтроля знаний с помощью таблицы «ЗЖУ»
Оборудование: компьютер, программа-архиватор WinRar или WinZip, мультимедиа, карточки с информационным текстом, таблицы «ЗЖУ (знаю, желаю узнать, узнал)», инструкции к практической работе, презентация.
Цели:
образовательные
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Архивация данных»
- Способствовать грамотному осмыслению темы на примерах применения в различных сферах деятельности.
воспитательные
- Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни.
- Умение вырабатывать свое собственное мнение, воспитание культуры учебного труда в процессе групповой учебной деятельности
развивающая
- Продолжить развитие у студентов умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, перерабатывать и осмысливать учебную информацию, применение знаний в новой ситуации (развитие творческих способностей).
Задачи:
- Организовать деятельность студентов по формированию новых знаний и умений.
- Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно – поисковый характер, что отвечает личностным интересам и потребностям студентов
- Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Вызов.
- Осмысление.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Актуализация знаний:
Имеется два листа формата А4. На одном разместили произвольный текст, а на другом - черно – белый рисунок. Лист с рисунком разлинован в клеточку, демонстрируя растровое кодирование графической информации.
- Каким образом можно закодировать текст и рисунок, чтобы разместить их на листе меньшего размера?
- Нужно ли к полученному коду прилагать правило раскодирования?
- Что делать, если ваш файл не вмещается на дискету, а другого хранителя информации у вас нет?
(Учащиеся сами формулируют цели и задачи учебного занятия)
II. Вызов.
Используется прием: заполнение таблицы «ЗЖУ».
Цель этапа: выявление имеющихся знаний, мотивирование студентов на познавательную деятельность, определение направления изучаемой темы. Проводится фронтальная беседа.
- Как большой объем данных разместить на диске малого размера?
- Способы сжатия: сколько их и чем они отличаются друг от друга?
- Какой способ сжатия данных выбрать: сильно, но медленно или незначительно, но быстро. А, может, существует оптимальный вариант?
Заполнение индивидуальной карты «ЗЖУ». Заполняется общая карта «ЗЖУ» на доске.
III. Осмысление.
Цель этапа: активное восприятие учебного содержания по теме «Архивация данных, соотношение стартовых знаний с новыми знаниями.
Прием: маркировка текста, «Зигзаг».
Работа в группах. Весь класс делится на четверки. Каждому члену четверки предлагается изучить одинаковый материал (учебный материал делится на части)и сделать пометки:
V - знаю
- - не знаю
? - хочу узнать
+ - это для меня новое (Приложение 1).
Они читают информационный материал индивидуально, выделяют главное, делают пометки на своем листе. Заполняют индивидуальные таблицы по колонкам “Хочу узнать“ и “Узнал новое” Далее идет обсуждение между членами групп. Рассказывают друг другу основные положения изучаемого материала. С помощью приема «Зигзаг» члены группы меняются местами. Таким образом, за одним столом оказались студенты с разным содержанием вопросов изучаемой темы. Там они по очереди знакомят друг друга со своим информационным материалом. Задача: чтобы каждый овладел всей темой целиком. После второго этапа работы возвращаются в первоначальные группы.
IV. Рефлексия.
Цель: обобщить материал по теме, уметь выделять проблемы и находить пути решения, оценивать результаты деятельности.
- Возвращение к таблице «ЗЖУ» студенты могут вернуться и сравнить, какие у них были знания до начала знакомства с темой урока и какие появились после самостоятельного изучения учебного материала.
- Заполнение общей таблицы «ЗЖУ» на доске.
- Обобщение материала по теме «Архивация данных» (Приложение 2).
- Применение полученных на уроке знаний при решении ситуаций практической направленности (Приложение 3).
- Дискуссия по оценке результатов.
- Итог урока.
- Домашнее задание.