Окружающий мир для детей наполнен красками. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль страх, удивление, восторг.
На протяжении многих лет в МДОУ №26 комбинированного вида “Колобок” г.Ковдора Мурманской области ведется многогранная работа по коррекции нарушений зрения у детей. Одним из важнейших ее моментов выступает развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушениями зрения.
Для этого предлагаю использовать игрушки связанные своими руками из разноцветных ниток.
- “Радужные человечки”
- “Цветик-семицветик”
- “Разноцветные колпачки”
- “Цветочная поляна”
Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на коррекцию зрительных нарушений, на общее психическое развитие ребенка.
Предлагаемые пособия учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику развития детей с нарушениями зрения, а также задачи коррекционной работы с детьми:
- узнавание и называние цвета;
- соотношение объектов по цвету;
- локализация цвета из множества;
- фиксация по насыщенности;
- выделение цвета (основных цветов, тонов и оттенков) в окружающем.
Использование в игре цветных вязаных фигурок является положительным эмоциональным приемом.
Игры и упражнения помогают малышам обогатить свои впечатления об окружающем, расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками - участниками общей деятельности. Предлагаю следующие игры и упражнения с вязаными фигурками.
Радужные человечки
Коррекционные задачи.
- Закрепить знания детей о семи цветах спектра: красном, оранжевом, жёлтом, зелёном, голубом, синем, фиолетовом.
- Учить соотносить объекты по цвету.
- Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Материал.
- Карточка разделенная на три части.
- В верхней части контурное изображение радуги.
- Связанные цветные веревочки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
- Внизу гномики в разноцветной одежде прикрепляются к карточке с помощью липучки.
- На каждой полоски радуги небольшие отверстия, а так же отверстия над гномиками, фломастеры.
Описание игры.
- Перед Вами карточка с изображением радуги с нераскрашенными полосками. Раскрасьте каждую полоску радуги в свой цвет. А поможет вам лучше вспомнить порядок цветов в радуге
- “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан”.
- Теперь внимательно рассмотрите маленьких гномиков и соедините каждого цветной веревочкой со “своим” цветом радуги.
“В магазине”
Коррекционные задачи.
- Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
- Учить обозначить результат словами “такой”, “не такой”.
- Учить действовать по подражанию.
- Познакомить с названиями некоторых цветов.
Материалы: Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов, один набор цветных лоскутков, пуговицы, по цвету соответствующих цветам лоскутков.
Описание игры.
Гномики решили сшить себе новую одежду. В магазине выбирают ткань и пуговицы. Помоги им. Ребенок должен назвать и соотносить цвет имеющихся лоскутков, пуговиц, гномиков.
1 вариант. Комплект лоскутков находится у ребенка, который должен брать из подставки цветные лоскутки по одному и называть их цвет.
2 вариант. Ребенок достает лоскуток того цвета, который называет педагог.
3 вариант. Ребенок подбирает пуговицы к лоскуткам и объясняет свой выбор.
Гномики играют в прятки
Коррекционные задачи.
- Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
- Учить обозначить результат словами “такой”, “не такой”.
- Учить действовать по подражанию.
- Познакомить с названиями цветов радуги.
Оборудование.
Панно с изображением дерева, травы, цветов. Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
Описание игры.
Педагог показывает панно и просит детей спрятать гномика: посадить так, чтобы их не было видно и никто не смог их найти. Педагог рассматривает вместе с детьми гномика, обращая внимание на то, что его цвет и цвет места, где гномик спрятался, совпадают (“такой же”), Гномика не видно - он спрятался.
Разноцветные пальчики
Коррекционные задачи.
- Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.
- Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.
- Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета и их оттенки.
- Способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения.
- Развивать мелкую моторику рук.
Материал:
Макет руки, сделанный из плотного картона. Колпачки, связанные из разноцветных ниток, белый лист, фломастеры.
Описание игры.
1 вариант
Дети получают разноцветные колпачки. Педагог надевает на каждый пальчик макета руки колпачки и просит детей надевать колпачки соответствующего цвета на свои пальчики, называя цвет каждого колпачка.
2 вариант
Педагог одевает на каждый пальчик макета руки колпачки. Дети рисуют cвою руку на бумаге и раскрашивают каждый пальчик соответственно образцу.
“Помоги гномикам посадить цветы”
Коррекционные задачи.
- Формировать у детей представления о разных оттенках цвета по светлоте: светлый, тёмный, светлее, темнее.
- Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
- Закреплять представления детей с нарушением зрения о светло-тонном ряде, учить выкладывать от самого тёмного до самого светлого и наоборот.
- Учить локализовать оттенки до 2-х - светлый, тёмный и более до 5-6 оттенков.
- Осуществлять взаимосвязь занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения активизацией и стимуляцией коррекционной работы по цветоразличению и цветоощущению.
Материал.
- Демонстрационный. Большой фланелеграф.
- Фигурки гномиков.
- Вязаные цветы всех цветов и их оттенков - до 5–8.
Описание игры.
1-й вариант.
Дети, посмотрите на гномика. Нужно подобрать и посадить ему 3 цветочка одного цвета, но отличающихся друг от друга.
Например: светло-красный, красный и тёмно-красный. И так со всеми цветами: оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый, серый, чёрный, коричневый и т.д.
2-й вариант.
Помогите гномику посадить много-много цветочков.
Задание 1 - выложить цветочки любых цветов и назвать их.
Задание 2 - выложить 5 цветочков одного цвета, но разных оттенков.
Радужная поляна
Коррекционные задачи.
- Учить детей различать и называть основные цвета и цветовые оттенки.
- Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать ориентировку в микропространстве.
Материал.
Панно голубого цвета (небо). Связанные фигурки домиков, гномиков, цветов (все объекты крепятся к панно с помощью липучек).
Описание игры.
- Педагог предлагает расположить домики на панно в соответствии с инструкцией. (Например: Красный домик - в левом верхнем углу, синий - в правом нижнем углу и.т.д.)
- Педагог предлагает поселить каждого гномика в свой домик. (По цвету)
- Педагог предлагает “посадить” возле каждого домика цветы, одного цветового тона разных оттенков. (Например: возле синего домика - цветы разных оттенков синего цвета и.т.д.)
“День рожденья”
Коррекционные задачи.
- Закрепить названия цветов спектра.
- Учить соотносить объекты по цвету.
- Учить выделять цвет в окружающем.
Материал.
Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. Предметы разного цвета.
Описание игры.
Друзья подарили гномикам на день рождения много подарков. Во время веселья все подарки перемешались. Помоги гномикам разбирать подарки (по цвету). (Например: красному гномику - красный мяч, красный зонт; желтому - желтые носочки, желтое ведерко и т.д.)
“Цветик-семицветик”
Коррекционные задачи.
- Закрепить названия цветов спектра.
- Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Материал.
“Цветик-семицветик” с лепестками красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
Описание игры.
1-й вариант
В саду у гномиков вырос чудо-цветок. Ветер подул, и лепестки разлетелись в разные стороны. Помоги гномикам собрать цветочек.
“Узнай, какое настроение”
Коррекционные задачи/
- Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.
- Учить соотносить объекты по цвету.
- Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.
- Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета.
- Познакомить детей с разными эмоциями.
Материал.
“Цветик-семицветик”, на лепестках которого изображены разные эмоции: радость, грусть, страх, испуг, спокойствие, удивление, гномики.
Описание игры.
Ребята, давайте узнаем какое настроение сегодня у гномиков. На лепестках “Цветика-семицветика” изображены эмоции, которые испытывают гномики. Сорвите лепесток названного цвета и посмотрите, какое настроение у каждого гномик. Изобразите эти эмоции.