Цели урока:
- учащиеся умеют определять тип склонения имени существительного;
- знают основное значение родительного падежа, его вопросы и предлоги;
- учащиеся понимают правило написания ударных и безударных окончаний родительного падежа в 1-ом склонении.
Оборудование:
- аудиокассеты с записью музыки.
- учебник "Русский язык" 3 класс, автор А. В. Полякова, 2002 года.
- сигнальные карточки для обратной связи (светофор, веер с буквами, веер с цифрами).
- схемы-опоры.
- рисунки с островами.
- перфокарты.
- компьютер, медиапроектор, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит спокойная музыка. Шелест волн, крик чаек.
Учитель читает четверостишие.
- Ветер по морю гуляет.
Кораблик знаний подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по стране: "Имя Существительное".
Впереди нас ждут новые открытия и неизведанные острова. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным и активным. Слайд 2.
Итак, в путь:
(См. презентацию)
II. Чистописание.
- На песке были записи, но некоторые из них смыло волной. Восстановите их и сделайте записи в бортовые журналы, т.е. в ваши тетради. (Учащиеся записывают в своих тетрадях число, классная работа, чистописание.)
- Рр Р В Г
- ря ря
- ракета
- рассказ
- растение
- А сейчас, ребята, давайте проверим, хватит ли нам знаний, чтобы отправиться в путешествие.
- В записанных словах выделите орфограммы.
- Чем похожи эти слова?
- В этих словах пропущена безударная гласная а .
- Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.
- Записаны имена существительные в ед. ч.
- Ребята, определите склонение у этих имен существительных, пользуясь алгоритмом.
(Проверка. Используя веер цифр, учащиеся показывают цифрой склонение имени существительного)
- Как мы определяем склонение у имен существительных?
Учащиеся дают ответы, по щелчку появляются этапы алгоритма.
Алгоритм. Слайд 3.
- Ставлю имя существительное в начальную форму.
- Определяю род.
- Выделяю окончание.
- Называю склонение.
III. Словарная работа.
- Сгруппируйте слова в 3 группы. Вставь пропущенные буквы. Слайд 4.
Акв рель, д рога, б лото, ллея, б лкон, б седка, ш ссе, т традь.
Взаимопроверка. Ребята обмениваются тетрадями. Слайд 5.
1 скл.
дорога о аллея а беседка е 2 скл.
болото о балкон а шоссе о 3 скл.
акварель а тетрадь е
- Какие группы у вас получились?
- В 1 группе имена существительные 1 скл.,
- во 2 группе имена существительные 2 скл.,
- в 3 группе имена существительные 3 скл.
Взаимопроверка по слайду.
- Проверьте группы и безударные гласные, которые вставили.
- У кого так? Показывают светофор зеленого цвета.
- У кого 1-2 ошибки? Исправьте их.
- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му склонению, к 3-му склонению.
Ребята дают ответы, приводя примеры из каждой группы.
- К 1-му склонению относятся имена существительные мужского рода и женского рода, с окончанием -а, -я;
- Ко 2-му склонению относятся имена существительные среднего рода, с окончанием -о, -е, мужского рода с нулевым окончанием;
- К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце.
Выводы учащихся сопровождаются показом слайдов (по щелчку). Слайд 6.
1 скл.
м. р., ж.р.
-а, -я.
3 скл.
ж. р.
-ь,
2 скл.
м. р.
с. р. -о, -е.
- Ребята, как вы думаете, зачем мы учимся определять склонение?
- Чтобы больше знать о словах.
- Эти знания помогут нам правильно и грамотно писать окончания имен существительного.
- Молодцы ребята! Вы справились с заданиями.
IV. Тема урока.
- Пора отправляться в путь, но для этого надо расшифровать послание.
1) Работа с текстом. Слайд 7.
От деревн до леса дорога шла через поле. У самой дорог росла береза. Кто бы ни шел, обязательно сядет и отдохнет в прохладной тени под старым деревом.
- Из какого рассказа этот отрывок? Назовите автора?
- Передышка. Г. Скребецкий.
- А что произошло в рассказе с березкой?
- Ребята развели костер около нее и она погибла.
- Исправили ли ребята свою ошибку?
- Да
- Они посадили рощицу и путники могли, как прежде, отдохнуть в тени деревьев.
- Как надо относиться к природе?
- К растениям надо относиться бережно, ухаживать за ними.
- Ребята, в каком падеже стоят слова с пропущенными окончаниями? И какого склонения?
Учащиеся показывают карточку с падежом и склонением.
- Имена существительные стоят в Р. п., 1 скл.
- Вы уже догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
- Будем учиться писать падежные окончания имен существительных в родительном падеже, 1 склонения.
На доске появляется табличка.
Р. п.
- Выполнив задания, мы доплыли до острова "Открытий".
2) Сообщение о родительном падеже.
- Группа знатоков, используя справочную литературу, подобрала интересный материал о родительном падеже.
1-й ученик. Грамматический термин "падеж" является переводом латинского слова "падение". Родительный - буквально означает "полученный с рождением". Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем. Это можно распространить и шире, "родство" понимать в прямом смысле. Например: Ветка пальмы, мы представляем себе ветку, которая "рождена" пальмой. Таким было исходное, начальное значение этого падежа. Затем он приобрел разные другие оттенки.
2-й ученик. Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые частые, т. е. наиболее употребительные. Слайд 8, 9.
В литературном русском языке
- И. п. - 33%
- Р. п. - 24%
- Д. п. - 23%
- В. п. - 20%
- Т. п. - 23%
- П. п. - 23%
В разговорной речи
- И. п. - 50%
- В. п. - 20%
- Р. п. - 15%
В деловой речи
- И. п. - 25%
- Р. п. - 40%
Во всех стилях самыми употребительными являются: И. п., Р. п., В. п., именно поэтому на эти падежи надо обратить особое внимание при их изучении.
- Нас опять зовет дорога. К острову "Наблюдений".
3) Сравнение словосочетаний. Слайд 10.
1 группа
Подарок для подруги
Добежал до речки
Спрыгнул с крыши
Росла вокруг березки
Отплыл от страны
2 группа
Взять у сестры
Ходить без шапки
Выехать из деревни
Растет около дороги
- Спишите. Используя алгоритм, определите падеж, склонение у имен существительных, выделите окончание, подчеркните предлоги.
Задание записано в виде схемы.
* · п.
* · скл.
*
* пр.
Алгоритм. Слайд 11.
1. Нахожу слово, к которому относится имя существительное.
2. Ставлю вопрос.
3. Выделяю
4. Определяю падеж.
(Алгоритмом пользуются слабые учащиеся, он висит на доске в виде таблички).
4) Обобщение.
Работа в парах.
- Сравните словосочетания.
- Что общего у словосочетаний.
- Используйте схему, которая изображена на слайде.
- Имена существительные стоят в Р. п., 1 скл., имеют окончания -ы, -и.
- Ребята, кто может сказать на какие вопросы отвечают имена существительные в Р. п.?
- Они отвечают на вопросы: Кого? Чего? Смысловые вопросы: Где? Когда? Откуда?
- Какие предлоги были записаны у 1-ой группы?
- Предлоги для, до, с, вокруг, от.
- Какие предлоги были у 2-ой группы?
- У нас были предлоги у, без, из, около.
- Какие окончания имеют имена существительные в Р. п?
- В Р. п. имена существительные имеют окончания -ы, -и.
Таблица заполняется по щелчку после каждого сказанного вывода. Слайд 12.
Р. п. | Кого? Чего? |
Где? Когда? Откуда? |
У, без, из, до, около, для, от, вокруг | 1 скл. - ы - и |
-Ребята, обобщите, что вы узнали о Р. п.?
5) Работа по учебнику.
- Прочитайте правила на стр. 29, 30.
- Ребята, такой ли у нас вывод, как в учебнике?
- Да.
V. Физкультминутка.
- Путешествуя, мы устали и пришло время отдохнуть.
Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.
- А вот на горизонте остров "Ударных и безударных окончаний".
Мы до него быстрее доберемся, если выполним задания.
- Ребята, а как вы думаете, одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания имен существительных родительного падежа?
- Я думаю, что одинаково.
- А я думаю, что по-разному.
- Ребята, чтобы ответить на этот вопрос задание
на карточках. Каждая группа работает
самостоятельно по плану: Слайд 13
1 группа
у реки
для семьи
без доски
около реки
из земли
2 группа
у опушки
для ёлки
без дороги
около деревни
из рощи
- Первая группа. Имена существительные в каком падеже у вас записаны?
- Имена существительные стоят в Р. п.
- Вторая группа. Имена существительные в каком падеже записаны у вас?
- У нас имена существительные тоже стоят в Р. п.
- Первая группа. Какие окончания имеют существительные?
- Окончания у существительных -и и стоят под ударением.
- Какие окончания имеют существительные вашей группы?
- Окончания -и безударные.
- Посмотрите на эти две группы и сделайте вывод, как пишутся окончания существительных в Р. п.
- Имена существительные в Р. п. в ударных и безударных окончаниях пишутся одинаково.
- Да, ребята, вы правы это орфограмма. Давайте сравним наш вывод с правилом учебника стр. 29, 30.
- Давайте вернемся к тексту-посланию, который был вначале урока. Слайд 7
- Какие окончания надо написать в словах текста?
- Надо написать окончание -и, потому что имена существительные 1 скл., Р. п.
VI. Закрепление.
В море мы не пропадем
Дорогу к знаниям найдем
Нам преграды не страшны
Потому что мы умны.
- На нашем пути неизвестный остров. Выполнив задание, узнаем его название.
1. Работа по учебнику стр. 30, упр. 319.
Выполняется упражнение с комментированием.
2. Обобщение.
- Что мы узнали о Р. п.?
Ученик отвечает по опоре о Р. п. Слайд 12
- А как пишутся окончания в ударном и безударном положении?
- Имена существительные в Р. п., в ударном и безударном окончании пишутся одинаково.
- Ребята, вы догадались, существительные какого падежа живут на этом острове?
Значит и остров носит название "Родительного падежа".
VII. Срезовая работа.
Работа выполняется по перфокартам. Дифференцированно. Слайд 14.
1 группа 2 группа купил для семь пришел _________ улиц пьет из луж вышел _________ беседк отъехал от рек стоит _________ стен падает с крыш отдыхал _________ рек Вставь окончание Вставь предлог и окончание
VIII. Итог урока.
- Что изучали на уроке?
- Что узнали?
- Кому понравилось наше путешествие?
Молодцы! Сегодня все были трудолюбивы, все старались, у нас очень дружный класс, и я довольна вашими ответами.