(с элементами тренинга)
Цель: уточнить знания педагогов о профессиональных качествах профессии воспитателя.
Форма: практикум (с элементами тренинга)
Оборудование: интерактивная доска, два стола (для двух групп), бумага А4, маркеры, тексты по теме, карандаши для упражнения-разминки (по числу участников).
План практикума:
- Вводная часть.
- Блиц-игра
- Определение цели и задач
- Работа в группах
- Упражнение-разминка «Карандаши»
- Рефлексия, анкета «Обратная связь»
Ход практикума.
1. Вводная часть.
Участники практикума регистрируются, занимают места за столами.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники практикума! Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что единственная на земле настоящая роскошь - человеческое общение. В процессе общения, как известно, происходят многие удивительные вещи: передается необходимая информация, обсуждаются важные вопросы, решаются многие проблемы.
2. Блиц-игра.
Ведущий. Я предлагаю настроиться на работу. В этом поможет блиц-игра. Правила простые: быстро отвечать на определенные вопросы, предварительно подняв руку.
Вопросы для блиц-игры
- Как заканчивается название известной сказки «Карлсон, который живет на …» (крыше)
- Какой камень науки грызут студенты? (гранит)
- Кто автор трактата о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики? (Ш. Амонашвили)
- Куда прибывает поезд? (на вокзал)
- Каким одним словом можно назвать кролика, козу, и корову? (животные)
- Кому из политических деятелей принадлежат слова: «Жить стало лучше, жить стало веселей?» (И.Сталину)
- Какое женское имя помогало советским солдатам в войне с фашистами? (Катюша)
- В какой стране был придуман светофор? (в Англии 1868 г.)
- Как называется программа для дошкольников, главная идея которой состоит в том, что каждый год жизни ребенка является становлением определенных психических процессов? («Радуга»)
- Кто из мультипликационных героев совершил кругосветное путешествие? (капитан Врунгель)
- Кому принадлежат слова: «Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать. Чтобы его знать, надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу»? (М .Монтессори) Подсказка. Именем этой женщины назван метод, центры и детские сады.
- Назовите актера, сыгравшего роль учителя истории в фильме «Большая перемена»? (М. Кононов)
- Как называется один из драматических жанров, в котором отражается смешное и несообразное в жизни? (комедия)
- Назовите нижегородского мастера-самоучку, создавшего телескоп, часы, микроскоп. Суворов говорил о нем: «У этого человека так много ума» Он еще изобретет ковер-самолет» (Иван Петрович Кулибин 1735-1818)
- Назовите поэта, которому принадлежат слова: «Даже маленький ребенок, не умеющий читать, только выйдя из пеленок, просит книжку показать» (С. Михалков)
- Как называется программа, цель которой - развитие изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления? (ТРИЗ)
3. Определение целей и задач практикума
Ведущий. Я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом, который принадлежит американскому психологу Джону Гордону; «Хватит повторять старые ошибки, пора делать новые – это и есть творчество». (Демонстрируется данный девиз на интерактивной доске) – небольшая дискуссия «Согласны ли вы с этим высказыванием»
Личность педагога находится в центре учебно-воспитательного процесса. Известно, что результатом педагогической деятельности являются, с одной стороны, формирование духовного мира воспитанников, их жизненной позиции, а с другой создание нового эффективного опыта работы, развитие личности самого педагога, рост его профессионального мастерства. Нельзя заставить педагога быть творческим. Он должен сам хотеть этого. Задача руководителя – побудить педагога к творческой деятельности, т.е. создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности работой создается в группе творческих педагогов. Сегодня мы с вами попытаемся рассмотреть профессиональные качества педагога, познакомимся с требованиями, которые выдвигает образование.
4. Работа в группах по теме практикума
- (каждой группе выдается текст, с которым они знакомятся, обсуждают и лидер группы высказывает мнение группы).
- Презентация «Профессиональные качества педагога»
Оценка качеств творческого педагога от 1 до 10 баллов (ведущий зачитывает качества, участники оценивает их на отдельных листочках).
5. Упражнение – разминка «Карандаши»
Карандаши зажимаются указательными пальцами рядом стоящих участников по кругу и все вместе выполняются под команду ведущего упражнения:
- поднять руки, опустить;
- вытянуть руки вперед, затем назад, вернуться в исходное положение;
- сделать шаг вперед, два шага назад (сужение и расширение круга);
- наклониться вперед, назад, выпрямиться;
- присесть, встать