Краеведческая работа. Исследование ПТК пришкольного участка

Разделы: География


Работа представлена виде презентации. Объяснение к слайдам:

Слайд 1: Наша работа посвящена исследованию отдельно взятого природного участка - природно-территориального комплекса (ПТК) пришкольного участка МСОШ №1.

Слайд 2: Приромдный Территориамльный коммплекс (ПТК) - это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в ее пределах современными процессами. Одновременно ПТК - это закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, образующих системы разных уровней - от географической оболочки до фации.

Слайд 3:

1. ФГП.

Исследуемый объект расположен на территории МСОШ №1 г.о. Тейково, на ул. Ленинской вокруг строений под № 1 и № 3, обнесен забором. Наш участок, как и вся Ивановская область, расположен в центре Русской (Восточно-Европейской) равнины, в междуречье р. Волга и р. Клязьма. Территория МСОШ № 1 находится к северо-востоку от центра города на левом берегу р. Вязьмы,занимает площадь в 0,2 га.

2. Рельеф.

Рельеф данного ландшафта холмистый (в частности объект расположен на вершине холма). Сама поверхность ПТК плоская, сложена осадочными горными породами. Имеются заасфальтированные дорожки и плац, выложенный плиткой. Преобладают осадочные горные породы: глина, песчаник, на глубине известковый слой ,мелкие камни, много строительного мусора (обломков кирпичей, металлические и стеклянные обломки и т.д.). На поверхность оказывает воздействие процессы органического и физического выветривания, велика роль антропогенного фактора. Местность покрыта травянистым покровом, имеются деревья и кустарники, разбиты цветники. На площади находится здание начальных и здание старших классов.

Слайд 4: Климат.

Климат пришкольного участка, как и всей территории Ивановской области, умеренно-континентальный с ярко-выраженными сезонами года, с умеренно-холодной зимой и умеренно-теплым летом. Климат характеризуется температурой воздуха и количеством атмосферных осадков. В годовом графике среднемесячных температур самым холодным является январь.( средняя температура -11,5) Самым теплым - июль(средняя температура +18,0). На изучаемой территории в течение года господствуют воздушные массы умеренных широт, арктические и тропические. Часто вторгается морской воздух умеренных широт с Атлантического океана. Его приход сопровождается потеплением и снегопадами зимой, понижением температуры и дождями летом. В течение года преобладают юго-западные ветры и циклональная погода. Большое количество осадков выпадает в летние месяцы, меньшие зимой. Среднегодовая величина составляет 630 мм. осадков (в виде снега, града, росы, инея, дождей).
Слайд 5: Воды.

Территория пришкольного участка расположена на вершине холма, поэтому влага здесь не застаивается. Отдельные микроводоемы здесь представлены лужами и т.д., искусственно создаваемыми углублениями (ямами, канавами), потоками водных объектов дождевых и снеговых (талыми водами). Подземные воды залегают достаточно глубоко. Для полива культурных растений используется вода из водопровода школы. Пробы воды из близлежащей колонки показали высокую жесткость, при кипячении соли выпадают в осадок.

Слайд 6:

Почвы.

  • Почвенный разрез: ширина 0,7 м, глубина 1,5 м. стена ямы отвесные .
  • Описание почвы:
  • Географическое положение разреза(где, в каком месте: у реки или в дали, условия почвообразования).
  • Название каждого слоя.
  • Механический состав: супесчаная.
  • Цвет: светло-коричневый, название почвы: дерновосредне-подзолистая.
  • Структура :комковатая,
  • Включения :камни, корни, строительный мусор(обломки кирпичей, стекла, шлаки)
  • Влажность: свежая: почва прохладная,фильтровальная бумага не намокает, сухая.
  • Степень резкости переходов одного горизонта в другой :границы прямые

Слайд 7-12:

Растительный мир.

Растительный мир представлен деревьями, кустарниками, травянистым покровом и цветниками.

Древесная растительность включает в себя хвойные деревья: ель-8 деревьев, лиственница-3, широколиственные: липа-36, каштан конский-1,клен, американский клен-3, мелколиственные: рябина-8, береза-5. К кустарникам относиться чайное дерево-54, сирень -2,арония черноплодная-1. Имеются плодово-ягодные деревья: 2 яблони-дички.

Травянистая растительность представлена типичными для средней полосы луговыми травами: тимофеевка, мятлик,овсяница.

Культурные растения расположены на цветниках, за каждым классом закреплена своя клумба. Преобладают позднецветущие растения: астры, циннии, георгины, календула, настурция,агератум,газонная трава,алисиум и многие другие:

Слайд :13

Животный мир.

Животный мир представлен: земноводными: лягушки, жабы; насекомыми: мухи, комары, стрекозы и разнообразные бабочки. пресмыкающимися: ящерицы; птицы: дятел, синица, снегирь, животные: полевые мыши, ежи а недавно даже поселилась белка.

Слайд :14-19:

История освоения участка.

Пришкольный участок осваивался учителями и учениками школы с момента её образования. Из летописи школы мы узнали, что в 50-е годы 20-го века здесь находилась географическая метеоплощадка, стояли приборы : флюгер, осадкометр, термограф. Позднее в 60-80-е годы здесь располагался опытный участок: выращивались такие селькохозяйственные культуры, как картофель, свекла, морковь, лук, зелень, используемые в школьной столовой. В настоящее время возрождается традиция опытного участка: здесь выращивалась морковь, лук, зелень, отведена площадь под рассаду цветов

Слайд :20:Итогом нашей работы стала , составленная карта пришкольного участка, с расположенной на ней растительностью. Наша работа ещё только начата, весной можно применить на практике ещё ряд методик по исследованию природы отдельно взятого ПТК пришкольного участка.