Классный час "Хлеб – всей жизни голова"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • продолжать расширять знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: – хлебные колоски; кусочек тёмного хлеба – 125г; иллюстрации клибаноса, элеватора, мельницы и т. д.; фонограмма песни “Русское поле”; музыкальное сопровождение для частушек; конверты с рассыпавшимися пословицами.

Ход урока

1. Загадки.

а) Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей!


б) Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом.

в) Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
(Хлеб.)

2. Путь к караваю.

Говорит учитель.

– Давно это было, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. Вот тогда-то он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, человек смачивал их водой, а позже научился растирать зёрнышки в муку.

И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия.

Так ночной костёр в пещере научил человека печь хлеб.

– Сегодня мы поговорим о хлебе, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. Впервые слово “хлеб” появилось в Древней Греции. Там для выпечки применяли горшки специальной формы – “клибанос”. Это название посуды созвучно с нашим словом “хлеб”.

Ученик.

Ломоть хлеба.
Хлеба мягкого ломоть,
Свежего, пшеничного.
Хлеба белого ломоть,
Что в нём необычного?
Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь.
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.
Но сначала, дети, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днём трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полон зёрен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!

3. О злаках. (Говорят ученики).

а) – А знаете ли вы, что такое злаки? Злак – это растение в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками. К этому семейству относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс, кукуруза и рис. (Сопровождается показом.)

б) – Как вы думаете, какой злак самый выращиваемый в мире? Оказывается, больше всего в мире выращивают и собирают рис, на втором месте – пшеница, а на третьем месте – кукуруза, далее – овёс и ячмень, а вот на шестом месте – рожь. Все злаки содержат полезные для человека углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соли и аминокислоты.

в) – Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью. Про хлеб говорили так: “Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска”. Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Вот и нашу с вами родину-матушку Кубань издавна называют житницей России. Недаром в народной пословице говорится: “У кого хлеб родится, то веселится”. Народ сложил немало частушек о хлебе.

“Хлебные” частушки!

Все мы в городе живём,
Сушки, пряники жуём.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споём.

Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг:
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе:
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Дождик, дождик, поливай –
Будет славный урожай:
Будет спелая пшеница
Будут рожь и чечевица.

Взором радостным окинем
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!

Учитель.

Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае, молились святому Николаю Чудотворцу – покровителю землепашца.

Летом колосья становятся тяжёлыми, полными зёрен, золотистыми. “Хлеб в колосу, пора жать полосу”. И начинается у хлебороба горячая пора, которая издавна называется “страдой”. Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля и убрать в специальные – ЭЛЕВАТОРЫ. (Показ.)

4. Хлеб и война.

– Сегодня мы не можем не вспомнить о военном хлебе.

Ученики. а)– В музее истории Санкт-Петербурга до сих пор хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был паёк (норма) на день в блокадном Ленинграде для жителей осаждённого немцами города в годы ВОВ. (показ натурального кусочка хлеба весом 125 г). А людям нужно было работать, жить, выживать – назло фашистам, бомбёжкам, обстрелу, холоду и голоду. Живой – значит победа!

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

б) Военный хлеб. А. Морозов.

Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

5. Викторина.

– Какие вы знаете злаки?
– Который из них занимает первое место в мире по выращиванию?
– Почему один хлеб белый, а другой тёмного цвета? (Мука пшеничная и ржаная.)
– Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
– Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище зерна.)
– Какую пшеницу называют озимой, а какую – яровой? (яровую сеют весной, озимую – осенью, под зиму.)
– Что произвело на вас особое впечатление на экскурсии на хлебозавод?
– Почему пожилые люди так дорожат хлебом?
– Как вы понимаете пословицу: “Хлеб – всему голова!”

6. Игра “Собери пословицу”.

– Вам необходимо работая в группах собрать пословицы, прочитать их выразительно и объяснить смысл.

а) Каравай хлеба не свалится с неба.
б) Пот на спине – так и хлеб на столе.
в) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
г) Худ обед, коли хлеба нет.
д) Много снега – много хлеба.
е) Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

– Каждая пословица выстрадана людьми во времена голода, неурожаев. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало недоеденный кусок.

7. Итог.

– Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
– А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день? Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, суфле, размягчить, сбрызнув водой и подогрев.)
– Мы всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.

Ученик.

Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной.
Говорим мы: “Берегите, берегите хлеб родной!”
Не мечтаем мы о чуде, к нам полей живая речь:
“Берегите хлеб вы, люди! Научитесь хлеб беречь!” Н. Тихонов

(Звучит песня “Русское поле”. Музыка Я. Френкель, слова И. Гофф.)

Учитель.

Так повелося на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета,
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью
И, сыну указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!

Ты вырастешь, и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом Белом свете!”

– На этом наш классный час окончен. А его итогом будет Ваше бережное отношение к хлебу.