Цели:
- познакомить учащихся с различными видами преобразования графиков функций:
- сдвиг (параллельный перенос) вдоль оси Х, оси У;
- сжатие/ растяжение вдоль оси Х, оси У; - сформировать умение использовать различные преобразования при построении графиков квадратичной функции;
- познакомить с графическим способом решения уравнений.
Оснащение:
- установленная в компьютерном классе программа Graph16;
- листы-протоколы для каждого учащегося;
- справочный лист (шпаргалка) для каждого учащегося;
- цветные карандаши, простой карандаш, ручка, линейка, ластик.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
- знать свойства функции у=х2;
- уметь строить график функции у=х2;
- уметь определять координаты оси симметрии (абсциссу вершины) по аналитической записи функции;
- в среде Graph16 учащиеся должны уметь:
- устанавливать параметры экрана;
- строить график квадратичной функции, менять цвет графика;
- строить горизонтали.
Организация лабораторной работы:
Распределить учащихся по 1-2 человека за компьютер.
Выдать каждому «Шпаргалку». Пользуясь рекомендациями «Шпаргалки», учащиеся должны подготовить экран к работе.
Выдать каждому «Лист-протокол». Задача учащихся – заполнить лист-протокол, проведя необходимые исследования. По ходу выполнения лабораторной работы, каждый учащийся самостоятельно вносит в свой лист-протокол необходимые записи и зарисовки.
Результаты наблюдений, полученные в данной лабораторной работе, следует обсудить и систематизировать на последующих уроках алгебры.
Методические комментарии к лабораторной работе:
Эта работа выполняется в 9 классе на 1-2 уроке по теме «Квадратичная функция», как урок знакомства с новым материалом.
Первые 7-9 минут лабораторной работы отводятся на освоение компьютерной среды Graph16.
Задание 1 направлено на установление закономерностей при сравнении аналитических записей функций и их графиков, т.е как различные коэффициенты влияют на вид графика, на его преобразование по отношению к графику функции у=х2.
При выполнении задания 2 закрепляется навык выделения полного квадрата из квадратного трехчлена, а также происходит первичное усвоение полученных знаний о видах преобразования графиков функций.
Задание 3, задание 4 направлены на применение полученных знаний и умений в нестандартных ситуациях с использованием знаний и умений по другим темам.
Задание 1, задание 2 – это обязательный для выполнения минимум (на «3»). Для получения хорошей или отличной оценки учащимся предлагается выполнить задание 3, задание 4.