ХХ век. Люди и судьбы. В.Г. Шухов

Разделы: Внеклассная работа



Владимир Григорьевич Шухов
(1853-1939)

Цель мероприятия: познакомить учащихся с выдающимся человеком, русским инженером, земляком – Шуховым В.Г. Дать краткий обзор его работам .

Оборудование: фотографии, сделанные с работ Шухова; портрет, снимки памятника В.Г.Шухова в Белгороде.

План сообщения.

  1. Историческая справка – уездный город Грайворон
  2. Детство и юность Шухова
  3. Работы В.Г.Шухова в области нефтехимии
  4. Гиперболоид инженера Шухова – работы в области мостостроения и градостроения
  5. Заключение – «техник-патриот».

Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939) – русский инженер, изобретатель, ученый, Герой труда. Он создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты - сетчатые и арочные, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3м в Москве). Это справка, которую дает большой энциклопедический словарь.

Целый век… Вдумайтесь только: больше века прослужили и продолжают служить России и миру создания его творческой мысли.

Множество новых для своего времени решений в области добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти. Конструкции различных стальных башен, легких и дешевых пространственных перекрытий. Кто из нас не знает что такое «ГУМ»? А вот стеклянная крыша на этом здании это идея Владимира Григорьевича. Каждый из нас не раз слышал такой адрес: Москва, Шаболовка, дом 12. А ведь это знаменитая Шаболовская радиобашня, придуманная в начале XX столетия.

Шуховым спроектировано почти пятьсот мостов, в том числе через такие реки, как Волга, Ока. Енисей.

Резервуары, зерновые элеваторы, бункеры, доменные печи, водонапорные башни, маяки… На все это обычному человеку не хватило бы и нескольких жизней.

Владимир Григорьевич Шухов счастливо сочетал в себе черты ученого-энциклопедиста с чисто деловой хваткой практика. Разносторонностью во всем, за что бы ни взялся, он напоминает легендарного Леонардо да Винчи.

Грайворон второй половины 19 века и сегодня можно увидеть глазами побывавшего здесь в ту пору писателя Скитальца.

…Небольшая белая церковь с пятью голубыми главками луковицей; в беспорядке разбросанные глиняные хатки, крытые соломой; городская тюрьма – высокое каменное здание при въезде в город с окнами за железными решетками и полосатой будкой у высоких ворот; грязный мостик через трясину, в которой «у прошлом року утонув чумак, да ще с возом, да с волами», трактир «Свидание друзей», на вывеске которого нарисованы два мужика с необычайно пышными усами, в широких штанах и высоких шляпах, сидящие за столом и пожимающие друг другу руки».

И все это Грайворон – тихий, захолустный уездный город Курской губернии.

Выпускник Харьковского университета, молодой чиновник ведомства народного просвещения, коллежский секретарь Григорий Петрович Шухов сразу же обратил на себя жадное внимание Грайворонского уездного «света». Держался он со всеми свободно и непринужденно, с особым изяществом носил темно-синий форменный фрак и светлые перчатки.

Вскоре Григорий Петрович обвенчался с дочерью владельца крупного родового имения – Верочкой Пожидаевой.

14 августа 1853 года – как раз в день медового спаса – в молодой семье родился сын, которого в соборной Успенской церкви крестили и нарекли Владимиром.

Вскоре семейство Шуховых перебралось в Харьков, а затем и в столичный Петербург. Впрочем, маленького Володю бабушка оставила у себя. И большая часть его детства прошла в имении неподалеку от Белгорода.

Пройдут годы. Владимир Шухов окончит с отличием гимназию в Петербурге и Императорское техническое училище в Москве, поедет в Америку для углубления полученных знаний.

Во времена, когда началась инженерная деятельность молодого Владимира Шухова, ещё путешествовали в колясках, экипажах или верхом. И нефть с промыслов возили на лошадях. Наливали густую темную жидкость в дубовые бочки, а в арбу впрягали коня. С каждым годом бензина требовалось все больше, бурно развивалось строительство автомобилей. И нефти стали добывать столько, что уже целая армия возчиков не справлялась.

Шухов, приехав в Баку на нефтепромыслы, увидел такую картину: «Неумолчный колесный скрип оглашал степь. Нефть везут на арбах (это телега такая). Мерно раскачиваются бурдюки и бочки, подвешенные между колесами».

В Баку 25-летний инженер сумел справиться с задачей, которую до него не решил ни один из русских ученых. Как вы думаете, что же такое придумал молодой инженер Шухов? А Шухов предложил отказаться от конных перевозок, заменив их … трубой. Не простой, конечно, трубой, а целой системой сооружений.   

Вот как рассказывает о работе Шухова очевидец «Началась укладка труб. Словно железная змея выползал нефтепровод из дыма и смрада промыслов, медленно, метр за метром продвигался к городу».

Тот - первый в России – шуховский нефтепровод имел в длину десять километров. Сегодня в нашей стране действует гигантская система нефтепроводов, снабжающая промышленность нефтью и газом. Магистрали труб преодолевают пустыни и степи, тундру и тайгу, озера и реки, проходят по дну морей. Это тысячи и тысячи километров.

Маленьким и наивным может показаться теперь тот давний шуховский трубопровод. Но не забывайте, он был первым!

А теория и расчеты молодого изобретателя оказались настолько смелыми и точными, что ими и сегодня пользуются проектировщики и строители. Не только в России, во всем мире.

По трубопроводу Шухова пошел поток нефти, которую уже назвали «черным золотом». Нефти перекачивали все больше и больше. И вскоре встали вопросы: где ее хранить и в чем развозить по стране?

Шухов быстро отыскал ответы. В чем хранить? В специальных огромных резервуарах – размером с большой одноэтажный дом, только цилиндрической формы и строить его следует из металла.

Теперь следовало позаботиться о перевозке «черного золота». И Шухов предложил строить большие баржи, заполнять их нефтью. Нефтеналивные баржи до той поры в России никто не строил. Шухов вновь засел за чертежи и расчеты. Минуло несколько месяцев и вверх по Волге к Саратову и Самаре пошли тяжело груженные, глубоко ушедшие в воду, шуховские баржи с «черным золотом».

Кто не знает магазин ГУМ на Красной площади в Москве? Более ста лет назад в этом длинном массивном строении размещались торговые ряды, их владельцы и заказали знаменитому инженеру «красивую крышу». Шухов как всегда быстро справился с непростой задачей – разработал совершенно оригинальный проект перекрытия из металла. Железные проемы застеклили, и получилось «стеклянное небо», которое служит и в настоящее время.

А вот еще одна история. Во время подготовки Москвы к Олимпиаде – 80 был предложен проект стадиона с мембранным покрытием. Многим этот проект показался слишком дерзким. И все же его приняли и осуществили. А к тому времени выяснилось, что дерзкий проект был создан чуть ли не семьдесят лет назад. И автором его был опять-таки инженер Шухов.

Несет свою службу и ажурная телевизионная башня на Шабаловке, наверное, самое известное из всех шуховских сооружений. Высота ее 150

метров и она выше самого высокого в стране Исаакиевского собора в Петербурге. Радио сигналы с вершины башни слышны на весь мир.

Владимир Григорьевич Шухов – Герой Труда, заслуженный деятель науки и техники. А за разработку нового способа переработки нефти, который получил название «крекинг-процесса» (от слова расщеплять) он был удостоен Ленинской премии.

За свои блистательные работы Шухов от своих коллег получил прозвище «тихого гения».

Его сотрудники вспоминают: «Шухов был не только талантлив, но и необычайно трудолюбив. Интересы его были разнообразны: математика и шахматы, литература и театр, иностранные языки и фотография. Для всего находил время и ко всему проявлял живой интерес замечательный инженер- новатор.

За ХХ век Россия пережила в индустриальном смысле гигантский рост. Это сделали «техники». Огромное количество людей работало во имя создания мощного государства. Как во времена Петра Великого. Патриотизм нельзя исключать из обихода. Патриотизм надо воспитывать в человеке обязательно.

Первым в ряду замечательных «техников-патриотов» навсегда останется великий инженер России, наш земляк Владимир Григорьевич Шухов.

И в завершении надо добавить. Осенью 2001 года на площади перед технологической академией открыт памятник – это память потомкам о великом земляке.

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия. Москва, 1972г.
  2. Повесть о великом инженере. Л.Арнаутов, Я.Карпов

Приложение.