Цель: Создать условия для усвоения понятий кодирование и декодирование; формирования умений кодировать и декодировать информацию.
Задачи:
Обучающие: Повторить сведения об информации, ее видах, свойствах, информационных процессах. Обеспечить усвоение понятий: кодирование, декодирование, кодировочная таблица. Начать формирование навыков кодирования и декодирования с помощью кодировочной таблицы и заданных правил.
Развивающие: продолжить развитие общеучебных навыков:
- беглого чтения;
- самоанализа;
интеллектуальных умений:
- анализа;
- синтеза;
- обобщения
Воспитательные: Средствами урока донести до учащихся важность, нужность и сложность протекающих информационных процессов, без которых невозможно жить в современном обществе. В целях профилактики утомляемости провести физминутку с упражнениями для глаз
Оборудование: м/проектор (интерактивная доска), ПК
ХОД УРОКА
Цели | Этапы урока |
Повторить сведения об информации, ее
видах, свойствах, информационных процессах.
|
1. Орг момент 2. Мотивационный этап Для того чтобы определить тему урока учащимся предлагается решить ребусы (Приложение 1) (Информация) (кодирование) Вопросы учащимся: - Что такое информация? - Какими свойствами обладает информация? - В каких информационных процессах она участвует? Учащимся предлагается сформулировать тему урока, цель и поставить задачи. (Приложение 2 слайд1) |
Обеспечить усвоение понятий: кодирование, декодирование, кодировочная таблица. | 3. Объяснение нового материала
Приложение2 Слайд2 У Конан Дойла есть рассказ о Шерлоке Холмсе "Пляшущие человечки", в котором одному из героев присылали необычные письма. Шерлок Холмс знал 160 способов шифровки, но расшифровать не смог. А вы можете? Почему? (ученики анализируют, почему они не могут расшифровать сообщение) Приложение2 Слайд3 Любая передача информации происходит с помощью некоторого кода. Даже, когда мы разговариваем, на самом деле мы обмениваемся информацией с помощью кода. Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые легко понимаем, т.к. давно изучили. Посмотрите на экран, и назовите способы кодирования? Где мы с ними встречаемся? Приведите еще примеры. Приложение 2 Слайд 4 Вопросы учащимся:
(определения записывают в тетрадь) |
Начать формирование навыков кодирования и декодирования с помощью кодировочной таблицы и заданных правил. | 4. Практическая работа А можно придумать свой способ кодирования? Задание 1 (Приложение 2 Слайд 5) Расшифруйте предлагаемое послание. Ответ впишите в строку и нажмите проверить. (сделал дело гуляй смело) Чем меньше букв в алфавите, тем проще устройство для расшифровки. В XIX веке был изобретен телеграф. Принцип работы которого замыкание и размыкание контакта, на бумаге - точки и тире. (Азбука Морзе) Задание 2 (Приложение 2 Слайд 6) Компьютер - это электрическое устройство. Кодирование информации тоже происходит с помощью двух символов (0 и 1). Однако, с помощью двух знаков можно закодировать только 4 символа. Но, только в русском алфавите 33 буквы. Таким образом, было просчитано, что для того чтобы закодировать русский, английский и национальный алфавиты а также знаки препинания, псевдографику и т. д достаточно последовательности из 8 нулей и единиц, для того, чтобы кодировать один символ. (Приложение 2 Слайд 7) В вычислительной технике наиболее употребимыми являются коды ASCII. Разбирается правило работы с кодировочной таблицей на примере. (Приложение 2 Слайд 8-9) Пример: Парта F8 0А 0E 2E 0A |
С целью выполнения требований СанПи при работе с компьютером организовать физминутку | V. Физминутка |
Задание 3 (Приложение 2 Слайд 10) Ученик набрал название своего любимого романа на компьютере и распечатал на принтере. Вы сможете прочитать название романа, переведя каждую букву из кода ASCII. Воспользуйтесь кодировочной таблицей из учебника. Задание 4 (Приложение 2 Слайд 11) Школьники подготовили сюрприз своим учителям к 1 сентября. Попробуйте прочесть! |
|
Проконтролировать уровень усвоения нового материала, планирование коррекции | VI. Проверка понимания. Тест. Приложение3 |
VII. Домашнее задание Вернемся к началу урока, когда мы говорили с вами о Шерлоке Холмсе. Чтобы все-таки узнать, чем закончилась история о Пляшущих человечках, я вам предлагаю прочитать этот рассказ. А кроме этого расшифровать еще одно сообщение от Шерлока Холмса. |
|
VIII. Рефлексия Отметьте на мишени свое настроение на уроке, насколько труден для вас был материал урока и насколько вы ощущали свою значимость на уроке. (Приложение 2 Слайд 12) |