Цель: воспитание бережного отношения к родной природе.
Задачи мероприятия:
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие чувства коллективизма;
- воспитание здорового образа жизни.
Методы и приемы:
Оформление:
- Стенд с рисунками на тему: «Чистый край – здоровый край»
- Плакаты с цитатой: «Поселок, выросший из природы, угрожает теперь природе», «Поселок, созданный человеком, властвует над человеком».
- Для сценки «Туристы» – декорация поляны.
- Для сценки «Богатыри» – изображение камня.
- Презентация с видами родного края.
Действующие лица:
- Ведущий
- Туристы 1-3 – в походной одежде, с рюкзаками
- Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
- Микробы 1-2 – в потрепанной одежде
- Уборщица – с метлой в руке
Ход мероприятия
Ведущий: среди всех современных проблем, стоящих перед мировым сообществом особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды. Многие люди считают, что источником загрязнения является только химическое производство, и лишь некоторые задумываются над тем, какой огромный вред природе наносит сам человек.
Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Так, к концу XX века общее число отходов составляло 100 мрд. тонн ежегодно.
Каждый день в городах образуется огромное количество бытовых отходов. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем. Сейчас в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250-300кг твердых бытовых отходов.
А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли бы быть цветники, парки, леса.
(Входят туристы, бродят по поляне)
Турист (1)
Сегодня мы пошли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Турист (2)
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
Турист (3)
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он все вместит!
Лес, он что, ничей?
Турист (1)
Ничей!
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги, руби и бей!
Турист (2)
Урны нет!
Турист (3)
Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем.
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
Турист (1)
Мы – цари! Молчи, Природа.
Все здесь наше – лес и воды!
(Туристы 1-3 уходят.)
Ведущий: Как же сократить это огромное количество выбрасываемого мусора? К тому же многие виды мусора становятся серьезной проблемой, например, батарейки, пластмасса, автомобильные аккумуляторы.
При попадании на свалку многие химические соединения, например полиэтилен, разлагаются очень медленно и могут проникнуть в реки и грунтовые воды, а при сжигании выделяют в атмосферу ядовитые вещества – диоксиды.
А сейчас вы увидите еще одну сценку, которая называется «Богатыри».
(Входят Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. На поляне лежит камень)
Илья Муромец: Эх, полюшко-поле! Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища…
Алеша Попович: Тут что-то написано. (Подходит к камню, читает надпись.) Налево пойдешь – на завод попадешь. Направо пойдешь – на свалке пропадешь. Ну и заехали мы!
(Снимает шлем, вытирает испарину со лба).
Добрыня Никитич: Глядите, туча черная над полем стелется – не к добру все это! Неужто темные силы, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов!
Илья Муромец: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов, а дым из труб валит.
Алеша Попович: А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле? Отчего трава на нем пожухла, и ступить некуда?
Илья Муромец: Оттого, что много лет кидал здесь человек что ни попадя, и теперь трава попорчена и дороги прямой не найдешь.
Добрыня Никитич: Ну, а горы мусора страшные со всех сторон окружили нас, словно змей поганый стелется по земле-матушке!
Алеша Попович: Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!
Илья Муромец: Нет, не зря, братья мои! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберем! Видать опять наше время пришло, богатырское!
(Богатыри уходят)
Ведущий: Приведу вам некоторые данные науки, изучающей проблемы засорения природы.
- Ученые обнаружили в Афинах первую в истории муниципальную свалку, которая относится к 400 г. до н. э.
- В 1775 г. в Лондоне появились первые мусорные баки.
- В Англии в 1810 г. была изобретена жестяная консервная банка, занимающая теперь «почетное» место на свалке.
- Производство целлулоида – первой пластмассы началось в 1869 г.
- В 1897 г. швейцарский химик Якоб Брандербергер изобрел полиэтилен.
- В США в 1932 г. изобрели машины, прессующие мусор.
- В 1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, остающаяся до сих пор крупнейшей в мире.
- Конгресс США в 1965 г. принимает акт об утилизации твердых отходов.
- В 1992 г. Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.
Откуда же берется мусор? Его производит сам человек: промышленная продукция после использования становится мусором.
Есть продукты длительного пользования: телевизоры, холодильники, велосипеды. Но есть и то, что используется неделю, месяц, а иногда и один день.
А как у вас дома обращаются с мусором? Задумываетесь ли вы и ваши родители о загрязнении природы?
(Входят Микробы 1-2)
Микроб (1): Ну вот, наконец-то мы добрались к вам, ребята. Здесь для нас просто рай!
Микроб (2): Мы уже везде побывали. Да мы везде и есть: и в воздухе и в воде. А сколько нас на руках?! Мы везде присутствуем!
Микроб (1): Да… что от нас осталось бы, если бы не люди! Они нам помогают! Без них мы никуда!
Микроб (2): Помнишь, сколько они деревьев поломали, травы вытоптали, сколько мусора нам везде оставляют…
Микроб (1): Я тоже знаю, где можно найти много мусора! Пройдись по поселку, полюбуйся: какая красота!
Микроб (2): Сколько бытового мусора от человека! Представляешь, один только человек за год производит мусора в десять раз больше собственного веса!
Микроб (1): Я так думаю, всем, кто нам помогает, медали вручить нужно! Без них мы бы пропали.
(Входит Уборщица.)
Уборщица: Ой, сколько грязи! А Микробов! Нужно срочно убрать!
(Выгоняет Микробов (1) и (2) метлой. Уходит.
Ведущий: Какие же меры необходимо предпринять, чтобы у нас стало чище?
(Ребята отвечают.)
Ведущий: Я обобщу. Для чистоты в нашем поселке необходимо соблюдать следующие правила:
- Установить мусорные урны во всех общественных местах;
- Своевременно убирать контейнеры возле жилых домов;
- Весной и осенью проводить субботники в общественных организациях;
- Поощрять жителей за поддержание чистоты на территориях возле частных домов и наказывать за несоблюдение этого правила.
А теперь проведем небольшую викторину.
Вопросы:
- Где в поселке мы ежедневно видим мусор? (На газонах, вдоль дорог, в канавах.)
- Где люди образуют свалки чаще всего? (Очень много свалок в местах сборища людей – за поселком, в местах отдыха, вдоль дорог, около некоторых дворов, возле жилых домов.)
- Назовите основные источники образования мусора. (Бытовые отходы магазинов, рынков, а также самих жителей.)
- Что такое вторичные центры расположения мусора? (Вторичными центрами расположения мусора являются стоянки контейнеров возле жилых домов.)
- Сколько за неделю человек накапливает мусора? (Если учесть, сколько отходов в течение недели выбрасывает каждая семья, то в среднем за неделю один человек накапливает 1-1,5 ведра мусора.)
(Ребята по очереди отвечают.)
Ведущий: Не секрет, что, гуляя по улице, мы часто оставляем после себя мусор. Это бывает даже тогда, когда урны находятся рядом. Просто в них мы даже не попадаем, потому что кидаем его очень неаккуратно. Вот и проведем сейчас эксперимент. Есть желающие?
Вам необходимо точно в мусорную корзину бросить скомканный лист газеты. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем. Итак, игра в мусорбол начинается!
(Проводится соревнование.)
Ведущий: Итак, наш урок закончен. Вы узнали много интересного о природе и о том, как себя вести, чтобы сохранить ее в первозданной чистоте. Вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет в вашем дворе, улице, поселке, тем зеленее станут деревья, тем чище – воздух!
Каждый должен усвоить, что мыть машину в реке, оставлять мусор, где попало – это преступление по отношению к природе! Сохраняйте нашу страну чистой! Помните: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
Используемая литература:
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни./ Сост. Балабанова В.Б., Максимцева Т.А. - Волгоград: Учитель, 2001.
- Захлебный А.Н Книга для чтения по охране природы. – Москва: Просвещение, 1986.
- Камерилова Г.С Экология города. – Москва: Просвещение, 1997.
- Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг. – Москва: Новая школа, 1996.
Интернет-сайты:
- www.nnm.ru
- www.waste.com.ua