Работа с родителями как форма социального партнерства в условиях модернизации образования

Разделы: Администрирование школы


Социальное партнерство - (англ. partnership) -
особый тип совместной деятельности между субъектами
образовательного процесса, характеризующийся доверием,
общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью
отношений, а также признанием взаимной ответственности
сторон за результат их сотрудничества и развития.

Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Однако в большинстве публикаций на эту тему культивируется идея создания Попечительских (или управляющих) советов, различных формальных и неформальных общественных объединений, призванных помочь школе выполнять свои прямые обязанности[1].

Но так ли уж важно, чтобы полноценность образовательного процесса была подтверждена “формальными признаками демократии”? К этому ли надо стремиться? Не секрет, что в России есть немало школ, куда родители мечтают отдать своих детей, и в этих школах напрочь отсутствуют какие бы то ни было “управляющие советы”. Более того – эти родители имеют счастливую возможность спокойно заниматься своей работой, будучи уверенными, что их чадо получит достойное образование.

Таким образом, необходимо разграничить две проблемы – создание полноценно функционирующего образовательного учреждения и создание демократической структуры в образовательном учреждении. Как показывает практика, эти две вещи могут и не совпадать.

По моему глубочайшему убеждению, попечительские советы (или иные формальные структуры) могут быть исключительно итогом работы школы с родителями, а никак не их целью или – тем более – началом.

Наша цель – создать механизм построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

Поэтому мы должны ясно представлять себе этапность такой работы и ее основные проблемы, если мы хотим выстроить именно партнерские отношения с родителями, т.е., отношения с разделенной ответственностью за конечный результат [2].

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа. (Приложение 1)

Первый этап – ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.

Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.

Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические (общечеловеческие) ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. Однако в настоящее время есть немало семей, которые довольно иронично относятся к демократическим принципам общения с детьми и настаивают на жесткой дисциплине и предельной нагрузке на детей, чтобы те не оказались вовлеченными в сомнительные мероприятия вне школы.

На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Многие директора школ иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Несмотря на то, что она вроде бы кажется очевидной (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, или что школа участвует в интересных проектах и т.д.

К примеру, с середины октября до конца декабря 2009 года учащиеся 2-4 классов нашей школы приняли участие в VIII Всероссийской Интернет-олимпиаде. Было сформировано 7 команд, в которые входили ребята, их родители и классные руководители. В первых турах участие родителей оставляло желать лучшего. Но туру к третьему активность родителей резко возросла. Каждый вторник и четверг в 14.00 в кабинет информатики приходили не только дети с педагогами, но и родители со своими энциклопедиями, ноутбуками, многие дети советовались с родителями по телефону. Ближе к окончанию олимпиады родители, не зная окончательных результатов, выражали сожаление, что она заканчивается и задавали вопросы, о том, будем ли мы еще участвовать в подобных мероприятиях. В результате наши команды, родители, педагоги получили сертификаты об активном участии и достижении высоких результатов (Приложение 2).

Так же на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный “ценностный аудит”.

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада – т.е., разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Пример появления такого доверия – Интернет-олимпиада, благодаря которой на имидж школы начали “работать” отзывы активных родителей, которые делились своими впечатлениями со своими знакомыми, другими родителями.

Формирование доверия происходит также при наличии поддержки родителей. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье.

С этой целью в декабре 2009 г. в школе была создана социально-психологическая служба, в состав которой входят психологи, социальный педагог, классные руководители, логопед, по необходимости к работе в ней привлекались инспектора ПДН. СПС помогает более эффективно и системно работать с трудными детьми, асоциальными семьями.

Если семья ощущает такую заботу на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.

В процессе совместной деятельности также особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

Это достигается при проектировании совместной деятельности с родителями, регулярной поддержки родителей и мониторинга. Так называемые родительские собрания необходимо превратить в “круглые столы” или “совещания”, на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег “на нужды школы”. Необходимо разработать вариант договора между школой и родителями, в котором должны быть определены “зоны ответственности” каждой из сторон. С 1 сентября этого года договор между родителями и школой будет заключаться с родителями 1-х классов, в соответствии с введением стандартов второго поколения.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е., их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап – собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах совместной деятельности. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения, говорить о развитии партнерства преждевременно.

В нашей школе с прошлого учебного года работа Совета родителей носит системный характер. Заседания Совета родителей проводились не формально, по плану, а довольно часто (практически ежемесячно). Причем в половине случаев инициаторами заседаний являлись сами родители.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т.е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

Учитывая возраст учащихся и статус школы, в этом учебном году для них была разработана и апробирована на практике военно-патриотическая игра “Зарничка”, посвященная 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В подготовке и проведении игры кроме детей и педагогов приняли участие родители. Участвуя в игре, ребята могли проявить свои способности, креативность, творчество, на минутку отвлечься от учебной деятельности.

Открытие игры состоялось 25 февраля 2010 года. 12 мая 2010 года в спортивном зале школы состоялось торжественное закрытие игры “Зарничка-2010”. Родители учащихся выступили спонсорами игры, причем это предложение исходило от них. Каждому классу был вручен кубок, каждому участнику – медаль: либо за 1, 2 ,3 место, либо за участие (Приложение 3).

Наши дети, возглавляемые классными руководителями, активно включились в данную игру. И результат превзошел все ожидания. Мы видели глаза детей, классных руководителей и родителей – одним словом неподдельный восторг! По рассказам классных руководителей, родителей мы знаем, что наши дети стали смотреть фильмы о ВОв; при упоминании о Белорусском фронте сообщали родителям, что ним командовал маршал Жуков; в праздничные дни дети просматривали каждый концерт с ожиданием любимой песни “Синий платочек” (и, дождавшись, с воодушевлением подпевали исполнителям); провели совместно со своей семьей очень большую поисковую работу (писали и звонили родственникам на большую землю с просьбой (и даже требованием) предоставить информацию об истории семьи, причем для многих родителей было новостью, что их предками был пройден такой славный путь защитника Отечества).

На последнем заседании Совета родителей родители выразили желание, чтобы данная игра стала традиционной, они готовы оказать всестороннюю помощь.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Своеобразным итогом социального партнерства в школе в этом учебном году стала традиционная родительская конференция по теме “Содержание, формы и методы работы с учащимися школы по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Великой победы”. В ходе конференции были показаны выступления победителей игры “Зарничка”: в конкурсе чтецов – учащихся 1д класса, в фестивале-конкурсе военной песни – учащихся 2б класса, а также устный журнал “От Мурманска до Берлина”, подготовленный учащимися 4-х классов. В этом учебном году Совет родителей принял активное участие в жизни школы и предложил много разумных решений, помогающих педагогическому коллективу школы в воспитании наших детей. Родители участвовали в Международных олимпиадах, конкурсах, различных мероприятиях. Мы работали с родителями в самом тесном контакте. Поэтому, по традиции, на конференции были вручены благодарности самым активным родителям.

Итоги работы школы в прошедшем учебном году дают нам основания полагать, что начало социальному партнерству в школе положено, по крайней мере, первые два этапа функционируют.

Используемая литература

  1. Гуслякова Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы / Л.Г. Гуслякова, А.К. Мишин, В.В. Ткаченко; М-во образования РФ [и др.]. - Барнаул, 2003. - 106 с.
  2. Реморенко И.М. “Социальное партнерство” в образовании: понятие и деятельность//Новый город: образование для изменения качества жизни/И.М. Реморенко. - М.; СПб.: Югорск, 2003.