Архивация данных

Разделы: Информатика


Технология развития критического мышления: работа с информационным текстом.

Тип урока: урок формирования, первичного закрепления, коррекции и контроля новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Приемы: заполнение таблицы «ЗЖУ», маркировка текста, «Зигзаг» - как прием формирования групп.

Методы обучения: наглядный, практический, проблемно – поисковый, самостоятельный.

Методы контроля: письменный метод контроля и самоконтроля знаний с помощью таблицы «ЗЖУ»

Оборудование: компьютер, программа-архиватор WinRar или WinZip, мультимедиа, карточки с информационным текстом, таблицы «ЗЖУ (знаю, желаю узнать, узнал)», инструкции к практической работе, презентация.

Цели:

образовательные

  • Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы «Архивация данных»
  • Способствовать грамотному осмыслению темы на примерах применения в различных сферах деятельности.

воспитательные

  • Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни.
  • Умение вырабатывать свое собственное мнение, воспитание культуры учебного труда в процессе групповой учебной деятельности

развивающая

  • Продолжить развитие у студентов умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, перерабатывать и осмысливать учебную информацию, применение знаний в новой ситуации (развитие творческих способностей).

Задачи:

  • Организовать деятельность студентов по формированию новых знаний и умений.
  • Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно – поисковый характер, что отвечает личностным интересам и потребностям студентов
  • Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вызов.
  3. Осмысление.
  4. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Актуализация знаний:

Имеется два листа формата А4. На одном разместили произвольный текст, а на другом - черно – белый рисунок. Лист с рисунком разлинован в клеточку, демонстрируя растровое кодирование графической информации.

  • Каким образом можно закодировать текст и рисунок, чтобы разместить их на листе меньшего размера?
  • Нужно ли к полученному коду прилагать правило раскодирования?
  • Что делать, если ваш файл не вмещается на дискету, а другого хранителя информации у вас нет?

 (Учащиеся сами формулируют цели и задачи учебного занятия)

II. Вызов.

Используется прием: заполнение таблицы «ЗЖУ».

Цель этапа: выявление имеющихся знаний, мотивирование студентов на познавательную деятельность, определение направления изучаемой темы. Проводится фронтальная беседа.

  • Как большой объем данных разместить на диске малого размера?
  • Способы сжатия: сколько их и чем они отличаются друг от друга?
  • Какой способ сжатия данных выбрать: сильно, но медленно или незначительно, но быстро. А, может, существует оптимальный вариант?

Заполнение индивидуальной карты «ЗЖУ». Заполняется общая карта «ЗЖУ» на доске.

III. Осмысление.

Цель этапа: активное восприятие учебного содержания по теме «Архивация данных, соотношение стартовых знаний с новыми знаниями.

Прием: маркировка текста, «Зигзаг».

Работа в группах. Весь класс делится на четверки. Каждому члену четверки предлагается изучить одинаковый материал (учебный материал делится на части)и сделать пометки:

V - знаю
- - не знаю
? - хочу узнать
+ - это для меня новое (Приложение 1).

Они читают информационный материал индивидуально, выделяют главное, делают пометки на своем листе. Заполняют индивидуальные таблицы по колонкам “Хочу узнать“ и “Узнал новое” Далее идет обсуждение между членами групп. Рассказывают друг другу основные положения изучаемого материала. С помощью приема «Зигзаг» члены группы меняются местами. Таким образом, за одним столом оказались студенты с разным содержанием вопросов изучаемой темы. Там они по очереди знакомят друг друга со своим информационным материалом. Задача: чтобы каждый овладел всей темой целиком. После второго этапа работы возвращаются в первоначальные группы.

IV. Рефлексия.

Цель: обобщить материал по теме, уметь выделять проблемы и находить пути решения, оценивать результаты деятельности.

  • Возвращение к таблице «ЗЖУ» студенты могут вернуться и сравнить, какие у них были знания до начала знакомства с темой урока и какие появились после самостоятельного изучения учебного материала.
  • Заполнение общей таблицы «ЗЖУ» на доске.
  • Обобщение материала по теме «Архивация данных» (Приложение 2).
  • Применение полученных на уроке знаний при решении ситуаций практической направленности (Приложение 3).
  • Дискуссия по оценке результатов.
  • Итог урока.
  • Домашнее задание.