Кодирование информации

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: Создать условия для усвоения понятий кодирование и декодирование; формирования умений кодировать и декодировать информацию.

Задачи:

Обучающие: Повторить сведения об информации, ее видах, свойствах, информационных процессах. Обеспечить усвоение понятий: кодирование, декодирование, кодировочная таблица. Начать формирование навыков кодирования и декодирования с помощью кодировочной таблицы и заданных правил.

Развивающие: продолжить развитие общеучебных навыков:

- беглого чтения;

- самоанализа;

интеллектуальных умений:

- анализа;

- синтеза;

- обобщения

Воспитательные: Средствами урока донести до учащихся важность, нужность и сложность протекающих информационных процессов, без которых невозможно жить в современном обществе. В целях профилактики утомляемости провести физминутку с упражнениями для глаз

Оборудование: м/проектор (интерактивная доска), ПК

ХОД УРОКА

Цели Этапы урока
Повторить сведения об информации, ее видах, свойствах, информационных процессах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Орг момент

2. Мотивационный этап

Для того чтобы определить тему урока учащимся предлагается решить ребусы (Приложение 1)

(Информация)

(кодирование)

Вопросы учащимся:

- Что такое информация?

- Какими свойствами обладает информация?

- В каких информационных процессах она участвует?

Учащимся предлагается сформулировать тему урока, цель и поставить задачи. (Приложение 2 слайд1)

Обеспечить усвоение понятий: кодирование, декодирование, кодировочная таблица. 3. Объяснение нового материала

Приложение2 Слайд2

У Конан Дойла есть рассказ о Шерлоке Холмсе "Пляшущие человечки", в котором одному из героев присылали необычные письма. Шерлок Холмс знал 160 способов шифровки, но расшифровать не смог. А вы можете?

Почему? (ученики анализируют, почему они не могут расшифровать сообщение)

Приложение2 Слайд3

Любая передача информации происходит с помощью некоторого кода. Даже, когда мы разговариваем, на самом деле мы обмениваемся информацией с помощью кода. Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые легко понимаем, т.к. давно изучили.

Посмотрите на экран, и назовите способы кодирования? Где мы с ними встречаемся? Приведите еще примеры.

Приложение 2 Слайд 4

Вопросы учащимся:

  1. Что такое кодирование?
  2. А код?

(определения записывают в тетрадь)

Начать формирование навыков кодирования и декодирования с помощью кодировочной таблицы и заданных правил. 4. Практическая работа

А можно придумать свой способ кодирования?

Задание 1 (Приложение 2 Слайд 5)

Расшифруйте предлагаемое послание. Ответ впишите в строку и нажмите проверить.

(сделал дело гуляй смело)

Чем меньше букв в алфавите, тем проще устройство для расшифровки. В XIX веке был изобретен телеграф.

Принцип работы которого замыкание и размыкание контакта, на бумаге - точки и тире. (Азбука Морзе)

Задание 2 (Приложение 2 Слайд 6)

Компьютер - это электрическое устройство. Кодирование информации тоже происходит с помощью двух символов (0 и 1). Однако, с помощью двух знаков можно закодировать только 4 символа. Но, только в русском алфавите 33 буквы. Таким образом, было просчитано, что для того чтобы закодировать русский, английский и национальный алфавиты а также знаки препинания, псевдографику и т. д достаточно последовательности из 8 нулей и единиц, для того, чтобы кодировать один символ. (Приложение 2 Слайд 7)

В вычислительной технике наиболее употребимыми являются коды ASCII.

Разбирается правило работы с кодировочной таблицей на примере. (Приложение 2 Слайд 8-9)

Пример: Парта

F8 0А 0E 2E 0A

С целью выполнения требований СанПи при работе с компьютером организовать физминутку V. Физминутка
  Задание 3 (Приложение 2 Слайд 10)

Ученик набрал название своего любимого романа на компьютере и распечатал на принтере. Вы сможете прочитать название романа, переведя каждую букву из кода ASCII. Воспользуйтесь кодировочной таблицей из учебника.

Задание 4 (Приложение 2 Слайд 11)

Школьники подготовили сюрприз своим учителям к 1 сентября.

Попробуйте прочесть!

Проконтролировать уровень усвоения нового материала, планирование коррекции VI. Проверка понимания.

Тест. Приложение3

  VII. Домашнее задание

Вернемся к началу урока, когда мы говорили с вами о Шерлоке Холмсе. Чтобы все-таки узнать, чем закончилась история о Пляшущих человечках, я вам предлагаю прочитать этот рассказ. А кроме этого расшифровать еще одно сообщение от Шерлока Холмса.

Приложение 4

  VIII. Рефлексия

Отметьте на мишени свое настроение на уроке, насколько труден для вас был материал урока и насколько вы ощущали свою значимость на уроке.

(Приложение 2 Слайд 12)