Цели:
- заинтересовать ребят историей физики;
- продолжить формирование интереса к предмету; показать связь физических явлений с жизнью, с профессией;
- вспомнить основные правила, изученные в течение года, сформировать представление о единстве законов физики и природы, использовании их в жизнедеятельности человека.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, звёзды - 50 штук, карточки с цифрами от 1 до 6
Ход игры
Ведущий:
Здравствуйте! Сегодня наш урок называется "Физика на кухне". В каждой современной кухне есть множество приборов, электроприборов, которые мы используем ежедневно и не задумываемся над тем, что действия этих приборов или их применение объясняется физическими законами или явлениями. А разобраться в этом нам поможет интеллектуальная игра "Звёздный час".
ЖЮРИ: :..
В игре принимают участие 7 игроков, остальные зрители тоже являются участниками игры.
Правила игры таковы: перед участниками на их рабочих столах находятся карточки с цифрами от 1 до 6. В 1 туре на заданный вопрос вы поднимаете карточку с номером, который вы считаете правильным ответом. За верный ответ каждый получает звезду и делает шаг вперед вместе с рабочим местом. Первый дошедший до последней линии выходит во 2 тур и продолжает на месте набирать звёзды, во второй тур выходят те участники, у которых больше всех звёзд, у кого меньше всех или оставшийся позади всех выбывает из игры, получая при этом утешительный приз. (Призы находятся в коробках под номерами).
Итак, мы начинаем.
1 тур "Великие" открытия
1вопрос: Какое изобретение Архимеда используется в устройстве мясорубки (ВИНТ)
2вопрос: Какой простой механизм лежит в основе принципа действия консервного ножа (РЫЧАГ)
3 вопрос:
Назовите единственный бытовой прибор, который изобрела женищина? (ПОСУДОМОЕЧНАЯ МАШИНА) 1893 г. в Чикаго американкой Джозефиной Кокрейн
4 вопрос: Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн широко известен своим открытием теории относительности. Но он сделал еще одно изобретение - какое?
ХОЛОДИЛЬНИК, работающий на спирту)
Ведущий: Все эти приборы вы часто используете на кухне. Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача связать их с приборами, изображенными на экране.
1. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ: ВЕСЫ
2. На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: ДИНАМОМЕТР, КАНТАРЬ)
3. Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: ЧАСЫ)
4. Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: МЕНЗУРКА
5. Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Ответ: ТЕРМОМЕТР)
Отсев первого игрока
2 тур "Пословицы и поговорки"
Ведущий: на экране написаны буквы - обозначения физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, длина. Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствии одну из этих величин. Звезда тому, кто первый поднимет карточку с правильным ответом.
Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (Ответ: СКОРОСТЬ)
Вопрос зрителям:
1. B работе каких приборов учитывается эта величина? (миксер, взбивальная машина и т. д)
2. С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь - один раз отрешь; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: ДЛИНА)
ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ: ГДЕ УЧИТЫВАЕТСЯ ЭТА ВЕЛИЧИНА? В нарезке овощей
3. Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет. (Ответ: СИЛА)
Вопрос зрителям:
4. Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь - домой не донесешь. (Ответ: МАССА)
ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:
Отсев второго участника
3 тур "Физические законы и явления"
1 вопрос:
Какое физическое явление происходит при приготовлении чая? (ДИФФУЗИЯ)
ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ: примеры диффузии на кухне (консервирование, распространение запахов и:)
2 вопрос:
Каким видом теплопередачи руководствуется повар при выборе чугунной сковороды для выпечки блинов? (ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ)
ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ: Кто сможет это объяснить? ( У чугуна очень маленькая теплопроводность по сравнению с другими металлами, поэтому он долго нагревается и долго "держит" тепло)
3 вопрос:
Какие физические явления лежат в основе устройства термоса? (ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ, ИЗЛУЧЕНИЕ)
ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ: где теплопроводность, а где излучение? (воздушная прослойка и зеркальная колба)
4 вопрос:
Для того, чтобы чай в стакане остыл мы его помешиваем ложечкой. Как называется это явление? (КОНВЕКЦИЯ)
ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ: А кто мне скажет это вынужденная конвекция или естественная, например?
5 вопрос:
почему лопается стеклянный стакан, если в него налить кипяток? А с фарфоровой чашкой этого не происходит (РАСШИРЕНИЕ)
ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ: что необходимо сделать, чтобы этого не произошло? (опустить в стакан ложечку)
Отсев третьего игрока
Ведущий:
По принципу действия все электроприборы можно разделить на несколько групп
КТО ПЕРВЫЙ ПОДНИМЕТ ТАБЛИЧКУ С ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТОМ, ТОТ ПОЛУЧАЕТ ЗВЕЗДУ
1 вопрос: работа какого электрического прибора основана на законе Джоуля - Ленца? (ЧАЙНИК)
2 вопрос: какой из электроприборов можно назвать тепловой машиной, работающей по обратному циклу? (ХОЛОДИЛЬНИК) на слайде (электроплита, холодильник, кофеварка, вафельница, микроволновка)
3 вопрос:
В каком электроприборе происходит взаимодействие электромагнитного излучения и вещества? (МИКРОВОЛНОВКА)
4 вопрос:
В работе какого прибора используется действие силы Ампера на проводник с током в магнитном поле (МИКСЕР)
Отсев четвертого участника
4 тур "КУБИКИ"
На экране слайд с буквами. На выпавшие буквы нужно подобрать физические термины, которые с нее начинаются. Тот, кто больше набирает этих слов, получает звезду.
Отсев пятого участника, при равенстве слов остается тот, у кого больше звёзд.
ФИНАЛ:
Ведущий: Составьте как можно больше слов из слова ДИНАМОМЕТР
При чтении, если слова заканчиваются у участника, он может отдать бонусную "звезду", которая засчитывается как слово. Побеждает тот, кто больше коротких слов составил. Награждения
Всем спасибо за работу