Экспериментальная деятельность дошкольников как средство развития речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время возрастает количество детей, чье речевое развитие отстает от нормы.

Мой педагогический опыт (в качестве воспитателя логопедической группы) позволяет говорить о том, что дети с ОНР кроме собственно речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических), как правило, имеют неустойчивость внимания, снижение памяти, отставание в развитии пальцевой моторики и словесно – логического мышления.

Размышляя над этой проблемой, наблюдая за детьми, изучая новинки методической литературы, я обратила внимание на замечательное средство, одновременно способствующее речевому развитию и развитию психических процессов. Это детское экспериментирование.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Проанализировав программу воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), мною были выделены следующие разделы, доступные дошкольникам для исследований:

Младший дошкольный возраст

  1. Материалы: песок, глина, бумага, ткань, дерево, резина, пластмасса.
  2. Вещества: мука, краски.
  3. Природные явления: три агрегатных состояния воды.
  4. Физические явления: звук, тень.
  5. Растения и животные: условия, необходимые для их роста и развития.
  6. Человек и его помощники: нос, глаза, рот.

Старший дошкольный возраст

  1. Материалы: ткань, бумага, стекло, металл, керамика, поролон.
  2. Вещества: сахар, соль.
  3. Природные явления: явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, агрегатные состояния воды, воздух.
  4. Физические явления: магнетизм, статическое электричество, вес, движение.
  5. Растения и животные, среда их обитания.
  6. Человек и природа: место человека в природе.

Задачи.

Образовательные.

  • Познакомить детей с понятием “воздух”, его ролью в жизни человека.
  • Дать дошкольникам представление о свойствах воздуха (невидимый, бесцветный, легче воды, может быть разной температуры).
  • Расширять и активизировать словарь детей (магистр, лекция, опыт, эксперимент, лабораторные столы, бесцветный, невидимый, плавает – тонет, всплывать, пузыри).
  • Развивать связную речь детей: учить отвечать на вопросы, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответами товарищей, уметь поддержать беседу.

Развивающие.

  • Продолжать развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Способствовать развитию познавательной активности дошкольников.
  • Продолжать развивать внимание дошкольников, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать).
  • Развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов.

Воспитательные.

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
  • Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
  • Воспитывать волевые качества дошкольников: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения.

Оборудование и материалы: телеграмма и посылка от магистра загадочных наук, афиша, вертушки, бутылки “Салют”, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, фен, тазы с водой, камни, куски дерева, соломинки, бумага, карандаши.

Предварительная работа: письмо магистру загадочных наук с приглашением приехать в гости и показать новые эксперименты, эксперименты с песком, водой, бумагой.

Ход занятия

- Ребята, в наш детский сад приехал Магистр загадочных наук, чтобы прочитать нам лекцию и показать новые эксперименты. А кто знает, что такое лекция? (Ответы детей или объяснение воспитателя.) Интересно, а о чем будет лекция, как вы думаете? (Ответы детей.) Магистр сказал мне, что тему лекции мы можем узнать из афиши. Давайте пройдем в лекционный зал, прочитаем афишу и встретимся с Магистром.

Проходят в лекционный зал. В зале никого нет. Афиша – пустой белый лист. Находят письмо и посылку от Магистра. В посылке конфедератка (головной убор Магистра) и фломастеры – блопены. С помощью фломастеров проявляют и читают надпись на афише – “ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА”. Педагог одевает конфедератку и начинает занятие.

- Ребята, а что такое воздух и для чего он нужен? (Дети высказывают предположения.) Давайте сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали, почему наша грудная клетка стала больше, шире? (Выслушиваются ответы детей.) Так ли важен воздух для человека? Может можно и вовсе не дышать. Давайте попробуем не дышать. (Пробуют, делают вывод, что это невозможно.)

- Давайте вспомним, как Магистр назвал воздух. (Невидимка.) Интересно, а почему он так сказал? (Дети высказывают предположение, что это потому, что воздух невидимый.)

- Да, действительно, воздух невидимый. Давайте попробуем его перехитрить, найдем и увидим воздух.

Проходят к лабораторному столу. Берут вертушки и бутылки “Салют”, проводят с ними эксперименты, обсуждают их результаты. (Вертушки крутились, а конфетти взлетали, потому что мы на них дули, толкали воздухом.)

- Ребята, удалось нам в этом опыте увидеть воздух? (Нет, но мы увидели его работу.)

- А я знаю еще один интересный опыт и очень красивый.

Педагог пускает мыльные пузыри.

- Что находится внутри у мыльных пузырей, как вы думаете, ребята? (Воспитатель выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри мыльных пузырей – воздух.)

- Пока нам не удалось перехитрить воздух и увидеть его. Давайте попробуем его поймать.

“Ловят” воздух в полиэтиленовый пакет, рассматривают его, убеждаются, что воздух невидимый.

Проводят эксперименты с феном, убеждаются, что воздух может быть горячим и холодным.

Переходят ко второму лабораторному столу. На нем стоят тазы с водой и лежат соломинки.

- Может быть кто – то знает, какой опыт можно показать с этими предметами? (Дети рассказывают, что можно опустить соломинку в воду, подуть в нее, получатся пузыри.)

- А что это за пузыри? Откуда они взялись, ведь кроме воды в тазу ничего не было? Дети внимательно наблюдают за воспитателем и приходят к выводу, что пузыри в воде – это воздух, который они вдували через соломинку. Куда попадали пузыри в воде: опускались на дно или поднимались вверх? А раз происходило так, что мы можем сказать о воздухе, он легче или тяжелее воды? (Делают вывод.)

- Для следующего опыта возьмем прозрачные стаканчики. Как вы считаете, этот стаканчик пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что либо? (Ответы детей выслушиваются, но не оцениваются.) Давайте проверим: переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в таз. Воспитатель обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делают вывод, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Далее воспитатель предлагает ребятам снова опустить стакан в таз с водой, но теперь уже держать его не прямо, а наклонно. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.) Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.)

- Вот мы и смогли перехитрить воздух и увидеть его! Где мы увидели воздух? А вокруг нас есть воздух?

- Ребята, я хочу вам рассказать, что воздух есть и в разных предметах и материалах. Сейчас я вам это докажу. Для этого вам нужно взять камень и дерево и опустить их в воду. Что произошло? Как вы думаете, что держит дерево на поверхности, что поднимает его со дна? А почему камень тонет? (Воспитатель сообщает ребятам, что частички в древесине располагаются на некотором расстоянии друг от друга, эти пустые места занимает воздух, и он держит дерево на плаву. В камне частички расположены близко друг к другу, место для воздуха очень мало, его не хватает, чтобы удержать дерево на поверхности.)

- Мы провели с вами много интересных опытов, вы были настоящими учеными. А настоящие ученые все результаты своих экспериментов записывают в специальный дневник. Давайте и мы это сделаем. Оформляют дневник наблюдений.

Далее проводятся игры по методу “маленьких человечков”:

  • дети разбиваются на две команды “Воздух” - “Конфетти”, “Воздух” - “Мыльные пузыри”. Команды изображают действия в соответствии со своим названием.
  • дети – частички древесины. Воспитатель – воздух. Дети располагаются в игровом пространстве в соответствии с принятой ролью (далеко друг от друга, чтобы между частичками мог попасть воздух). Аналогично дети становятся частичками камня.

Для развития и поддержания познавательного интереса у детей в конце занятия проводится сюрпризный момент на тему следующего занятия, предлагается попробовать детям дома разгадать секрет увиденного.