Интегрированные контрольные работы как средство мониторинга и диагностики образовательных достижений обучающихся

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к познавательной активности и интеллектуальным способностям подрастающего поколения. В свете новых социальных запросовобщества целями образования являются общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важной задачей современного образования становится формирование совокупности универсальных учебных действий, которое подразумевает не только освоение учащимися конкретных предметныхзнаний, но и формирование способности учащегося к саморазвитию, самосовершенствованию.

Важнейшей целью начального образования является развитие личности младшего школьника с учетом его индивидуальных особенностей.Введение новых образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, к содержанию контрольно-измерительных материалов и самим критериям оценивания. Новые стандарты предполагают, что по окончании начальной школы учащиеся должны иметь не только определённый запас так хорошо знакомых нам знаний, умений и навыков. Выпускник начальной школы должен обладать определённым уровнем сформированности универсальных учебных действий.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться. В более узком значении означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений. Основными функциями универсальных учебных действий являются:

  • обеспечение возможности учащегося самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, выработка навыков и компетентностей в любой предметной области.

Особенно актуальной формой контроля результатов обучения универсальным учебным действиям являются интегрированные проверочные работы, которые предполагают, что на основе одного текста можно проверить не только понимание прочитанного, но и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру. Эти работы позволяют определить уровень сформированности таких общеучебных умений и навыков, как:

  • понимание учебной задачи;
  • выбор способов деятельности;
  • умение выделять основное в предложенной информации;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, чтоименно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.

В настоящее время учитель не обладает достаточно широким инструментарием для проведения таких работ. Нами разработаны интегрированные проверочные работы для 1–4 классов. Представленные варианты могут быть использованы в качестве тренировочных работ. Все предлагаемые ниже интегрированные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика, а также помочь учителю увидеть пробелы в знаниях учащихся, на которые надо обратить внимание, и повторить определённые разделы курса.

Приложение 1, 2, 3, 4