Цели и задачи урока: Проверить, систематизировать и закрепить ранее полученные знание о ПТК на территории России обучающимися. Знание и понимание основных закономерностей распределения природных зон. Проверить знание обучающихся основных терминов и понятий по теме. Работать с различными источниками географической информации о ПТК и природных зонах. Показывать на географических картах местоположение основных природных зон России. Составлять характеристики природных зон Саратовской области.
Методы и формы обучения: урок-зачет, в ходе которого обучающиеся выполняют тестовые и практические задания.
Тип урока: проверка изученного материала.
Учебно-наглядный комплекс: Карты России - физическая, климатическая, почвенная, природные зоны. Презентация к уроку.
Ход урока
I. Проверка знаний распределения природных зон по территории России и их характерных признаков.
1. Распределение природных зон с севера на юг по территории России. ( Проверка задания - работа у доски по физической карте России, назвать и показать природные зоны России)
2. Выделить верные признаки природных зон - арктические пустыни, зона тундры, зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона полупустыни и пустыни. ( проверка 13- 14 правильных ответов оценка «5», 9-12 правильных ответа оценка «4», 6 - 8 правильных ответа оценка «3» ).
Выявить уровень знаний обучающихся об особенностях природных зон.
1. Арктические пустыни.
А. зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;
Б. избыточное увлажнение, много озер и болот;
В. зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана;
Г. лето короткое и холодное;
Д. почвы подзолистые. (А, Г)
2. Зона тундры.
А. выпадает много осадков;
Б. увлажнение избыточное;
В. самая большая по площади природная зона России;
Д. территория зоны- огромные пастбища домашних олений. (Б, Д)
3. Зона тайги.
А. избыточное увлажнение, много озер , рек и болот;
Б. главная ценность плодородные почвы;
В. преобладают хвойные деревья;
Д. зима холодная, лето теплое. (А, В, Д)
4. Зона смешанных и широколиственных лесов.
А. суровая зима;
Б. почвы дерново- подзолистые, серые лесные, бурые лесные;
В. увлажнение не достаточное;
Д. растут дуб, клен, липа. (Б, Д)
5. Зона степей.
А. зона расположена на юге Русской равнины;
Б. увлажнение не достаточное;
В. значительная часть зоны распахана;
Д. почвы не плодородны. (А, Б, В)
6. Полупустыни и пустыни.
А. растения: бук, каштан;
Б. реки полноводные , много озер;
В. встречаются опасные насекомые;
Д. растения имеют длинные корни. (В, Д)
Сразу по окончании работы проводится проверка.
II. Сообщение домашнего задания обучающихся с презентациями
Национальные парки и заповедники России.
III. Физминутка (2-3 минуты)
IV. Проверить уровень усвоения обучающимися основных терминов и понятий по теме «Природные комплексы России» (географический диктант).
- Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов на определенной территории. (ПТК)
- Территория, на которой охраняется в естественном состояние растительный и животный мир. (ЗАПОВЕДНИК)
- Закономерная смена природных условий , природных зон, ладшафтов в горах. (ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ)
- Природные комплексы измененные в результате хозяйственной деятельности человека. (АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ)
- Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных. (ГУМУС)
- Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства. (ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ)
- Закономерная смена природных зон на равнинах. ( ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ)
Все тестовые задания также индивидуально раздаются обучающимся на парту.
V. Практическая работа «Природные зоны Саратовской области»
(работа с атласом и контурными картами, составить характеристику природной зоны Саратовской области по выбору обучающимися).
Проверить умения обучающихся самостоятельно составлять характеристики природных зон.
План характеристики природной зоны.
- Географическое положение.
- Особенности климата.
- Типичные растения и их приспособленность к условиям жизни.
- Типичные животные.
- Преобладающие почвы.
- Основные виды хозяйственной деятельности человека.
- Созданные охранные территории в пределах данной территории.
VI. Итог урока
Выставление оценок. Домашнее задание.