Сегодня наши дети живут в мире “говорящей техники” и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и словарь их становится скудным, речь безграмотной.
Я работаю в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с различными видами нарушений. В моей группе присутствуют дети с ДЦП, у которых наблюдаются проблемы формирования артикуляции, обусловленной патологией рефлекторного развития, лексико-грамматические нарушения, опосредованно связанные с сенсомоторной недостаточностью, обильная саливация (слюнотечение). Так же дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти, лексико-грамматической стороны речи, нечеткость произнесения ряда звуков, нестойкость употребления нарушенных звуков в речи, замена одних звуков другими, более простых по артикуляции, ввиду снижение тонуса артикуляционных мышц. Также группу посещаю дети с ринолалией и моторной алалией.
В своей работе я использую различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из них является, кружковая работа по театрализованной деятельности, которая способствует коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения.
Основная цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Во время занятий кружка, ставлю перед собой следующие задачи:
Образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся к звуковой и смысловой сторонам), развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков, совершенствование слоговой структуры слова, уточнение структуры предложения, совершенствование связных высказываний;
Воспитательные: воспитание духовности, личностных качеств детей (креативности, эмпатии, симпатии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и др.)
Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильного дыхания, развитие темпо-ритмической стороны речи.
При этом важна именно система воздействия направленная на достижение поставленных целей и задач и прежде всего не на подготовку “ШОУ”, а на развитие и воспитание каждого ребенка имеющего нарушения: раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности, а также является развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Работа кружка проходит в форме занятий, система проведения, которых, предполагает три последовательных этапа.
На первом этапе, мы совместно с детьми обсуждаем и подбираем сказку и музыкальное сопровождение. (“Кукляндия” М.И. Родина, А.И. Буренина)
На втором этапе – подготовка к представлению. Это выполнение упражнений: для рук, для пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи, распевки на автоматизацию звуков, работа над дыханием и дикцией. Так же включаем игры - импровизации с куклами и без кукол, этюды и тренинги. В ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь. На этом этапе мы готовим кукол, атрибуты и костюмы к сказкам, подбираем роли каждому ребенку индивидуально.
Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность, обогащается словарь, происходит развитие артикуляционной, мелкой и общей моторик, освоение техники управления куклой на ширме или на полу. Разучиваем монологи, потешки, скороговорки, разыгрываем сценки для кукольных спектаклей. Учимся общаться со зрителем, чувству партнерства, двигаться и ощущать пространство сцены или ширмы, выходим на поклон.
Так же на этом этапе мы подключаем родителей, которые помогают дома детям выучить роль.
На третьем этапе проходит презентация сказки. Зрителями являются педагоги, родители, а также воспитанники нашего детского сада. Показываем сказки на открытых мероприятиях и праздниках. В скором будущем надеемся на показ в других детских садах.
Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов. Дети – логопаты показывают средний и высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки.
Народная мудрость гласит: “Ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Детское творчество - важнейшая глава этой великой книги. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов”.