Природные комплексы России

Разделы: География


Цели и задачи урока: Проверить, систематизировать и закрепить ранее полученные знание о ПТК на территории России обучающимися. Знание и понимание основных закономерностей распределения природных зон. Проверить знание обучающихся основных терминов и понятий по теме. Работать с различными источниками географической информации о ПТК и природных зонах. Показывать на географических картах местоположение основных природных зон России. Составлять характеристики природных зон Саратовской области.

Методы и формы обучения: урок-зачет, в ходе которого обучающиеся выполняют тестовые и практические задания.

Тип урока: проверка изученного материала.

Учебно-наглядный комплекс: Карты России - физическая, климатическая, почвенная, природные зоны. Презентация к уроку.

Ход урока

I. Проверка знаний распределения природных зон по территории России и их характерных признаков.

1. Распределение природных зон с севера на юг по территории России. ( Проверка задания - работа у доски по физической карте России, назвать и показать природные зоны России)

2. Выделить верные признаки природных зон - арктические пустыни, зона тундры, зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона полупустыни и пустыни. ( проверка 13- 14 правильных ответов оценка «5», 9-12 правильных ответа оценка «4», 6 - 8 правильных ответа оценка «3» ).

Выявить уровень знаний обучающихся об особенностях природных зон.

1. Арктические пустыни.

А. зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;
Б. избыточное увлажнение, много озер и болот;
В. зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана;
Г. лето короткое и холодное;
Д. почвы подзолистые. (А, Г)

2. Зона тундры.

А. выпадает много осадков;
Б. увлажнение избыточное;
В. самая большая по площади природная зона России;
Д. территория зоны- огромные пастбища домашних олений. (Б, Д)

3. Зона тайги.

А. избыточное увлажнение, много озер , рек и болот;
Б. главная ценность плодородные почвы;
В. преобладают хвойные деревья;
Д. зима холодная, лето теплое. (А, В, Д)

4. Зона смешанных и широколиственных лесов.

А. суровая зима;
Б. почвы дерново- подзолистые, серые лесные, бурые лесные;
В. увлажнение не достаточное;
Д. растут дуб, клен, липа. (Б, Д)

5. Зона степей.

А. зона расположена на юге Русской равнины;
Б. увлажнение не достаточное;
В. значительная часть зоны распахана;
Д. почвы не плодородны. (А, Б, В)

6. Полупустыни и пустыни.

А. растения: бук, каштан;
Б. реки полноводные , много озер;
В. встречаются опасные насекомые;
Д. растения имеют длинные корни. (В, Д)

Сразу по окончании работы проводится проверка.

II. Сообщение домашнего задания обучающихся с презентациями

Национальные парки и заповедники России.

III. Физминутка (2-3 минуты)

IV. Проверить уровень усвоения обучающимися основных терминов и понятий по теме «Природные комплексы России» (географический диктант).

    1. Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов на определенной территории. (ПТК)
    2. Территория, на которой охраняется в естественном состояние растительный и животный мир. (ЗАПОВЕДНИК)
    3. Закономерная смена природных условий , природных зон, ладшафтов в горах. (ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ)
    4. Природные комплексы измененные в результате хозяйственной деятельности человека. (АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ)
    5. Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных. (ГУМУС)
    6. Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства. (ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ)
    7. Закономерная смена природных зон на равнинах. ( ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ)

Все тестовые задания также индивидуально раздаются обучающимся на парту.

V. Практическая работа «Природные зоны Саратовской области»

(работа с атласом и контурными картами, составить характеристику природной зоны Саратовской области по выбору обучающимися).

Проверить умения обучающихся самостоятельно составлять характеристики природных зон.

План характеристики природной зоны.

    1. Географическое положение.
    2. Особенности климата.
    3. Типичные растения и их приспособленность к условиям жизни.
    4. Типичные животные.
    5. Преобладающие почвы.
    6. Основные виды хозяйственной деятельности человека.
    7. Созданные охранные территории в пределах данной территории.

VI. Итог урока

Выставление оценок. Домашнее задание.

Презентация.