Мы за чистый край

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитание бережного отношения к родной природе.

Задачи мероприятия:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие чувства коллективизма;
  • воспитание здорового образа жизни.

Методы и приемы:

Оформление:

  • Стенд с рисунками на тему: «Чистый край – здоровый край»
  • Плакаты с цитатой: «Поселок, выросший из природы, угрожает теперь природе», «Поселок, созданный человеком, властвует над человеком».
  • Для сценки «Туристы» – декорация поляны.
  • Для сценки «Богатыри» – изображение камня.
  • Презентация с видами родного края.

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Туристы 1-3 – в походной одежде, с рюкзаками
  • Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
  • Микробы 1-2 – в потрепанной одежде
  • Уборщица – с метлой в руке

Ход мероприятия

Ведущий: среди всех современных проблем, стоящих перед мировым сообществом особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды. Многие люди считают, что источником загрязнения является только химическое производство, и лишь некоторые задумываются над тем, какой огромный вред природе наносит сам человек.

Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Так, к концу XX века общее число отходов составляло 100 мрд. тонн ежегодно.

Каждый день в городах образуется огромное количество бытовых отходов. Статистика показывает, что количество мусора растет с каждым днем. Сейчас в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250-300кг твердых бытовых отходов.

А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли бы быть цветники, парки, леса.

(Входят туристы, бродят по поляне)

Турист (1)

Сегодня мы пошли гулять,
Благо лес – рукой подать!

Турист (2)

Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!

Турист (3)

А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он все вместит!
Лес, он что, ничей?

 

Турист (1)

Ничей!
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги, руби и бей!

Турист (2)

Урны нет!

Турист (3)

Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем.
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!

Турист (1)

Мы – цари! Молчи, Природа.
Все здесь наше – лес и воды!

(Туристы 1-3 уходят.)

Ведущий: Как же сократить это огромное количество выбрасываемого мусора? К тому же многие виды мусора становятся серьезной проблемой, например, батарейки, пластмасса, автомобильные аккумуляторы.

При попадании на свалку многие химические соединения, например полиэтилен, разлагаются очень медленно и могут проникнуть в реки и грунтовые воды, а при сжигании выделяют в атмосферу ядовитые вещества – диоксиды.

А сейчас вы увидите еще одну сценку, которая называется «Богатыри».

(Входят Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. На поляне лежит камень)

Илья Муромец: Эх, полюшко-поле! Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища…

Алеша Попович: Тут что-то написано. (Подходит к камню, читает надпись.) Налево пойдешь – на завод попадешь. Направо пойдешь – на свалке пропадешь. Ну и заехали мы!

(Снимает шлем, вытирает испарину со лба).

Добрыня Никитич: Глядите, туча черная над полем стелется – не к добру все это! Неужто темные силы, поганые, снова на Русь напасть хотят?! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов!

Илья Муромец: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов, а дым из труб валит.

Алеша Попович: А скажи, Илья Муромец, отчего так мертво это поле? Отчего трава на нем пожухла, и ступить некуда?

Илья Муромец: Оттого, что много лет кидал здесь человек что ни попадя, и теперь трава попорчена и дороги прямой не найдешь.

Добрыня Никитич: Ну, а горы мусора страшные со всех сторон окружили нас, словно змей поганый стелется по земле-матушке!

Алеша Попович: Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля эти у ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!

Илья Муромец: Нет, не зря, братья мои! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберем! Видать опять наше время пришло, богатырское!

(Богатыри уходят)

Ведущий: Приведу вам некоторые данные науки, изучающей проблемы засорения природы.

  • Ученые обнаружили в Афинах первую в истории муниципальную свалку, которая относится к 400 г. до н. э.
  • В 1775 г. в Лондоне появились первые мусорные баки.
  • В Англии в 1810 г. была изобретена жестяная консервная банка, занимающая теперь «почетное» место на свалке.
  • Производство целлулоида – первой пластмассы началось в 1869 г.
  • В 1897 г. швейцарский химик Якоб Брандербергер изобрел полиэтилен.
  • В США в 1932 г. изобрели машины, прессующие мусор.
  • В 1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, остающаяся до сих пор крупнейшей в мире.
  • Конгресс США в 1965 г. принимает акт об утилизации твердых отходов.
  • В 1992 г. Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.

Откуда же берется мусор? Его производит сам человек: промышленная продукция после использования становится мусором.

Есть продукты длительного пользования: телевизоры, холодильники, велосипеды. Но есть и то, что используется неделю, месяц, а иногда и один день.

А как у вас дома обращаются с мусором? Задумываетесь ли вы и ваши родители о загрязнении природы?

(Входят Микробы 1-2)

Микроб (1): Ну вот, наконец-то мы добрались к вам, ребята. Здесь для нас просто рай!

Микроб (2): Мы уже везде побывали. Да мы везде и есть: и в воздухе и в воде. А сколько нас на руках?! Мы везде присутствуем!

Микроб (1): Да… что от нас осталось бы, если бы не люди! Они нам помогают! Без них мы никуда!

Микроб (2): Помнишь, сколько они деревьев поломали, травы вытоптали, сколько мусора нам везде оставляют…

Микроб (1): Я тоже знаю, где можно найти много мусора! Пройдись по поселку, полюбуйся: какая красота!

Микроб (2): Сколько бытового мусора от человека! Представляешь, один только человек за год производит мусора в десять раз больше собственного веса!

Микроб (1): Я так думаю, всем, кто нам помогает, медали вручить нужно! Без них мы бы пропали.

(Входит Уборщица.)

Уборщица: Ой, сколько грязи! А Микробов! Нужно срочно убрать!

(Выгоняет Микробов (1) и (2) метлой. Уходит.

Ведущий: Какие же меры необходимо предпринять, чтобы у нас стало чище?

(Ребята отвечают.)

Ведущий: Я обобщу. Для чистоты в нашем поселке необходимо соблюдать следующие правила:

  • Установить мусорные урны во всех общественных местах;
  • Своевременно убирать контейнеры возле жилых домов;
  • Весной и осенью проводить субботники в общественных организациях;
  • Поощрять жителей за поддержание чистоты на территориях возле частных домов и наказывать за несоблюдение этого правила.
     

А теперь проведем небольшую викторину.

Вопросы:

  1. Где в поселке мы ежедневно видим мусор? (На газонах, вдоль дорог, в канавах.)
  2. Где люди образуют свалки чаще всего? (Очень много свалок в местах сборища людей – за поселком, в местах отдыха, вдоль дорог, около некоторых дворов, возле жилых домов.)
  3. Назовите основные источники образования мусора. (Бытовые отходы магазинов, рынков, а также самих жителей.)
  4. Что такое вторичные центры расположения мусора? (Вторичными центрами расположения мусора являются стоянки контейнеров возле жилых домов.)
  5. Сколько за неделю человек накапливает мусора? (Если учесть, сколько отходов в течение недели выбрасывает каждая семья, то в среднем за неделю один человек накапливает 1-1,5 ведра мусора.)

(Ребята по очереди отвечают.)

Ведущий: Не секрет, что, гуляя по улице, мы часто оставляем после себя мусор. Это бывает даже тогда, когда урны находятся рядом. Просто в них мы даже не попадаем, потому что кидаем его очень неаккуратно. Вот и проведем сейчас эксперимент. Есть желающие?

Вам необходимо точно в мусорную корзину бросить скомканный лист газеты. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем. Итак, игра в мусорбол начинается!

(Проводится соревнование.)

Ведущий: Итак, наш урок закончен. Вы узнали много интересного о природе и о том, как себя вести, чтобы сохранить ее в первозданной чистоте. Вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет в вашем дворе, улице, поселке, тем зеленее станут деревья, тем чище – воздух!

Каждый должен усвоить, что мыть машину в реке, оставлять мусор, где попало – это преступление по отношению к природе! Сохраняйте нашу страну чистой! Помните: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

 Используемая литература: 

  1. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни./ Сост. Балабанова В.Б., Максимцева Т.А. - Волгоград: Учитель, 2001.
  2. Захлебный А.Н Книга для чтения по охране природы. – Москва: Просвещение, 1986.
  3. Камерилова Г.С Экология города. – Москва: Просвещение, 1997.
  4. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг. – Москва: Новая школа, 1996.

Интернет-сайты:

  1. www.nnm.ru
  2. www.waste.com.ua