Цель: познакомить с опасными животными Чёрного моря
Задачи:
- Образовательная: способствовать расширению и представлению кругозора детей, об обитателях морей.
- Воспитательная: способствовать привитию у детей любви к морским животным, уметь и замечать красоту морских обитателей.
- Развивающая:
- способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса
- формирование умения работать в группе сверстников
- способствовать развитию творческих способностей младших школьников
Оборудование: презентация, раздаточный материал в виде опросников, карточки с изображением жителей моря, карта Краснодарского края, контурная карта для индивидуальной работы, сообщения детей ,карандаши цветные для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Посмотри: до горизонта
Все вода, вода, вода
Здесь гуляют на просторе
Корабли и катера.
Разгулялся ветер на его просторе,
И поднялись волны
И проснулось море.
-Как вы думаете, почему я прочитала именно этот отрывок, о море?
(Мы будем говорить о море)
-Да, сегодня мы с вами будем говорить не только о море , но и отправимся в необычное путешествие. Мы будем исследовать морские глубины, чтобы получше узнать, какие опасности таят эти чудесные воды. А опустится нам поможет удивительный аппарат, который называется батискаф.
-Ребята, кто знает, что такое Батискаф?
Батискаф- это стальной шар. Окна в нём из твёрдого стекла. В шар через дверь люк залезает человек. Для того , чтобы батискаф опустился на глубину, его нагружают дробью, она и тянет его на дно.
А мы будем с вами загружать батискаф информацией.
- Говорить мы будем с вами об обитателях морей, узнаем кто живёт в морских глубинах. И каких морских животных считают опасными?
Мы живём на берегу прекрасного моря. Как оно называется?
(Чёрное море)
-Посмотрите на карту нашего края , какие моря омывают наш край?
-Как они называются?
(Азовское море, Чёрное море)
-Покажите эти моря на карте.
( у доски ребёнок находит и показывает моря омывающие наш край)
-А вы знаете почему у них такие названия?
( выслушать ответы детей)
-Чёрное море на берегу которого мы с вами живём в переводе обозначало- негостеприимное море, а вот Азовское море - рыбное море.
-Итак, аппарат загружен и мы начинаем медленно опускаться.
2. Работа с контурными картами:
(у каждого ученика на парте лежит контурная карта Краснодарского края и омывающими его морями)
-Давайте сейчас найдём эти два моря у себя на контурных картах и подпишем их.
-Раскрасьте моря. Как вы их раскрасите?
(возле берега море будут светлее, а дальше от берега темнее.)
-Почему?
(звучит фонограмма шума моря)
-Закройте глаза и представьте, что мы с вами погружаемся всё глубже и глубже.
На глубине моря посмотрим, понаблюдаем, какие животные обитают в морях.
(слайд 1-16)
-Мы познакомились с вами с некоторыми обитателями морей, а сейчас давайте познакомимся и с обитателями нашего Чёрного моря
3.Физминутка
-Я вижу вы немножко устали. Встали и давайте представим, что мы у моря.
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.Вместо раз-это брасс.
Одной рукой -это кроль.
Дно морское изучаем
И награды получаем.
-Чёрное море дружелюбное море, здесь практически не водится опасных для человека- даже для детей!- животных. Вот те немногие обитатели Чёрного моря, которые могут нам доставить неприятности.
(дети подготовили сообщения и рассказывают об обитателях моря при показе слайдов)
Опасные животные Чёрного моря (слайд17)
Медуза- аурелия (слайд18)
Она не такая ядовитая, как корнерот, но обжечь слизистую глаз или края губ может больно; поэтому лучше не кидаться медузами друг в друга . Ядовитые клетки находятся на бахроме маленьких щупалец которые находятся вокруг купола медузы. Если трогали медузу, даже дохлую- ополосните руки- на них могут остаться ядовитые клетки, и если вы потрёте глаза - обожжётесь
-А это главные обитатели морей.
Медуза корнерот (слайд 19)
Её легко отличить по мясистому, похожему на колокол, купол и тяжёлой бороде под ним. На этих кружевных лопастях и находятся ядовитые клетки. Старайтесь оплывать их стороной; но вообще то обычная крапива обжигает сильнее, чем корнерот.
Морской дракончик (слайд 20)
Вытянут похож на змею с большой головой. Живет на дне моря он любит песок , ил, в который он зарывается подстерегая добычу. Чувствуя опасность, дракончик расправляет чёрный веер спинного плавника, все пять лучей которого – колючки. Укол дракончика гораздо серьёзнее, чем у скорпены. В случае такого укола нужно обратится к врачу.
Морской ёрш (слайд 21)
Это настоящее чудовище - большая голова, покрыта рожками, выпученные багровые глаза, огромный рот с толстыми губам. Если его потревожить он растопыривает колючки и из каждой колючки выделяется яд. Так он защищается от врагов. А своими челюстями с множеством кривых зубов он нападает на рыбок. Они бывают разного цвета
Скат-хвостокол, морской кот (слайд 22)
Скаты - родственники акул. Боков у ската нет, только спина и брюхо, верх и низ.
Скорпена заметная (слайд 23)
.Раны от шипов скорпены причиняют жгучую боль, место от укола краснеет и распухает может быть температура и недомогание. Если вы пострадали от колючек обратитесь к доктору. Случайно на скорпену никто не наступает - страдают чаще любопытные ныряльщики, рыболовы
-В Чёрном море живёт скат морская лиса. Он безопасен если не пытаться схватить его за хвост, покрытый колючками.
Больше никого вредного и опасного в Чёрном море нет- ни электрических скатов, ни акул-людоедов. Единственная акула катран она бывает не больше метра в длину, боится людей и редко подходит к берегу.
-Вот мы и познакомились с вами с обитателями морей и нашего Чёрного моря.
Если вы внимательно смотрели и слушали своих одноклассников, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.
(слайды 24-27)
4. Индивидуальная работа
(раздаются карточки-опросники для индивидуальной работы и взаимопроверки)
5. Работа в группах (дети разбиты на группы до начала урока)
-У каждой группы лежат карточки с изображением морских жителей. Вам нужно выбрать только те карточки , где изображены жители наших морей, среди них найти опасны животных Чёрного моря и прикрепить к карте на доске.
-Вот мы и на самом дне. Но пора заканчивать наше путешествие, освобождаться от дроби при помощи которой мы опустились, батискаф устремляется вверх.
6. Подведение итогов урока.
-Хищная охота и сбор редких морских животных, о которых мы сегодня говорили, ставят обитателей морей и океанов на грань исчезновения. А так же нефть, которая разливается при перевозке на танкерах, губит птиц, рыб и других обитателей морских глубин.
Люди зачастую тоже используют море для свалки опасных отходов, отравляя при этом обитателей, и угрожая здоровью связанных с ним людей.
- А чем мы с вами можем помочь в спасении морей?
(ответы детей)
-Сегодня на уроке, вы все работали замечательно. И вам на память, хочу раздать фигурки морских звёзд.( раздаются фигурки ученикам всего класса)
(Выставление оценок за работу на уроке.)