Цели:
- Обучающая: совершенствование навыков решения задач на применение первого признака равенства треугольников; закрепление умения доказывать теоремы.
- Развивающая: развитие математической речи учащихся, их памяти, внимания, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, обосновано делать выводы, умения преодолевать трудности при решении задач, а также познавательного интереса учащихся.
- Воспитывающая: воспитание навыков контроля и самоконтроля, воспитание правильной самооценки, аккуратности, внимательности, положительное отношение к обучению.
Задачи:
- Образовательные: знать определения и теоремы по данной теме, применять теоретические знания при решении устных, письменных и тестовых задач.
- Развивающие: уметь выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать имеющиеся знания, планировать и контролировать свою деятельность при выполнении заданий, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, математической речи и логического мышления.
- Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение слушать других, умение высказывать свою точку зрения, проводить рассуждения, доказательства при выполнении заданий.
Оборудование: материал для «Геометрического домино», задания для работы в парах, материал для самостоятельной работы.
Тип урока: урок решения задач.
Ход урока
Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии
А.С. Пушкин
I. Организационный момент
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Актуализация знаний
Устный опрос проводится в форме игры «Геометрическое домино». Учащимся раздается материал для игры (карточки с выделенными буквами), в ходе работы они должны собрать из букв имя греческого ученого, внесшего большой вклад в развитие геометрии (Евклид).
Вопросы для игры:
- Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются …
- Углы, у которых стороны одного угла являются продолжениями сторон другого.
- Фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.
- Две пересекающиеся прямые, образующие четыре прямых угла.
- Сумма длин трёх сторон треугольника.
- Рассуждения, с помощью которых устанавливается справедливость утверждения.
Карточки для игры.
- смежные углы
- вертикальные углы
- треугольник
- перпендикулярные прямые
- периметр
- доказательство
III. Решение задач по готовым чертежам.
1. Дано: ΔMPC = ΔDAB, MP = 12 см, CP = 8 см, A = 73°. Какое из следующих высказываний верно?
а) DB = 8 см, AВ = 12 см
б) M = 73°, AB = 8 см
в) AD = 12 см, P = 73°
г) AВ = 12 см, P = 73°
2. Дано: 1 = 2, AD = AB, ACB = 58°, ABC = 102°, DC = 8 см
Найти: ADC, ACD, BC.
3. Дано: BC = AD, 1 = 2, ACD = 42°, ADC = 108°, CD = 6 см.
Найти: AB, CAB, ABC
4. Решить задачу из РТ №58.
Работа в парах.
На каждую парту раздаются задания, учащиеся должны их выполнить в течение 5-7 минут.
№1.
На рисунке к задаче точка O – середина отрезка AB, AT = BP, OAT = OBP. Докажите, что точка O – середина отрезка PT.
№2.
На рисунке CAD = ACB, AD = BC. Докажите, что AB = CD.
№3.
Дано: AB = CB, ABH = СBH
Доказать: AH = HC.
5. Решить письменно задачу с полным оформлением на доске и в тетрадях. У доски решает ученик.
Дано: ABE = ECD, BE = CE, BK = LC, BKE= 110°
Доказать: ∆BEK = ∆ELC
Найти: ELC.
Наводящие вопросы:
- Назовите равные элементы ∆BEK и ∆ELC.
- Почему BKE = ELC?
- Чему равен ELC?
IV. Самостоятельная работа.
В–1.
1. Дано: 1 = 2, AB = BC.
Доказать: ∆ABD = ∆CBD.
2. Равные отрезки AB и CD точкой пересечения O делятся пополам. Докажите, что ∆AOC = ∆BOD, найдите AC, если BD = 12 см.
В–2.
1. Дано: AO=OC, BO=DO
Доказать: ∆ AOB=∆COD.
2. Равные отрезки MN и LP точкой пересечения О делятся пополам. Докажите, что ∆MOL = ∆NOP и найдите NP, если ML = 14 см.
V. Подведение итогов.
Домашнее задание РТ № 56, 57, 59. Учебник № 97, 98.