В настоящее время каждый учитель заинтересован в том, чтобы наиболее эффективно использовать современные информационные технологии (ИКТ) на своих уроках. Действительно, с их помощью можно просто и наглядно представить все составляющие части современного урока, эффективно провести свое выступление на конференции, сделать незабываемым внеклассное мероприятие. Однако на начальном этапе педагоги сталкиваются с проблемой использования нового оборудования и адаптации всего учебного материала под мультимедийный или интерактивный стандарт. Это требует разработки совершенно новых методов и методик преподавания, что, в свою очередь, рождает новый прогрессивный формат проведения занятий.
На основе опыта внедрения интерактивных технологий в учебный процесс (а именно, использования интерактивных досок), комплекс обучающих мероприятий, должен состоять из следующих направлений:
- Презентации возможностей интерактивной доски и соответствующего программного обеспечения;
- Информационно-практические семинары;
- Мастер-класс "Интерактивные технологии в помощь учителю";
- Создание собственного урока с использованием интерактивной доски.
После окончания данных обучающих мероприятий учитель должен уметь:
- Работать с интерактивной доской;
- Эффективно использовать программное обеспечение, поставляемое с данным оборудованием;
- Успешно проводить занятия с использованием интерактивных устройств.
Предлагаемая программа курса обучения учителей-предметников внедрению интерактивных технологий в учебный процесс опробована в школах Московского района г. Нижнего Новгорода. I часть курса может проводить как приглашенный специалист, так и учитель информатики (в силу специфики предмета обучения). Во II части курса (семинарах) принимают участие несколько учителей школы, подготовившие выступления по наиболее актуальным вопросам использования интерактивных досок. Мастер-класс проводят учителя школы, пожелавшие принять участие в разработке уроков. Курирует программу заместитель директора школы по информационным технологиям. Зачет по программе принимает комиссия, сформированная директором школы.
Программа курса "Интерактивные технологии в работе учителя-предметника"
Содержание занятий | Вид занятий | Продолжительность |
I. Презентации возможностей интерактивной доски и соответствующего программного обеспечения. | ||
Правила работы с интерактивными
устройствами: - как правильно установить; - правила техники безопасности при работе. Калибровка интерактивного экрана. Использование маркера (или руки), виртуальной клавиатуры. Возможности интерактивной доски: движение объектов, шторка, выделение, фотографирование экрана |
Лекция | 2 часа |
Знакомство с интерактивной доской | Практическая работа | 1 час |
Компоненты ПО: - установка ПО; - использование галереи; - сохранение, экспорт и импорт файлов; - инструменты ПО. |
Лекция | 2 часа |
Знакомство с программным обеспечением | Практическая работа | 1 час |
II. Информационно-практические семинары. | ||
Использование интерактивной доски на
уроках: - создание урока по предмету (пример); - создание тестовой программы (пример); - использование интерактивной доске при опросе учащихся (пример). |
Семинары | 2 семинара по 2 часа (с обсуждением) |
III.Мастер-класс "Интерактивные технологии в помощь учителю". | ||
Мастер-класс "Урок с интерактивной доской" | Мастер-класс | 2 часа (с обсуждением) |
IV. Создание собственного урока с использованием интерактивной доски | ||
Создание собственного урока с использованием интерактивной доски | Практическая работа | 2 урока по 2 часа |
Защита проекта | Зачет | 1 час |
Итого: | 15 часов |
Самым интересным этапом является защита проектов - уроков, созданных учителями-предметниками. Авторы уроков с удовольствием рассказывают о своей работе.
Далее, по мере приобретения и отработки практических навыков, все большее число учителей принимает участие в различных конкурсах, проводимых в сообществах сети Интернет. Учителя разрабатывают предметные уроки с использованием интерактивного оборудования, привлекают к данной работе учащихся, а иногда и родителей. Тем самым значительно расширяют и углубляют свои умения и навыки в работе с интерактивным оборудованием.
Как результат этой деятельности в школе создается "банк методико-педагогических работ учителей". Администрация школы должна поддерживать педагогов-новаторов, использующих интерактивное оборудование, оказывать методическое содействие в плане повышения ИКТ-компетентности, творческого и профессионального роста.
Наш опыт работы показывает, что учителя приняли и активно используют в своей повседневной практике новое интерактивное оборудование и не хотят возвращаться к прежним методам ведения уроков. Поменялись их взгляды на учебный процесс в целом. Учитель верит в изменение учебного процесса к лучшему и ждет расширения спектра интерактивных услуг.