Урок-расследование "Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока: урок обобщения и систематизации З и У.

Вид урока: экспериментально-поисковый с элементами игры.

Главная ДЦ: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательный аспект:

  • обобщить знания о свойствах кислот, оснований и солей через деятельность учащихся по раскрытию приведённой схемы;
  • проверить степень сформированности ЗУН на практике в нестандартной и творческой ситуации.

Развивающий аспект:

развитие психических процессов:

  • речевой деятельности;
  • логического мышления;
  • творческих возможностей, фантазии и воображения.

Воспитательный аспект:

воспитание качеств личности:

  • уважения в условиях работы в группах;
  • ответственности за результаты своей работы.

ФОПД: групповая (группы гетерогенного состава).

Реактивы:

  • дихромат аммония, этиловый спирт,
  • раствор соляной, серной, азотной кислот, гидроксид железа (III)

 Истина не рождается в голове отдельного человека,
она рождается между людьми, совместно ищущими,
в процессе их диалогического общения.
М.М. Бахтин

Ход урока

На прошлых уроках мы с вами рассмотрели химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Сегодня мы обобщим наши знания и немного поиграем. А урок у нас будет РАССЛЕДОВАНИЕ. Что же мы будем расследовать? Давайте посмотрим на дерево:(Презентация)

На нём зашифрованы формулы химических веществ. Ваша задача: узнать, что это за вещества, но не просто узнать, а заработать как можно больше КРЕАТИВИКОВ, то есть включить свое креативное мышление. Для этого мы с вами заранее разделились на три группы - три расследовательских бюро. Чтобы получить сегодня отметку - необходимо заработать креативики:

ОТМЕТКА ЧИСЛО КРЕАТИВИКОВ
"5" 40 и больше
"4" 30-40
"3" 20-30

1 задание:

Дать название своему бюро. Время -1 минута.

1 блок МОТИВАЦИЯ

Сегодняшнее расследование мы начнём с опыта (проделывается "ОПЫТ ВУЛКАН")

Какое бы название вы дали этому опыту?

Сегодня на уроке мне бы хотелось услышать от вас столько креативных мыслей, сколько вы увидели искр из этого вулкана!

(Над каждым заданием работают все три группы. Если отвечающая группа не справляется с заданием, право ответа переходит другой группе.)

2 блок СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I

На протяжении всей содержательной части I перед учащимися - выбор задания:

  • 1 вариант - 10 креативиков
  • 2 вариант - 20 креативиков

Каждый вариант имеет подсказку, но если команда ею воспользуется, то из общей суммы вычитается 5 баллов. Время выполнения каждого задания - 5 минут.

2 задание: 1 вариант - стоимость 10 креативиков

Определить вещество А

ШИФРОГРАММА: определить тип элемента (s-, p-, d-,f-) и расшифровать название простого вещества.

2 задание: 2 вариант - стоимость 20 креативиков

Определить вещество А

ЗАГАДКА

3 задание: 1 вариант - стоимость 10 креативиков

Определить вещество В

РЕБУС

3 задание: 2 вариант - стоимость 20 креативиков

Определить вещество В

ШИФРОВКА: в тексте спряталось название неорганического вещества. Найти способ чтения и прочитать его.

Подсказка:

В тексте читать только русские буквы, пропуская знаки латинского алфавита через определённое число знаков.

4 задание: 1 вариант - стоимость 10 креативиков

Определить вещество С

СОБЕРИ МОЗАЙКУ (можно предложить учащимся карточку с любым химическим рисунком, которая разрезается на геометрические фигуры)

4 задание: 2 вариант - стоимость 20 креативиков

Определить вещество С

ШИФРОВКА: чтобы прочесть зашифрованное название неорганического вещества, надо заменить цифры буквами из названия, изображенного над цифрами предмета или символа. Буквы взять из каждого слова в порядке стоящих под ним цифр.

5 задание: 1 вариант - стоимость 10 креативиков

Определить вещество D

"НЕМОЙ ВИДЕОФРАГМЕНТ"

Просмотрев "немой" видеофрагмент лабораторного опыта, определите название получившегося осадка. (Опыт получение гидроксида железа (III))

Подсказка:

Восстановить записи шпаргалки и определить название формулы на месте кляксы.

5 задание: 2 вариант - стоимость 20 креативиков

Определить вещество D

ШИФРОВКА: определить названия химических знаков и соединений. Найти способ чтения и прочитать название неорганического вещества (воспользоваться справочным материалом "Тривиальные названия неорганических веществ" Приложение 1).

Подсказка:

Используем только первые буквы названий знаков и химических соединений

В ходе нашего расследования вы расшифровали 4 формулы неорганических веществ, но на нашем дереве остался ещё знак вопроса.

6 задание: стоимость - 20 креативиков

Лабораторный опыт

  • 1 группа: гидроксид железа (III) и соляная кислота
  • 2 группа: гидроксид железа (III) и серная кислота
  • 3 группа: гидроксид железа (III) и азотная кислота

Выбрать одно из предложенных вам веществ и провести с ним опыт.

Написать молекулярное, полное ионное и сокращённое ионное уравнения (сдать учителю).

В написанных вами уравнениях не должно быть исправлений. Каждое исправление считается ошибкой.

3 блок ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА

"Математический фокус" с периодической таблицей:

  1. Задумайте два химических элемента так, чтобы они образовывали бинарное химическое соединение. Запомните их номера.
  2. Порядковый номер первого элемента удвойте.
  3. К полученному числу прибавьте 5.
  4. Сумму умножьте на 50.
  5. К произведению прибавьте порядковый номер второго элемента.

Учитель из полученной суммы вычитает число 250. Получается четырёхзначное число. Первые две цифры - это порядковый номер 1-го химического элемента, вторые две цифры - порядковый номер 2-го химического элемента.

4 блок СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ II

(домашнее задание)

СКАЗКА

Придумать СКАЗКУ-ЗАГАДКУ или РАССКАЗ-ЗАГАДКУ (в прозе или в стихах), где были бы сведения о свойствах, получении и применении всех неорганических веществ из генетической цепочки. Разыграть её в лицах.

В качестве примера вы можете использовать:

Уставший господин Ферр пришёл домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел:

Что же было дальше?

В помощь:

:и предложил создать совместное:

:зная его коварный нрав:

:но тут явилась очаровательная:

:приступив его бдительность и осторожность:

:Ферр стал покрываться бурым налётом:

5 блок РЕЗЮМЕ

В конце урока подводим итоги. Предлагаю учащимся построить 3 графика:

  • Моё эмоциональное состояние на уроке.
  • Как я работал в группе.
  • Содержание урока.