Урок по русскому языку в 3-м классе на тему "Правописание падежных окончаний имен существительных в родительном падеже 1-го склонения"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • учащиеся умеют определять тип склонения имени существительного;
  • знают основное значение родительного падежа, его вопросы и предлоги;
  • учащиеся понимают правило написания ударных и безударных окончаний родительного падежа в 1-ом склонении.

Оборудование:

  • аудиокассеты с записью музыки.
  • учебник "Русский язык" 3 класс, автор А. В. Полякова, 2002 года.
  • сигнальные карточки для обратной связи (светофор, веер с буквами, веер с цифрами).
  • схемы-опоры.
  • рисунки с островами.
  • перфокарты.
  • компьютер, медиапроектор, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит спокойная музыка. Шелест волн, крик чаек.

Учитель читает четверостишие.

- Ветер по морю гуляет.
Кораблик знаний подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

- Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по стране: "Имя Существительное".

Впереди нас ждут новые открытия и неизведанные острова. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным и активным. Слайд 2.

Итак, в путь:

(См. презентацию)

II. Чистописание.

- На песке были записи, но некоторые из них смыло волной. Восстановите их и сделайте записи в бортовые журналы, т.е. в ваши тетради. (Учащиеся записывают в своих тетрадях число, классная работа, чистописание.)

  • Рр Р В Г
  • ря ря
  • ракета
  • рассказ
  • растение

- А сейчас, ребята, давайте проверим, хватит ли нам знаний, чтобы отправиться в путешествие.

- В записанных словах выделите орфограммы.

- Чем похожи эти слова?

  • В этих словах пропущена безударная гласная а .
  • Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.
  • Записаны имена существительные в ед. ч.

- Ребята, определите склонение у этих имен существительных, пользуясь алгоритмом.

(Проверка. Используя веер цифр, учащиеся показывают цифрой склонение имени существительного)

- Как мы определяем склонение у имен существительных?

 Учащиеся дают ответы, по щелчку появляются этапы алгоритма.

Алгоритм. Слайд 3.

  • Ставлю имя существительное в начальную форму.
  • Определяю род.
  • Выделяю окончание.
  • Называю склонение.

III. Словарная работа.

- Сгруппируйте слова в 3 группы. Вставь пропущенные буквы. Слайд 4.

Акв рель, д рога, б лото, ллея, б лкон, б седка, ш ссе, т традь.

Взаимопроверка. Ребята обмениваются тетрадями. Слайд 5.

1 скл.

дорога о
аллея а
беседка е

2 скл.

болото о
балкон а
шоссе о

3 скл.

акварель а
тетрадь е
   

- Какие группы у вас получились?

  • В 1 группе имена существительные 1 скл.,
  • во 2 группе имена существительные 2 скл.,
  • в 3 группе имена существительные 3 скл.

Взаимопроверка по слайду.

- Проверьте группы и безударные гласные, которые вставили.

- У кого так? Показывают светофор зеленого цвета.

- У кого 1-2 ошибки? Исправьте их.

- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му склонению, к 3-му склонению.

Ребята дают ответы, приводя примеры из каждой группы.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные мужского рода и женского рода, с окончанием -а, -я;
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные среднего рода, с окончанием -о, -е, мужского рода с нулевым окончанием;
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце.

Выводы учащихся сопровождаются показом слайдов (по щелчку). Слайд 6.

1 скл.

м. р., ж.р.

-а, -я.

3 скл.

ж. р.

-ь,

2 скл.

м. р.

с. р. -о, -е.

- Ребята, как вы думаете, зачем мы учимся определять склонение?

  • Чтобы больше знать о словах.
  • Эти знания помогут нам правильно и грамотно писать окончания имен существительного.

- Молодцы ребята! Вы справились с заданиями.

IV. Тема урока.

- Пора отправляться в путь, но для этого надо расшифровать послание.

1) Работа с текстом. Слайд 7.

От деревнimg1.gif (76 bytes) до леса дорога шла через поле. У самой дорогimg1.gif (76 bytes) росла береза. Кто бы ни шел, обязательно сядет и отдохнет в прохладной тени под старым деревом.

- Из какого рассказа этот отрывок? Назовите автора?

  • Передышка. Г. Скребецкий.

- А что произошло в рассказе с березкой?

  • Ребята развели костер около нее и она погибла.

- Исправили ли ребята свою ошибку?

  • Да
  • Они посадили рощицу и путники могли, как прежде, отдохнуть в тени деревьев.

- Как надо относиться к природе?

  • К растениям надо относиться бережно, ухаживать за ними.

- Ребята, в каком падеже стоят слова с пропущенными окончаниями? И какого склонения?

Учащиеся показывают карточку с падежом и склонением.

  • Имена существительные стоят в Р. п., 1 скл.

- Вы уже догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

  • Будем учиться писать падежные окончания имен существительных в родительном падеже, 1 склонения.

На доске появляется табличка.

Р. п.

- Выполнив задания, мы доплыли до острова "Открытий".

2) Сообщение о родительном падеже.

- Группа знатоков, используя справочную литературу, подобрала интересный материал о родительном падеже.

1-й ученик. Грамматический термин "падеж" является переводом латинского слова "падение". Родительный - буквально означает "полученный с рождением". Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем. Это можно распространить и шире, "родство" понимать в прямом смысле. Например: Ветка пальмы, мы представляем себе ветку, которая "рождена" пальмой. Таким было исходное, начальное значение этого падежа. Затем он приобрел разные другие оттенки.

2-й ученик. Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые частые, т. е. наиболее употребительные. Слайд 8, 9.

В литературном русском языке

  • И. п. - 33%
  • Р. п. - 24%
  • Д. п. - 23%
  • В. п. - 20%
  • Т. п. - 23%
  • П. п. - 23%

В разговорной речи

  • И. п. - 50%
  • В. п. - 20%
  • Р. п. - 15%

В деловой речи

  • И. п. - 25%
  • Р. п. - 40%

Во всех стилях самыми употребительными являются: И. п., Р. п., В. п., именно поэтому на эти падежи надо обратить особое внимание при их изучении.

- Нас опять зовет дорога. К острову "Наблюдений".

3) Сравнение словосочетаний. Слайд 10.

1 группа

Подарок для подруги

Добежал до речки

Спрыгнул с крыши

Росла вокруг березки

Отплыл от страны

2 группа

Взять у сестры

Ходить без шапки

Выехать из деревни

Растет около дороги

- Спишите. Используя алгоритм, определите падеж, склонение у имен существительных, выделите окончание, подчеркните предлоги.

Задание записано в виде схемы.

* · п.

* · скл.

img1.gif (76 bytes)

* пр.

Алгоритм. Слайд 11.

1. Нахожу слово, к которому относится имя существительное.

2. Ставлю вопрос.

3. Выделяю

4. Определяю падеж.

(Алгоритмом пользуются слабые учащиеся, он висит на доске в виде таблички).

4) Обобщение.

Работа в парах.

- Сравните словосочетания.

- Что общего у словосочетаний.

- Используйте схему, которая изображена на слайде.

  • Имена существительные стоят в Р. п., 1 скл., имеют окончания -ы, -и.

- Ребята, кто может сказать на какие вопросы отвечают имена существительные в Р. п.?

  • Они отвечают на вопросы: Кого? Чего? Смысловые вопросы: Где? Когда? Откуда?

- Какие предлоги были записаны у 1-ой группы?

  • Предлоги для, до, с, вокруг, от.

- Какие предлоги были у 2-ой группы?

  • У нас были предлоги у, без, из, около.

- Какие окончания имеют имена существительные в Р. п?

  • В Р. п. имена существительные имеют окончания -ы, -и.

Таблица заполняется по щелчку после каждого сказанного вывода. Слайд 12.

Р. п. Кого?

Чего?

Где? Когда?

Откуда?

У, без, из, до, около, для, от, вокруг 1 скл.

- ы

- и

-Ребята, обобщите, что вы узнали о Р. п.?

5) Работа по учебнику.

- Прочитайте правила на стр. 29, 30.

- Ребята, такой ли у нас вывод, как в учебнике?

  • Да.

V. Физкультминутка.

- Путешествуя, мы устали и пришло время отдохнуть.

Мы писали, мы писали
Наши глазки так устали
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке.
Быстро, быстро поморгаем
И моргая отдыхаем
Поворачиваем шею
Отдохнет она скорее
Раз, два, раз, два
Продолжается игра.

- А вот на горизонте остров "Ударных и безударных окончаний".

Мы до него быстрее доберемся, если выполним задания.

- Ребята, а как вы думаете, одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания имен существительных родительного падежа?

  • Я думаю, что одинаково.
  • А я думаю, что по-разному.

- Ребята, чтобы ответить на этот вопрос задание на карточках. Каждая группа работает самостоятельно по плану: Слайд 13

  • Определи падеж.
  • Поставь ударение.
  • Выдели окончание.

1 группа

у реки

для семьи

без доски

около реки

из земли

2 группа

у опушки

для ёлки

без дороги

около деревни

из рощи

- Первая группа. Имена существительные в каком падеже у вас записаны?

  • Имена существительные стоят в Р. п.

- Вторая группа. Имена существительные в каком падеже записаны у вас?

  • У нас имена существительные тоже стоят в Р. п.

- Первая группа. Какие окончания имеют существительные?

  • Окончания у существительных -и и стоят под ударением.

- Какие окончания имеют существительные вашей группы?

  • Окончания -и безударные.

- Посмотрите на эти две группы и сделайте вывод, как пишутся окончания существительных в Р. п.

  • Имена существительные в Р. п. в ударных и безударных окончаниях пишутся одинаково.

- Да, ребята, вы правы это орфограмма. Давайте сравним наш вывод с правилом учебника стр. 29, 30.

- Давайте вернемся к тексту-посланию, который был вначале урока. Слайд 7

- Какие окончания надо написать в словах текста?

  • Надо написать окончание -и, потому что имена существительные 1 скл., Р. п.

VI. Закрепление.

В море мы не пропадем
Дорогу к знаниям найдем
Нам преграды не страшны
Потому что мы умны.

- На нашем пути неизвестный остров. Выполнив задание, узнаем его название.

1. Работа по учебнику стр. 30, упр. 319.

    Выполняется упражнение с комментированием.

2. Обобщение.

- Что мы узнали о Р. п.?

Ученик отвечает по опоре о Р. п. Слайд 12

- А как пишутся окончания в ударном и безударном положении?

  • Имена существительные в Р. п., в ударном и безударном окончании пишутся одинаково.

- Ребята, вы догадались, существительные какого падежа живут на этом острове?

Значит и остров носит название "Родительного падежа".

VII. Срезовая работа.

Работа выполняется по перфокартам. Дифференцированно. Слайд 14.

1 группа 2 группа
купил для семь пришел _________ улиц
пьет из луж вышел _________ беседк
отъехал от рек стоит _________ стен
падает с крыш отдыхал _________ рек
Вставь окончание Вставь предлог и окончание

VIII. Итог урока.

- Что изучали на уроке?

- Что узнали?

- Кому понравилось наше путешествие?

Молодцы! Сегодня все были трудолюбивы, все старались, у нас очень дружный класс, и я довольна вашими ответами.