Сегодня информационные технологии стали неотъемлемым компонентом образовательного процесса, увеличивая его возможности: они улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, способствуют росту интереса к предмету.
Семь лет назад я начала использовать в своей работе видеоподдерживаемое обучение. Уже в то время умение общаться на иностранных языках стало необходимостью для большого числа самых разных специалистов. Развивать коммуникативные способности на неродном языке, не находясь в стране изучаемого языка, нелегко. И именно, видеофильмы во многом способствуют созданию реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке, а также приобщают школьников к культурным ценностям народа. Первой видеокассетой была кассета с аутентичным материалом к учебному пособию “Счастливый Английский II” для 7-9 классов общеобразовательной школы, авторов Т.Б. Клементьевой и Д. Шеннон. 22 сюжета, входящие в её содержание, обладают относительной самостоятельностью, и это даёт возможность педагогу самому определить способ введения материала, т. е. я создала определённую последовательность включения видеофрагментов в тематическое планирование. Сегодня работать с видеокассетами легче, т. к. видеоуроки уже распределены, например, к УМК Биболетовой ( кассеты для 5-6 кл., 7-8кл.). В настоящий момент продолжаю работать по видеокурсам, используя четырёхэтапную структуру видеозанятия: подготовительный, демонстрация видеофильма, контроль понимания, развитие умений и навыков речевого общения.
В 2006 году очень заинтересовалась компьютерной технологией, понимая, что это становится потребностью времени. Компьютеры дают мощную мотивацию изучения иностранных языков и повышают активность учащихся. Наиболее доступным способом использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время, считаю, использование обучающих и познавательных программ.
В своей работе использую разные интерактивные курсы, которые обладают способностью “откликаться” на действия ученика, “вступать” с ними в диалог:
- Обучающая компьютерная программа к учебникам “Enjoy English” (начальная школа)
- Образовательная программа “Профессор Хиггинс” ОЛМА Медиагрупп.
- Полный интерактивный курс “Английский. Путь к совершенству” (начальный и средний уровни) МедиаХауз.
- Программа “Учите Английский” (начальный и средний уровни) Euro Talk Interactive 2006.
- Интерактивный продвинутый курс английского языка “Hello, English” Медиалэнд 2005.
- Курс “Movie Talk. Английский” EuroTalk Interactive, 2008.
Эти программы применяются мною с различными целями, но уроки в компьютерном кабинете не проводятся спонтанно, они включены в календарно – тематическое планирование разных классов. “Профессор Хиггинс” помогает в следующих видах работы: отработка фонетики, постановка произношения с помощью пословиц и скороговорок и развитие грамматических навыков (закрепление и контроль изученного материала). “Учите Английский” EuroTalk, “Английский. Путь к совершенству” МедиаХауз развивают навыки аудирования, говорения, письма, дети также получают знания по страноведению. “Hello, English” Медиалэнд 2005. используется для индивидуальной работы ( подготовка призёров олимпиад, дополнительные занятия), курс “Movie Talk. Английский” EuroTalk Interactive, 2008. раскрывает способности девятиклассников во время элективного курса. Безусловно, важно использовать диски “Enjoy English” для 2,3,4 классов. С помощью них уроки в начальной школе проходят очень эффективно, обеспечивая формирование навыков аудирования и способствуя развитию фонематического слуха и памяти учащихся начальной школы.
Моим ученикам больше всего нравится работать с дисками “Учите Английский” EuroTalk (начальный и средний уровни). Диск начального уровня нашёл применение в 5-х классах. Эта программа очень красочная и интересная, она помогает развивать лексические навыки, повторять всю изученную лексику за начальный период обучения по УМК “Enjoy English” М.З. Биболетовой (Числа, Цвет, Часы, Тело, Продукты питания и т.д.). Диск среднего уровня используется для учащихся 8-х классов. На мой взгляд, это одна из самых захватывающих программ для развития навыков аудирования, она буквально погружает в языковую среду. В основе программы 10 игровых упражнений на числа и даты, названия предметов и обиходные фразы. При выполнении заданий программа оценивает результаты каждого ученика и предоставляет отчёт. Используя микрофон, можно тренировать навыки устной речи: сделать запись своего голоса, сравнивать её с эталонной и воспроизводить фрагменты самостоятельно озвученных учебных диалогов. Курс включает 6 диктантов и текст для проверки.
Сегодня вопрос об эффективных способах и методах обучения аудированию остаётся одним из актуальных и дискуссионных. Задания по аудированию представлены на многих экзаменах: ГИА, ЕГЭ, национальные и международные экзамены. Проверка уровня умений в разделе “Аудирование” сводится к проверке трёх видов аудирования – понимания основного содержания (базовый уровень), понимания выборочной информации (повышенный уровень), полного понимания (высокий уровень). Конечно, подготовить детей к такому восприятию текстов нелегко. У них мало получается выделять главное, обобщать, сопоставлять. Даже задания уровня В1 вызывают у многих существенные трудности. Для того чтобы вести работу в этом направлении, мне важно учитывать мнения самих детей. В результате анкетирования, которое проводилось среди 35 учащихся 11-х классов, были выявлены определённые проблемы, связанные с выполнением заданий на формирование аудитивных умений:
- слишком быстрый темп звучащей речи – 52%;
- необходимость обрабатывать услышанное для выбора ответа – 70%;
- необходимость выделять существенную информацию – 80%;
- следить за ходом мысли говорящего – 48%;
- наличие незнакомых слов – 55%;
- сохранение внимания 15%;
- необходимость удерживать информацию в памяти – 25%.
Учитывая результаты разных анкет, тестов на контроль сформированности аудитивных умений, опыт работы по разным УМК (Клементьевой, Кузовлева, Биболетовой, Верещагиной), в которых есть задания на формирование навыков и умений аудирования, я пришла к выводу, что виддеоподдерживаемое обучение и компьютерная деятельность во многом способствуют развитию навыков восприятия английской речи на слух. На мой взгляд, недостаточно использовать только упражнения учебников и рабочих тетрадей, чтобы подготовить учащихся к достаточно серьёзному контролю знаний по аудированию. Внедрение информационных технологий обеспечило переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать знания, что способствует развитию личностных качеств обучаемых, повышению качества знаний по английскому языку.
Мастер-класс
ТЕМА: Развитие навыков аудирования с помощью информационных технологий.
ЦЕЛЬ: развитие навыков аудирования.
ЗАДАЧИ:
1) развитие языковой догадки, мышления, инициативной речи;
- совершенствование фонетических, лексических и грамматических навыков;
- развитие мотивации изучения английского языка и навыков работы с компьютерными программами;
- формирование самостоятельности.
Ход урока
I. Организационный момент:
Teacher:
Good aftemoon. I’m very glad to see уоu here. Today we’ll have our Computer English and I think it will bе very interesting. I want уоu to bе very attentive, active and very careful while working оn computers.
English people always speak about the weather. And what do уоu think of the weather?
Do уоu like such weather?
What is your favourite season?
Do уоu go to school every day?
Do уоu like уоur school?
Did уоu learn English yesterday?
Will уоu bе learning English tоmопоw at 5 р.m.?
What do уоu like more to read English texts or to leam English оn computers?
Why do уоu leam English?
Were уоu leaming English yesterday at 5 р.m.?
What have уоu done today?
Науе уоu leamt some English poems?
What English poems and tongue-twisters do уоu know?
Сan уоu tell them?
Students:
(Примерные скороговорки и cтихи):
Swan swam over the sea
Swim, swan, swim
Swan swam back again
Well swum swan.
She sells seashells bу the seashore
The shells she sells are sea-shells, I’m sure.
The more we study, the more we know
The more we know, the more we forget
The more we forget, the less we know
The less we know, the less we forget
The less we forget, the more we know. Why study?
II. Фонетическая зарядка
:Who remembers the last tongue twister? (Lavender ... )
Who wants to go and to choose it (Диск “Профессор Хиггинс” )
Lavender's blue, dilly dilly
Lavender’s green
When I’m king, dilly dilly
You shall be a queen (Speed № 1; Speed № 2; Speed № 3 )
Thank уоu boys and girls and now would уоu like to start your work оn computers? I want to give уоu your task.
/ Листы с заданием /
III. Работа по развитию аудирования с помощью компьютерной программы “Учите Английский” Interactive EuroTalk Intermediate.
TASKS: |
SCORE: |
№ 1. (Реорlе) |
|
№ 2. (Food) |
|
№ 3. (Animals) |
|
№ 6. (Activity) |
|
№ 10 (Weather) |
|
№9 (Days and months) |
|
Total: |
|
Your name: |
|
Your mark: |
lV. Подведение итогов:
/ Сбор листков с заданиями и таблицами /
Thank you very much. I’ve enjoyed working together with you and I hope you’ve enjoyed our lesson too. I’ll give your marks according to the results in your cards next lesson.